Изменения, внесенные в 80 статью Налогового кодекса (глава "Налоговые проверки") и статью 11 Закона "О бухгалтерском учете", предоставили налогоплательщикам возможность альтернативного варианта представления налоговой декларации бухгалтерской отчетности в налоговые органы не на бумаге, а по информационным каналам связи либо на электронных носителях.
На сегодняшний день разработана нормативно-правовая база для приема налоговыми органами отчетности в электронном виде, подготовлены и доведены до налогоплательщика форматы представления этих документов. По словам Александра Долженкова, начальника отдела организации ввода информации Министерства по налогам и сборам, к
1 июля этого года 14,7 процента налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах и представляющих отчетность, сдают ее в электронном виде.
В этом году налоговое ведомство планирует перевести на предоставление отчетности в электронном виде всех крупнейших налогоплательщиков. Более того, задача-максимум - чтобы половина всех "клиентов" МНС платили налоги через Интернет. Специалисты считают это возможным. В первом квартале 10 процентов налогоплательщиков сдавали отчетность в электронном виде, в первом полугодии - уже 15 процентов.
Переход на принятие информации от налогоплательщиков в электронном виде даст возможность налоговым органам, во-первых, снизить трудозатраты на ввод информации в информационную систему налоговых органов, во-вторых, упростить ее разработку для контрольной работы, говорят в МНС.
Безусловно, налоговым органам эта система выгодна. А выиграют ли от этого налогоплательщики? По словам Александра Долженкова, она позволяет организациям снизить трудозатраты по формированию документов, упрощает их хранение, дает возможность скорейшего поиска и идентификации любого документа. Кроме того, снижение трудозатрат налоговых органов отразится на налогоплательщиках в плане сокращения сроков проверок.
Если поиск первичных документов и необходимых первичных источников будет осуществляться в электронном виде, то сокращение количества работы с бумажными документами позволит сократить срок налоговых проверок.
Однако это актуально скорее для крупных налогоплательщиков, а что даст новая система мелкому и среднему бизнесу? По словам Долженкова, плательщик сможет оперативно получать от налоговых органов необходимую ему информацию. Это и сверка состояния лицевого счета, и ответы на запросы в налоговый орган. Для налогоплательщика ведь самое главное знать, как он исполнил свои обязательства перед бюджетом. На основе электронной базы данных налоговые органы смогут оперативно представлять эту информацию, обещают специалисты МНС.
Если налогоплательщик хочет платить налоги через Интернет, то как он может это сделать? По словам Долженкова, информация может передаваться через компании-операторы по Интернету или специализированным обособленным каналам связи. Другая технология - это прием информации на электронных носителях записи: диски, дискеты. Но тут есть одна проблема. К сожалению, на сегодняшний момент закон об электронно-цифровой подписи полностью не действует на территории Российской Федерации. Не созданы центры по удостоверению электронно-цифровой подписи. И, соответственно, представив документ на электронном носителе, налогоплательщик должен подтвердить эту информацию путем представления бумажного носителя, подтверждающего достоверность документов. Для МНС это не очень удобно: с одной стороны, облегчается обработка и ввод информации, с другой - приходится тратить время на сверку представленных на электронном носителе и на бумаге документов.
Еще одна из возможностей, которую МНС настойчиво рекомендует налогоплательщикам, - работа через представителей. То есть использование в качестве посредника аудиторских компаний или каких-либо других организаций. Они будут консультировать налогоплательщиков, как правильно сформировать электронный документ, проверять информацию, занесенную в электронный файл, и передавать ее в налоговый орган. МНС такая система, безусловно, удобна. Инспекции будут получать уже обработанную и проверенную информацию, и, кроме того, им не придется работать с каждым налогоплательщиком индивидуально. А выгодно ли это налогоплательщикам? Ведь всем этим фирмам надо платить. На наше возражение, что эта система требует от налогоплательщиков дополнительных затрат, А. Долженков ответил, что если подобная практика станет массовой, то и цены, соответственно, снизятся. По его словам, МНС отдает предпочтение аудиторским организациям, которые будут, во-первых, делать сверку, арифметическую и логическую представленной информации, во-вторых, производить набор указанной информации в электронном виде и в-третьих, осуществлять передачу информации. Да, налогоплательщику придется заплатить определенную сумму, но он сможет значительно облегчить себе жизнь, считает начальник отдела организации ввода информации МНС. По словам Долженкова, во всем цивилизованном мире никто не заполняет свою декларацию сам. Это делают специалисты, которым надо платить, так же как и за любую предоставленную услугу.
Более того, МНС считает, надо законодательно добиваться обязательного представления отчетности в электронном виде. Сейчас, напомним, сдавать декларацию налогоплательщик может в том виде, какой ему наиболее удобен, хочет на бумаге - значит, на бумаге.
Реализовать эту идею можно, приняв поправки в Налоговый кодекс и в Закон "О бухгалтерском учете". Более того, как сообщил Александр Долженков, подобные поправки уже подготовлены и направлены в законодательные органы. Однако бухгалтерам волноваться пока рано - в ближайшее время обязательная сдача отчетности в электронном виде введена не будет.
Дело в том, что сейчас дорабатывается вторая часть Налогового кодекса. И до тех пор пока ее правка не закончена, первая часть меняться не будет. Такова официально заявленная позиция Думы и Правительства. А чтобы ввести обязательную сдачу отчетности в электронном виде, нужно править именно первую часть Налогового кодекса.
Кроме того, по словам Долженкова, законодательные органы не готовы к принятию этих поправок. Ведь, как признаются сами налоговики, эта мера существенно ухудшит положение налогоплательщиков.
Однако даже если будут приняты подобные поправки, возможность сдачи отчетности не в электронном виде все равно будет заложена в законодательстве. 100 процентов налогоплательщиков все равно не будут сдавать отчетность в электронном виде, даже если они будут ходить в нарушителях и платить штрафы, говорят в налоговом ведомстве.
Кроме того, по словам начальника отдела организации ввода информации, сейчас налоговые органы переходят на новую структуру, которая исключает необходимость контактирования налогоплательщика со многими структурными налоговыми подразделениями. Будут существовать два подразделения: отдел работы с налогоплательщиками, куда бухгалтер непосредственно обращается при сдаче отчетности либо запроса в налоговый орган, и отдел общего и финансового обеспечения, в который приходит вся информация, поступающая по почте.
Раньше бухгалтеры говорили, что лучше они приедут, отстоят очередь, но зато отдадут отчет в руки инспектору, и если там есть какая-то ошибка, им на нее укажут. Новая структура исключит пребывание в инспекции налогоплательщика кроме как в очереди у окошка. Документы принимает узкий специалист. Он смотрит только наличие определенных признаков в декларации. Отказать в ее принятии он не вправе. И теперь при приеме декларации налогоплательщику не будут даваться никакие пояснения по ее заполнению. Поэтому поход бухгалтера в налоговую инспекцию не будет иметь смысла, утверждает Долженков.
Позиция руководства Министерства по налогам и сборам такова: нужно исключить контакт налогоплательщиков с налоговыми органами и таким образом свести к минимуму злоупотребления и фальсификацию данных.
Принимаются и другие организационные решения для обработки информации, поступающей в электронном виде, создаются центры обработки данных. Они есть уже в пяти регионах. В Волгограде подобный центр существует уже более двух лет. Цель их создания - централизованная обработка информации на уровне регионов. То есть поступающие в инспекцию данные не вводятся на месте, а доставляются в центр обработки данных, где заносятся в базу данных и архивируются. А база данных либо передается в налоговые органы, либо возможность работать с ней дается путем удаленного доступа.
Ирина Колодина
Начать дискуссию