НДС

Невозвращенец

Без суда не вытащишь и деньги из пруда — такова участь российских экспортеров, желающих возместить НДС. Налоговики все чаще доводят споры до судов, а шансов вернуть деньги с фемидовой помощью становится все меньше. Впрочем, правительство наконец задумалось о поисках компромисса между бизнесом и инспекциями — слишком дорого стал обходиться бюджету не возмещенный вовремя НДС.

Илья Данилкин

Журнал "Бизнес"

Без суда не вытащишь и деньги из пруда — такова участь российских экспортеров, желающих возместить НДС. Налоговики все чаще доводят споры до судов, а шансов вернуть деньги с фемидовой помощью становится все меньше. Впрочем, правительство наконец задумалось о поисках компромисса между бизнесом и инспекциями — слишком дорого стал обходиться бюджету не возмещенный вовремя НДС.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, для начала поясним, что такое возмещение налога на добавленную стоимость и почему с этим возникает столько проблем. Согласно налоговому законодательству, компании-экспортеры имеют право на возврат из бюджета сумм НДС, уплаченного ими поставщикам экспортированных товаров. Дело в том, что при ввозе товара в другую страну они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. При этом им приходится платить его и у себя на родине — своим поставщикам. Таким образом, могла бы возникнуть проблема двойного налогообложения, если бы во избежание ее не родился этот бизнес-кошмар под названием «возмещение НДС».

На практике оно выглядит так: компания-экспортер, скажем, закупила материалы для производства своей продукции, перечислив деньги поставщику с учетом 18-процентного налога на добавленную стоимость. Тот, зная, что товар предназначен для экспорта за границу, должен направить сумму налога, уплаченного ему партнером, в бюджет. После того как товар будет вывезен, компания-экспортер может получить право на возмещение этих средств. Для этого она должна подать в ИФНС налоговую декларацию по НДС по ставке 0% с приложением документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки (перечислены в статье 165 Налогового кодекса), и заявление с просьбой о возмещении средств. В свою очередь, налоговики максимум в течение трех месяцев обязаны провести проверку и вынести решение — возместить или отказать.

Все в суд

Однако в реальности под вполне естественным предлогом — борьба с мошенниками — налоговики придумывают всевозможные причины, чтобы принять как можно больше отрицательных решений. Ведь государство заинтересовано в пополнении бюджета, а налоговики — в соблюдении интересов государства и своих собственных (говорят, что от объемов сборов зависит премиальный фонд инспекций).

Впрочем, мошенничество действительно имеет место быть, причем, как говорится, в особо крупных размерах. Например, не так давно калининградские налоговики раскрыли схему неправомерного возмещения из бюджета НДС. Одна из местных компаний занималась экспортом в Голландию редкоземельных металлов. Организация представила в инспекцию декларацию и все необходимые бумаги с просьбой возместить ей НДС на общую сумму свыше 18,5 миллиона рублей. Налоговики провели проверку и выяснили, что в предоставленных документах содержались недостоверные сведения. Ко всему прочему, в ходе проверки были выявлены признаки организации этой компанией незаконной схемы получения из бюджета НДС. В реализации «левой» схемы участвовал ряд офшорных компаний, в том числе иностранных. В итоге в возмещении НДС такому экспортеру отказали. А он, не долго думая, обратился в суд. Дело дошло до кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-западного округа.

Начальник юридического отдела Управления ФНС России по Калининградской области Ольга Бондаренко рассказала «Бизнес-журналу», что налоговикам удалось в итоге доказать свою правоту по многим пунктам.

— Мы доказали, к примеру, что участники сделок по купле-продаже металла не имели денежных средств на его оплату, — подтверждает она. — Так, деньги якобы переводились со счета на счет различных компаний, а в конечном итоге оплата была произведена векселем Сбербанка России. Однако в Сбербанке сообщили, что не выпускали вексель под таким номером. Кроме того, договоры поставки товара, заключенные различными организациями, идентичны и, несмотря на значительную территориальную отдаленность участников сделок, были подписаны в течение нескольких дней. Среди доказательств «схемности» была и информация Балтийской таможни о том, что через границу такой груз — около 170 тонн титана губчатого на сумму более 500 тысяч долларов — не проходил. И таких несоответствий мы обнаружили «вагон и маленькую тележку».

Опираясь на эти доказательства, суд постановил отказать в возмещении НДС.

Впрочем, бдительность бдительностью, но ведь в общий «черный» список зачастую попадают и вполне добросовестные компании. При этом шансов отбить у налоговиков деньги становится все меньше. Налоговики поднаторели в боях за НДС, считают эксперты, а в последние годы нашли хороший способ перебрасывать собственную ответственность за принятие решений о возмещении-отказе на арбитров. Как говорят специалисты, сотрудники инспекций зачастую намеренно доводят споры с экспортерами до судов. А суды сейчас уже не ограничиваются установлением факта экспорта, а анализируют различные аспекты таких сделок, в том числе экономические.

Налоговый юрист Алексей Зыкавичный отмечает, что у судов и налоговиков даже появилась специальная терминология: «Например, сейчас суды стали оперировать такими понятиями как «реальная деловая цель», «экономическое обоснование сделки», «добросовестность» и «недобросовестность». Этих понятий нет в Налоговом кодексе, однако их активно применяют на практике. Например, компании могут отказать в возмещении налога на том основании, что в сделке отсутствует «деловая цель», например, если по договору компания получает прибыль меньше рыночной, что нередко бывает при экспортных операциях. Причем, какими критериями руководствуются судьи совершенно неясно, по большому счету, это определяется на глаз».

Суд да дело

Как показывает статистика Федеральной налоговой службы, примерно 90% налоговых споров связаны с возмещением НДС, и с каждым годом количество таких исков растет. Так, если в 2000 году налоговикам предъявили 11 163 иска, то уже в 2005 году их было почти в пять раз больше. При этом в последние годы экспортерам стало все меньше везти в судах.

Так, в 2002 году сумма удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков составила 84% от оспариваемой суммы (88 млрд рублей против заявленных 103 млрд), в 2003-м — 64% (сумма удовлетворенных судом требований составила около 122 млрд рублей при заявленных 189 млрд), в 2004 — 45% (181 млрд рублей против заявленных более 402 млрд рублей). А в 2005 году доля признанных судом требований снизилась до 32% от заявленных сумм. Так, экспортеры добивались возмещения через суд в общей сложности больше чем 462 млрд рублей, но арбитры согласились с правомерностью выплаты лишь 151 млрд.

Однако, несмотря на столь печальную динамику числа удовлетворенных исков, эксперты утверждают, что обращение в суд — пока единственный способ добиться возмещения НДС из бюджета в случае необоснованного отказа со стороны налоговиков.

Польза недоверия

Сейчас чиновники усердно намекают на то, что экспортеры должны работать только с проверенными партнерами, и грозятся лишить их возмещения, если хотя бы один из участников НДС-цепочки напортачит. Они не так уж и не правы.

Недобросовестность партнеров — одна из главных проблем, с которыми сталкиваются компании-экспортеры при попытке доказать факт уплаты налога. С одной стороны, прямой вины экспортера в том, что его поставщик не заплатил налог в бюджет, нет. С другой — он должен сам застраховаться от этой неприятности, если хочет все-таки возместить излишне уплаченные средства (а если налог в бюджет не поступил, то такая вероятность сводится к минимуму).

Ведь зачастую поставщики не очень-то щепетильно относятся даже к заполнению документов, например, счетов-фактур — в случае чего проблемы-то будут не у них. А именно неверно подготовленные счета-фактуры в первую очередь становятся предметом придирок со стороны налоговиков. Аудитор компании «Селиванов, Гришин и партнеры» Юлия Напкунайте поясняет:

— Порядок выписки и составления счетов-фактур утвержден как Налоговым кодексом, так и специальным постановлением правительства РФ. Налоговый кодекс предусматривает ряд обязательных показателей, которые должны содержаться в этом документе. Это данные о фирме-продавце, о товаре, ставке налога, сумме НДС. Полный перечень реквизитов, которые следует указывать в счете-фактуре, предусмотрен пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса. Впоследствии на основании этой нормы Налогового кодекса было принято постановление правительства РФ от 2 декабря 2000 года № 914. Этим документом уже утверждена форма счета-фактуры, а также регистры учета по НДС и порядок их заполнения.

Наиболее распространенная ошибка: подпись на счетах-фактурах ставит некий представитель поставщика, который не является уполномоченным лицом, и в итоге документ признается недействительным. Так, правом подписывать счета-фактуры обладают только генеральный директор и главный бухгалтер, другой сотрудник компании или представитель поставщика — только при наличии доверенности. «Довольно часто бывает, что данные компаний-поставщиков в документах не соответствуют сведениям о них, содержащимся в госреестре налогоплательщиков, — продолжает Юлия Напкунайте. — В случае любого нарушения фирме должны выдать верный исправленный документ, иначе возмещение налога на добавленную стоимость будет затруднено».

Поэтому эксперты советуют: стоит тщательно проверять счета-фактуры (особенно если нет уверенности в надежности поставщика) и, по возможности, вносить изменения еще до отправки отчетности по сделкам в налоговую инспекцию. Например, необходимо заранее удостовериться в полномочиях человека, который подписывает документы от лица поставщика, чтобы их потом не забраковали как недействительные. Для этого можно попросить у поставщика оригинал доверенности.

Однако сложности возникают не только при доказательстве факта уплаты налога поставщиком. Экспортеру придется удостоверить налоговиков и в том, что вывоз товара состоялся. Так, у него должен быть контракт с зарубежной фирмой на поставку товаров (его вместе с таможенной декларацией, транспортными бумагами и рядом других документов надо будет представить таможенникам) и документы, подтверждающие его вывоз за пределы страны. На границе сотрудник таможенной службы поставит в декларации штамп «Выпуск разрешен», сопроводив его подписью и личной номерной печатью. Подробный перечень документов, которые должен предоставить в налоговую инспекцию экспортер, указаны в Письме ФНС РФ от 6 мая 2006 года № ММ-6-03/478@.

Кроме того, для подачи в налоговую инспекцию с целью возмещения сумм налога нужны выписки из банка, подтверждающие перечисление средств, и транспортные документы с пограничными отметками (полный список бумаг — в статье 165 Налогового кодекса).

Однако, как и в случае со счетами-фактурами, налоговики и здесь находят к чему придраться. Например, к нечетким отметкам таможни (а в этом экспортер уж явно никак не виноват) или неверно оформленным банковским выпискам. Таким образом, экспортеры опять-таки нередко вынуждены обращаться с исками в суд, доказывая факт вывоза товара за границу.

Английская «карусель»

Мошенничество с НДС — не только российская беда. По данным ИА «Интерфакс», в Великобритании также растут масштабы использования незаконных схем при уплате этого налога. Так, согласно оценкам статистического бюро британского правительства, в первом квартале 2006 года мошенническая налоговая схема использовалась при экспорте товаров на сумму в 5,5 миллиарда долларов — эта сумма в пять раз превышает прошлогоднюю.

Речь идет о незаконной схеме, известной как «карусель». Суть ее такова: мошенники регистрируют компанию как плательщика НДС и тем самым получают право покупать товары в странах Европейского союза без уплаты этого налога. Они импортируют товары — как правило, мобильные телефоны, компьютерные чипы и другую дорогостоящую электронику, — продают их с наценкой в размере ставки налога, присваивают разницу и попросту исчезают. Операции обычно проводятся через большое число компаний, что значительно затрудняет расследование таких нарушений.

По данным Управления налоговых сборов и таможен Великобритании, в 2004 году британский бюджет потерял от 1,1 до 1,9 миллиарда фунтов стерлингов из-за мошенничества с НДС. В 2005 году эта сумма может увеличиться до 5 миллиардов, а в 2006 году — до 10 миллиардов фунтов. В апреле статистическое бюро британского правительства сообщило, что поступления от НДС снизились впервые с 1973 года, когда этот налог был введен.

Прекрасное, но далеко

Несмотря на рьяную борьбу налоговиков за сборы в бюджет, не возмещенный вовремя экспортный НДС — это не только лишние деньги в казне. С одной стороны, он пополняет бюджет, а с другой — разоряет, оборачиваясь для государства долгом перед экспортерами в виде штрафных процентов, когда тем через суд удается доказать правомерность выплат. И ситуация только ухудшается. Так, например, в 2004 году бюджет потерял на выплате процентов 429,9 миллиона рублей, а за 9 месяцев 2005 года — уже 701 миллион рублей.

Поэтому Счетная палата РФ предложила просто-напросто штрафовать нерадивых сотрудников налоговых органов и сами инспекции, в случае если они необоснованно препятствуют возмещению НДС. Аудиторы Счетной палаты считают, что нормы ответственности налоговых инспекций и их отдельных сотрудников нужно отобразить в Кодексе об административных правонарушениях РФ. При этом наказывать налоговиков рублем следует не только за необоснованный отказ в возмещении и затягивание сроков рассмотрения документов, но и за задержку непосредственного возмещения НДС экспортерам. Однако остается непонятным, с кого все-таки брать штрафы. Если вычитать их из зарплаты сотрудников налоговых инспекций, то появляется риск того, что там вообще никто не будет работать — зарплаты там невысокие. Если штрафовать налоговую инспекцию, то выходит, что государство будет заниматься перекладыванием денег из одного своего кармана в другой.

Впрочем, Минфин готовит свою — принципиально новую — систему уплаты НДС. Суть ее заключается в следующем: каждая компания, за исключением крупнейших, сможет сама выбирать, платить этот налог или не платить. «Идея достаточно простая, — объяснил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. — Крупные компании с большими оборотами, безусловно, должны быть плательщиками НДС. А вот для небольших компаний это в принципе не обязательно — они могут добровольно заявить о своей готовности стать плательщиками НДС со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями или отказаться от уплаты этого налога. Чтобы получить право на уплату НДС, фирме надо будет пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщика этого налога».

Эта схема вполне жизнеспособна, ведь тех, кто станет платить в итоге НДС, специальным образом зарегистрируют, и, возможно, таким образом удастся победить армию мошенников. В любом случае, сегодняшний бардак не будет продолжаться долго, поэтому российские экспортеры могут надеяться, что в скором времени ситуация все же изменится к лучшему.

Вернуть нельзя отказать

Как и в случае со знаменитым «Казнить нельзя помиловать», налоговики быстро разобрались со знаками препинания. Пока арбитры в своих решениях размышляют над признаками «недобросовестности», чиновники ФНС России уже твердо знают, кто такие «недобросовестные налогоплательщики», и даже выпустили по этому поводу письмо, пользуясь которым, налоговый инспектор легко может отказать в возмещении НДС практически любой фирме. Чиновники к тому же нашли обоснование для появления этого письма, а именно — в связи с необходимостью обобщить правоприменительную практику по возврату НДС и сформулировать свои рекомендации для нижестоящих инстанций. Попробуем проанализировать некоторые из этих признаков.

Признак 1. «Взаимозависимость»

По мнению инспекторов, взаимозависимыми участники сделки будут тогда, когда сотрудники поставщика работают в фирме покупателя или, наоборот, являются родственниками; покупатель и продавец — учредители одной и той же фирмы или получают доходы из одного источника. Если налоговики начнут применять этот пункт, и вдруг окажется, что ваш продавец заключил сделку с вашим же контрагентом (вполне вероятная ситуация, если вы привыкли работать с известными на рынке компаниями), то НДС из бюджета вы не получите.

Признак 2. «Фирма-однодневка»

Если ваш партнер по сделке будет признан «однодневкой», то НДС вы также не получите. «Однодневкой» будет считаться фирма, которая располагается не по своему юридическому адресу или зарегистрирована в местах «массовой регистрации», не сдает отчетность или сдает «нулевую» отчетность, не имеет штата сотрудников, складских помещений, имеет счет в вашем же банке или недействительный ИНН. Если проверить ИНН еще можно — эти данные есть в свободном доступе, как быть с остальными признаками «однодневок»? Выходит, и здесь высока вероятность не получить свой законный НДС обратно.

Признак 3. «Поставщик не заплатил НДС по сделке в бюджет»

Если речь идет о перечислении денежных средств в бюджет, то непонятно, как быть в ситуации, когда поставщик в декларации ставит НДС к вычету? Ведь он не обязан платить НДС.

Признак 4. «Товар покупается не со склада поставщика»

Если при совершении сделки товар физически не перемещается со склада поставщика и в счетах-фактурах и накладных в графе «грузоотправитель» указан не поставщик, то стороны сделки могут быть признаны «недобросовестными». Вместе с тем и в Гражданском, и в Налоговом кодексах утверждается, что поставщик и грузоотправитель могут не совпадать.

Признак 5. «Есть основания полагать, что товар не будет оплачен»

По мнению налоговиков, на это могут указывать следующие обстоятельства: в договоре купли-продажи не предусмотрены штрафные санкции за просрочку платежа, оговорена отсрочка платежа, расчет производится векселями, погашается зачетом встречного обязательства, и деньги поступают на счета третьих лиц. Скорее всего, этот признак сформулирован на базе знаменитого определения Конституционного Суда от 8 апреля № 169-О. Чтобы избежать претензий, в договоре необходимо предусмотреть конкретную дату платежа и, если все-таки товар не будет оплачен своевременно, оформить дополнительное соглашение о продлении срока. Если в договоре предусмотрена рассрочка платежа, то надо составить четкий график погашения задолженности за поставленный товар с указанием сроков и сумм платежей.

Признак 6. «Нерентабельность сделки»

Если проверяющие сочтут сделку нерентабельной, доказать это они смогут только с привлечением официальных экспертов.

Если при проверке будет установлено наличие одного или совокупность нескольких вышеперечисленных признаков, то доказать свое право на возврат налога из бюджета можно будет только через суд.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию