Управленческие отчеты

Анализируем «темные» места в финансовой отчетности: насколько проблемными они могут быть и что важно в балансовом отчете

Оценить текущее состояние компании, учесть потери, проверить ошибки в финансовой отчетности поможет балансовый отчет. Рассказываем, что важно учесть и насколько он полезен.
Анализируем «темные» места в финансовой отчетности: насколько проблемными они могут быть и что важно в балансовом отчете
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для многих баланс – нечто сложное и непонятное, но на самом деле это фотография текущего финансового состояния компании, то есть ее активов и пассивов.

Активы – это ресурсы компании, которые приносят выгоду в будущем.

К ним относятся станки и оборудование, запасы товаров, нематериальные активы, например, лицензии на используемые программы – все то, что участвует в создании положительного денежного потока.

Активы есть и у каждого человека. Например, денежные средства на депозитах, имущество, квартира, которая сдается в аренду и создает доход.

Пассивы – это обязательства предоставить кому-либо денежные средства и/или иные ресурсы.

Пассивами частного лица можно назвать кредиты, займы, долги и прочие обязательства. Если активы – положительная часть, которая участвует в формировании дохода, то, пассивы – это то, за счет чего приобретаются активы.

Пассивы делятся на 2 вида:

  • капитал (то, что вложили в компанию ее собственники и могут получить как нераспределенную прибыль);

  • обязательства (все прочие пассивы).

Важно отметить, что имущество собственников и имущество компании – разные балансы.

Да, вклады собственников в уставный капитал учитываются в разделе «Капитал» баланса компании. В том же разделе «Капитал» учитывается чистый результат деятельности компании (прибыль).

Таким образом, собственник может рассчитывать на получение своего взноса плюс накопленного результата деятельности компании положительного или отрицательного.

Все остальное имущество компании (здания, сооружения и т.д.) напрямую не контролируется собственником, а находится на балансе и под управлением компании.

В малых структурах бизнеса это разделение не имеет большого значения, но в крупном бизнесе с множеством собственников и подразделений, советом директоров, становится очевидно, что баланс компании это самостоятельный баланс, в котором интересы собственников учитываются отдельно, а деятельностью компании и ее имуществом управляет менеджмент компании.

Метрики в балансе и как их использовать

Давайте обсудим, какие метрики есть в балансе и как их использовать. Начнем с активов.

Активы делятся на оборотные (текущие) и внеоборотные (долгосрочные).

Когда мы открываем управленческий баланс, то видим набор активов по степени ликвидности, то есть насколько быстро они превращаются в деньги.

Оборотные (текущие) активы

Оборотные активы – те, которые оборачиваются в течение одного года.

Самые ликвидные активы – конечно, денежные средства: деньги сразу превращаются в деньги.

Дальше по степени ликвидности идут другие оборотные активы: эквиваленты денежных средств (депозиты со сроком возврата более трех месяцев), дебиторская задолженность, запасы.

Внеоборотные (долгосрочные) активы

Неликвидные активы – внеоборотные, которые оборачиваются дольше одного года.

Если возникнут обязательства, то как быстро компания их погасит?

Оборотными активами долг гасится быстро, от месяца до года. Чтобы превратить в деньги внеоборотные активы, компании понадобится гораздо больше времени.

Обязательства также делятся на краткосрочные, которые подлежат оплате в течение 12 месяцев, и долгосрочные – более, чем на год.

На основе баланса выводится соотношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам, чтобы увидеть, какими активами мы располагаем для погашения обязательств.

Эта информация нужна компаниям для разных целей. Например:

  • Вы берете в банке кредит на развитие компании – банк использует свою скоринговую систему и принимает решение, в том числе по данным отчетности;

  • Покупатель требует кредитной отсрочки – чтобы решить, идти ли на такой риск, вы просите посмотреть балансовый отчет контрагента и видите, сможет ли он рассчитаться по долгам.

  • Финансовых коэффициентов гораздо больше, мы анализируем баланс и для принятия других решений.

Стандартная структура баланса предполагает размещение активов (по степени ликвидности).

На основе этого разделения мы делаем выводы о структуре финансов компании и о том, каким запасом ликвидности (возможности покрыть обязательства активами) она располагает.

Принципы составления баланса

Двойная запись

Нам часто задают вопрос, как собрать балансовый отчет в Excel или с помощью систем автоматизации.

Балансовый отчет основан на принципах двойной записи.

Если ваши системы учета настроены на двойную запись, то вы формируете балансовый отчет как вручную, так и автоматически.

Но если ведете только отчет о движении денежных средств или только отчет о прибылях и убытках, то получить балансовый отчет вручную сложно и трудозатратно – приходится записывать все операции по дебету и кредиту и затем собирать вручную. Автоматизированный учет проще, особенно если система поддерживает двойную запись.

Двойная запись – это дебет и кредит, то есть у каждой операции (например, приход денежных средств) есть две стороны.

Одна сторона (иногда называем ее «одна нога») – количество денежных средств, которые мы получаем, «вторая нога» – то, откуда мы их получаем.

Деньги получены от дебитора? В балансе отмечаем плюс «Денежные средства», минус «Дебитор».

Деньги отправлены? В балансе отмечаем минус деньги в строчке «Денежные средства», а в «Обязательствах» уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиками.

Валюта баланса

Это сумма по активу/пассиву баланса, которые должны быть равны между собой.

Для составления баланса используется принцип бухгалтерского учета, также важна поддержка учета активов – например, внеоборотных по первоначальной стоимости и по амортизационной стоимости, то есть поддержка расчета амортизации и оценки активов по чистой стоимости.

Можно ли через баланс найти ошибки

Да, баланс служит проверочным отчетом – большинство ошибок финансовой отчетности, в том числе потерь, находим через баланс.

В торговой компании собственники отдельно собирали отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках плюс отчеты по оборотным активам, по дебиторской и кредиторской задолженностям. Отчеты собирали параллельно и не через двойную запись.

Они пришли к нам с просьбой проверить, соответствуют ли действительности цифры в этих отчетах.

Проверка остатков денежных средств, любых активов и обязательств возможна, когда собирается триада отчетов (ДДС, ОПиУ и баланс) и они связаны друг с другом принципом двойной записи: изменение в отчете о движении денежных средств равно изменению денег в балансе, изменение прибыли в ОПиУ за год равно изменению прибыли в балансе.

Когда деньги тратятся на цели компании, по принципу двойной записи в балансе уменьшается дебиторская задолженность. Если же деньги ушли на посторонние цели – в балансе актив не сойдется с пассивом.

Компании, которые ведут баланс, легко отслеживают, туда ушли деньги или нет.

Либо баланс просто не сходится, либо они видят в списке дебиторов «лишних» юридических или физических лиц и понимают, что деньги ушли не по назначению. Поэтому баланс – это инструмент контроля за деньгами, активами и пассивами.

Признаки хорошего баланса

Баланс свидетельствует о росте и финансовой устойчивости компании, если:

  • Валюта баланса (стоимость активов и пассивов в конце отчетного периода) растет;

  • Оборотных активов у компании больше, чем внеоборотных, чтобы иметь запас для расчета по обязательствам;

  • Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности одинаковы, чтобы иметь сбалансированный финансовый цикл;

  • В балансе нет статьи «Непокрытый убыток».

Для чего еще использовать баланс

Часто (в особенности банками для выдачи кредитов) на основе баланса рассчитываются коэффициенты долг/прибыль, долг/ EBITDA.

Об EBITDA (который берется из отчета о прибылях и убытках) мы расскажем в следующих статьях, а долг – это обязательства, которые банк считывает из баланса, и эти данные позволяют рассчитать, дешевле ли самостоятельно финансировать свой бизнес или лучше взять кредит у банка.

С помощью коэффициента собственный капитал/прибыль вы считаете доходность бизнеса, сравниваете ее с рыночной стоимостью и понимаете, насколько уверенно бизнес чувствует себя на рынке.

Мы рассказали о балансе кратко, но емко, и готовы ответить на вопросы. Пишите, мы поможем автоматизировать баланс и увидеть реальную картину деятельности компании.

Почему «1С:Бухгалтерия 8» — лучший выбор для автоматизации учета?

В современном бизнесе автоматизация финансовых операций становится неотъемлемой частью успешного управления. «1С:Бухгалтерия 8» — это ведущая платформа в России для автоматизации регламентированного и управленческого учета, которая подходит организациям любого масштаба. В данной статье мы подробно рассмотрим основные возможности этой программы.

Почему «1С:Бухгалтерия 8» — лучший выбор для автоматизации учета?

Начать дискуссию