Эксперты бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения», рассказали, как предприятия могут и должны обезопасить себя от этих рисков.
Проверка или скоринг
Тщательный подбор контрагентов сбережёт репутацию компании и сократит налоговые риски те, что несет в себе применение статьи 54.1 НК. Самое простое – это изучить предприятия-кандидаты на наличие или отсутствие задолженности, проверить достоверность сведений в реестрах и системах, а также другие параметры, которые входят в понятие «информация о налоговом статусе».
Это первый этап отсева возможных партнеров. Но можно пойти и дальше. Для этого применить скоринговый подход.
Что такое скоринг
Слово «скоринг» родом из английского языка, с него score переводится как счет.
Скоринг – изначально банковская практика для оценки клиентов, которая сейчас нашла применение в реальном секторе экономики, чтобы управлять рисками ликвидности и кредитными рисками. Оторвавшись от породивших скоринговый подход банков, методика в новых для неё условиях изменилась.
Для начала оценки надежности контрагента по скоринговой системе смотрим на степень влияния информации о событии, которое может быть, как разовым (допустим факт смены собственника или высшего менеджмента), так и долговременными (тут речь может идти, например, о влиянии мировой ситуации на сферу, в которой работает компания). Имеет значение даже косвенная информация: наличие лицензий, сообщения в СМИ, штат сотрудников, наличие вакансий и т. д., и т. п.
Объём необходимой для создания скоринговой системы на предприятие формируется исходя из четко определённых задач. Наиболее надежной и достоверной является только информация о разовых событиях и информация, формируемая внутри компании.
Когда информации недостаточно и/или она несвоевременна, результат скоринговых расчетов создаётся за счёт нескольких оценок и того как они могут повлиять на дальнейшие события. Благодаря этому уже накоплена значительная методология и практика скоринга.
Разберём, например, репутационный индекс. Он определяет факторы риска по наихудшему значению из трех индексов: должной осмотрительности; финансового риска; платежной дисциплины.
1. Индекс должной осмотрительности (ИДО).
ИДО, по информации из СПАРК, рассчитывается по 39 факторам, которые выясняют, является ли контрагент «однодневкой», «брошенным активом», «транзитной единицей». Этот индекс постоянно уточняется и тестируется.
2. Индекс финансового риска (ИФР).
ИФР с помощью финансового анализа изучает платежеспособность контрагента и вероятность возникновения у него финансовых проблем. Индекс также требует постоянного уточнения.
3. Индекс платежной дисциплины (Paydex).
Этот аналитический показатель демонстрирует сколько компании в среднем потребуется времени для исполнения своих финансовых обязательств по контракту. Индекс постоянно меняется, что отражает тенденции финансового положения у контрагента.
Серьезным недостатком в опоре на данные СПАРК считается задержка информации. В наибольшей степени это касается финансовых индексов, которые рассчитываются по данным годовых отчетов.
Как это работает на практике
Схема простой системы скоринга, чтобы определить уровень риска надежности контрагента, разделяет информацию о контрагенте на шесть групп:
-
Показатели профиля.
-
Репутация.
-
Финансовая оценка.
-
Налоговые и прочие социальные обязательства.
-
Показатели, основанные на истории взаимоотношений с контрагентом.
-
Макроэкономические показатели.
Опираемся и на источники информации – это:
-
данные, что по договору предоставил контрагент;
-
данные из открытых внешних источников (СПАРК), а также кредитных учреждений;
-
собственные данные.
Далее опираясь на собственный опыт и принятую практику создаём шкалу надежности в условных баллах, например, в 100 бальном диапазоне:
-
от 80 до 100 баллов – это показатель высокой надежности контрагента;
-
от 50 до 79 баллов – приемлемой надежности;
-
от 25 до 49 баллов – низкой надежности;
-
ниже 24 считаем уровнем ненадежности.
И помним, что скоринговая модель требует постоянной настройки, то есть в случае необходимости пересматривать её исходя из актуальности каждого показателя и его степени влияния на результат скоринговых расчетов.
Роботизированный скоринг
Эту работу можно отдать и роботу. Примерно за месяц его необходимо настроить для проверки контрагента. В этом случае упрощенный алгоритм, следующий:
-
сбор информации о контрагенте из списка интересующих ресурсов;
-
расчет суммарного риска и определение стоп-факторов с помощью скоринговой модели (она настраивается под потребности заказчика с возможностью добавить источники и ресурсы, например, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ОКВЭД, «Прозрачный бизнес», ЕФРСБ, ЕИС в сфере закупок, картотека арбитражных дел);
-
оценка и присваивание контрагенту по баллу за каждый показатель;
-
формирование внутреннего рейтинга контрагентов;
-
результаты работы уходят на электронную почту ответственному сотруднику.
С каждой операцией робот справляется примерно за 10 минут. Получается, что в среднем за день робот обрабатывает 40-60 заявок. Человек за это время способен проверить не более 10-15 контрагентов.
В итоге с помощью робота компания:
-
экономит время на массовую проверку контрагентов, сокращается свои финансовые и репутационные риски;
-
создаёт единые стандарты проверки и внутренний рейтинг благонадежности контрагентов;
-
формирует отчетность о проделанной проверке.
Начать дискуссию