Воинский учет

Воинский учет с 2023 года: новый закон и изменения

В силу закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ с осеннего призыва 2023 года воинский учет в России фактически становится более современным и модернизированным: в рамках цифровизации начинают действовать новые механизмы передачи, обновления и уточнения сведений для целей его ведения. В том числе через Госуслуги, новые реестры и государственные информационные системы. Основы нового порядка и правил ведения воинского учета в переходном 2023 году раскрываем в статье.
Воинский учет с 2023 года: новый закон и изменения
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Причины изменений

Частичная мобилизация 2022 года показала, что действующая в России система воинского учета и механизмы обновления сведений для её целей во многом устарели, неэффективны и не отвечают современным реалиям.

Также оказалось, что мер, обеспечивающих явку в военный комиссариат по его повестке, в законе явно недостаточно.

В связи с этим в марте 2023 года был принят большой закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ с изменениями дополнениями в закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – закон 53-ФЗ), а также ряд других ФЗ. Он вступил в силу с 14 апреля 2023 года.

Отметим, что будущий закон № 127-ФЗ Госдума начала рассматривать еще в 2018 году. Изначально он касался только оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

После частичной мобилизации его существенно дополнили и скорректировали.

Самая горячая тема ― воинский учет!


Для тех, кто хочет получить практику и подтвердить документально навыки ведем запись на курс «Ведение воинского учета: от документов, сверок с военкоматом до 1С». 


Вы получите пошаговую инструкцию по ведению учета и образцы заполнения документов по всем правилам 2025 года. Сейчас можно узнать все про воинский учет в организации со скидкой!

Записаться за 4200 руб. 

Правовая база

Помимо закона 53-ФЗ в новой редакции, пока продолжают действовать:

Новые реестры

С 2023 года положено начало функционирования государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете». Сокращённо – Реестр воинского учета.

Минцифры должно запустить его в работу до 1 апреля 2024 года. До этого все мероприятия воинского учета – постановка на воинский учет без личной явки, повестки в электронной форме, ограничения на призывников – легитимны без Реестра.

На основании сведений Реестра воинского учета о направлении военкоматом повесток автоматически формируется общедоступный Реестр направленных (врученных) состоящим на воинском учете повесток. Сокращённо – Реестр повесток.

Первый реестр формируют военкоматы в порядке, установленном Правительством. И том числе на основании сведений, полученных от организаций и граждан в письменной и/или электронной форме.

В частности, в этом Реестре отражены сведения:

  • о трудовой деятельности и работодателе;

  • прохождении обучения и образовательной организации;

  • решение военкомата о запрете на выезд (также оно появится в личном кабинете человека на Госуслугах).

В итоге постановка/снятие и внесение изменений в документы воинского учета происходит путем внесения сведений в Реестр воинского учета.

Это возможно без личной явки в военкомат (новый п. 1.2 ст. 8 закона 53-ФЗ). Об этом оповестят автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме посредством Госуслуг.

Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информресурса происходит автоматически.

Необходимые для воинского учета документы можно представить при личной явке в военкомат либо через Госуслуги.

Поставленным на воинский учет без личной явки в военкомат при необходимости могут направлять повестки, в том числе электронные, для:

  • сверки сведений, полученных из Реестра воинского учета, информационных систем и ресурсов, на основании запросов;

  • получения документов воинского учета.

Базовым госинформресурсом пользуются только Министерство обороны и его территориальные органы – военные комиссариаты.

Что входит в Реестр воинского учета

Это следующие сведения о гражданах:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);

  • дата рождения;

  • пол;

  • о документе, удостоверяющем личность, вкл. вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код выдавшего органа;

  • СНИЛС (при наличии);

  • ИНН;

  • место жительства и/или пребывания, в т. ч. не подтвержденные регистрацией;

  • наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

  • код и наименование военного комиссариата, в котором состоит на учете;

  • о постановке на воинский учет или снятии с него;

  • о факте выдачи документа воинского учета;

  • о трудовой деятельности, вкл. сведения о работодателе;

  • о прохождении обучения, вкл. сведения об образовательной организации;

  • о состоянии здоровья (в объеме, установленном Правительством);

  • код записи о гражданине в государственном информационном ресурсе;

  • признак наличия оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;

  • иные сведения, определенные Правительством.

В Реестре воинского учета военкоматы обеспечивают учет сведений:

  • о направлении повесток;

  • получении повесток;

  • явке/неявке по повесткам, в т. ч. о подтверждении уважительных причин неявки;

  • применении временных мер для обеспечения явки по повесткам;

  • применении мер административной, уголовной ответственности при нарушении обязанностей, предусмотренных законом 53-ФЗ;

  • обжаловании гражданами отдельных решений и о результатах рассмотрения таких жалоб.

Корректировка сведений Реестра воинского учета

Записи могут быть изменены по обращениям:

  • граждан, в отношении которых они составлены;

  • их законных представителей.

Направление таких обращений и информирование о ходе и результатах их обработки происходит через Госуслуги.

Военкомат в течение 1 рабочего дня со дня поступления обращения направляет запрос в уполномоченные органы или организации. Срок ответа – 3 дня со дня поступления запроса.

Ответы военкоматы рассматривают в течение 1 рабочего дня и при необходимости вносят изменения в Реестр воинского учета.

Реестр автоматически уведомит заявителя о принятом решении, в том числе на Госуслугах.

Отказные решения можно обжаловать в порядке нового разд. V.1 закона 53-ФЗ.

Форма повестки

Военкоматы теперь могут направлять вызовы и повестки гражданам, в том числе в организации по месту их работы/учебы в письменной и/или электронной форме.

Установлено, что повестки подлежащим призыву на военную службу направляют в письменной форме и дублируют в электронной.

Управление формированием и рассылкой повесток происходит с использованием Реестра воинского учета.

Когда повестка считается врученной

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки. В них указаны правовые последствия невыполнения изложенных требований.

Способ направления/вручения повестки

Когда считается полученной

В электронной форме

С момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе. В первую очередь, это личный кабинет на Госуслугах и Реестр повесток.

В письменной форме:

 

  • под расписку;

  • лично вручают работники военкомата либо по месту работы/учебы – руководитель или другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица/работники организации.

По почте считаются врученными под расписку в день доставки/вручения соответствующих заказных писем при наличии в уведомлении о вручении отметки почты о доставке/вручении письма гражданину.

Отметим, что заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или пребывания и в электронном виде через Госуслуги – это новые способы вручения повесток военнообязанным.

Если повестка не считается врученной одним из перечисленных способов, она считается врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в Реестре повесток.

Таким образом, объяснение типа «давно не заходил на Госуслуги» или не смог зайти – теперь не прокатят.

Если гражданин отказался от получения повестки, направленной по почте или от ее личного получения, она считается врученной в день такого отказа.

Призывник, который получил повестку уже после даты явки по ней, в 2-недельный срок со дня получения повестки сообщить об этом лично – явившись в военкомат либо через портал Госуслуги.

Отметка об отказе от повестки

Отказ от вручения повестки по месту работы/учебы руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо/работник организации фиксирует путем проставления на повестке отметки.

Она должна включать (новый п. 2.2 ст. 31 закона 53-ФЗ):

  • дату отказа;

  • должность;

  • подпись, инициалы и фамилию вручавшего повестку;

  • подписи, инициалы и фамилии присутствовавших при этом лиц.

Реестр повесток

Как было сказано, на основе Реестра воинского учета автоматически формируется общедоступный Реестр повесток.

В его состав включают:

  • копии направленных повесток;

  • сведения о военном комиссариате, направившем повестку;

  • дата направления повестки и дата, когда она считается врученной;

  • дата явки в военкомат, указанная в направленной повестке;

  • сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена/вручена повестка:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);

  • дата рождения;

  • сведения о документе, удостоверяющем личность, вкл. вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код выдавшего органа;

  • сведения о месте жительства и/или пребывания, в т. ч. не подтвержденные регистрацией по месту жительства и/или месту пребывания.

Порядок ведения Реестра повесток и его оператора определяет Правительство.

Есть 3 способа доступа к Реестру повесток состоящим на воинском учете:

  • предоставление авторизованного доступа к личному кабинету гражданина в Реестре повесток;

  • размещение информации о направлении повестки в личном кабинете на Госуслугах;

  • при личном обращении в МФЦ за получением соответствующей выписки из Реестра повесток (тогда МФЦ в течение суток извещает военкомат).

Поставленным на воинский учет без личной явки в военкомат при необходимости могут направлять повестки, в том числе электронно, для:

  • сверки сведений из Реестра воинского учета, информационных систем и ресурсов, сведений, полученных по запросам;

  • проведения медосвидетельствования/обследования, психологического отбора;

  • получения документов воинского учета.

Если подлежащий постановке на воинский учет не работает и не учится, при получении повестки он обязан лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки.

Срок ответа на запрос

Военкоматы для получения необходимых сведений воинского учета при необходимости направляют в письменной и/или электронной форме запросы в отношении состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных.

По общему правилу ответить на запрос организация должна в 2-недельный срок со дня его получения (п. 11 ст. 8.1 закона 53-ФЗ).

Виды электронных подписей

Новый п. 4 ст. 10 закона 53-ФЗ гласит, что электронные заявления физлица подписывают простой электронной подписью, а организации – усиленной квалифицированной руководителя.

Обновленный состав обязанностей и новые сроки их исполнения

С 2023 года в новой редакции действует ст. 4 закона 53-ФЗ, где перечислены обязанности должностных лиц в том числе обычных организаций по обеспечению исполнения сотрудниками воинской обязанности.

Установлено, что руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица/работники организаций с 2023 года обязаны:

  • оповещать сотрудников о вызовах и повестках военкоматов при их поступлении в т. ч. электронных;

  • обеспечивать сотрудникам возможность своевременной явки по вызовам и повесткам военных комиссариатов;

  • направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных, – в течение 5 дней (ранее – 2 недели) со дня изменения соответствующих сведений, в т. ч. через портал Госуслуг (порядок устанавливает Правительство);

  • направлять в военкоматы сведения о случаях выявления не состоящих на воинском учете, но обязанных, – в течение 3 рабочих дней, в т. ч. через Госуслуги (ранее – 2 недели);

  • вручать не состоящим на воинском учете, но обязанным, направление в военкомат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 закона 53-ФЗ.

Как функционирует механизм

Организации, в которых работают или обучаются состоящие на воинском учете, а также не состоящие, но обязанные состоять, направляют сведения о них, необходимые для ведения воинского учета, оператору государственного информационного ресурса – Минобороны – через Госуслуги.

Кроме сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну (п. 8 новой ст. 8.1 «Информационное обеспечение воинского учета» закона 53-ФЗ).

Помимо этого, в рамках единой системы электронного взаимодействия между ведомствами они по своей компетенции предоставляют в электронной форме в государственный информационный ресурс необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, чтобы актуализировать документы воинского учета.

Это делают органы внутренних дел, ФНС, органы дознания и предварительного следствия, суды, Социальный фонд (СФР), органы госвласти федерального уровня и регионов, а также медицинские, образовательные и научные организации, ЦИК, Минпросвещения.

Также закрепили, что гражданин может направлять сведения, необходимые для ведения воинского учета, в военкомат в электронной форме через Госуслуги.

Уведомить об увольнении

При зачислении в запас подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до 27 лет призывная комиссия выносит заключение, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1 ст. 28 закона 53-ФЗ).

С 2023 года если руководитель госоргана либо организации или муниципального органа уведомлен военкоматом, в том числе электронно, о вынесении такого заключения в отношении своего служащего, он обязан уведомить на бумаге либо электронной форме через Госуслуги военкомат об увольнении этого гражданина с государственной или муниципальной службы.

Это нужно сделать в течение 10 дней со дня его увольнения.

Образовательные и научные организации

Установлено, что образовательные и научные организации в пределах своей компетенции обязаны предоставлять в электронном виде необходимые для ведения воинского учета сведения об обучающихся у них по различным программам.

В том числе в государственный информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета.

Новые сведения в документах воинского учета

Пункт 4 ст. 8 закона 53-ФЗ перечисляет, какие сведения должны содержать документы воинского учета. С 2023 года к ним добавили:

  • сведения о документе, удостоверяющем личность, вкл. вид, серию, номер, дату выдачи, наименование или код выдавшего органа;

  • страховой номер индивидуального лицевого счета – СНИЛС (при наличии);

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);

  • сведения о водительском удостоверении (при наличии);

  • сведения об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи (при наличии).

Без личной явки документы воинского учета могут содержать только те сведения о гражданине, перечисленные в указанной норме, которые есть у военкоматов, в том числе полученные из госинресурса и иных государственных систем и ресурсов, а также на основании запросов военкоматов.

При постановке на воинский учет и внесении изменений в его документы без личной явки выдача документов на материальном носителе – только при личном обращении гражданина.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию