Налог на имущество

Налог на имущество организаций 2004 года

Настоящий Федеральный Закон подписан в третьем чтении 08.10.2003 г., что позволяет рассматривать данный законопроект как наиболее вероятную редакцию закона, вступающего в силу с 1 января 2004г., что, впрочем, не исключает возможности изменений для окончательного варианта.

Федеральным Законом РФ «О внесении изменении дополнения в раздел IX Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» предусматривается введение главы 30 «Налог на имущество организаций». Настоящий Федеральный Закон подписан в третьем чтении 08.10.2003 г., что позволяет рассматривать данный законопроект как наиболее вероятную редакцию закона, вступающего в силу с 1 января 2004г., что, впрочем, не исключает возможности изменений для окончательного варианта.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на основные изменения, касающиеся имущественного налогообложения организаций

Предлагаем к рассмотрению анализ нормативных положений новой главы Налогового Кодекса в сравнении с Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», взамен которого вступает налог на имущество организаций.

Как и ранее имущественный налог относится к ведению региональных органов власти. Оставаясь региональным налогом, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. В свою очередь законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями предоставления дополнительных налоговых льгот, оценив необходимость в их использовании налогоплательщиками, что в свою очередь предопределило значительное сужение налоговых льгот, предусмотренных на федеральном уровне.

Так, статьей 381 новой главы НК РФ устанавливаются налоговые льготы для следующих организаций:

     1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
     2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
     3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
     организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
     учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебной оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
     4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

     5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
     6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и Инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств местных бюджетов;

    7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

     8) организации - в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве;
     испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения и других объектов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения;
     9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
     10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
     11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
     12) организации - в отношении космических объектов;
     13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
     14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и Юридических консультаций;
     15) имущество государственных научных центров.

Обращаем внимание, что пункт 7 в отношении объектов социально-культурной сферы введен уже в третьем чтении, в первоначальном варианте законопроекта данный пункт отсутствовал.

К тому же не признаются объектом налогообложения в соответствие со ст. 374 новой главы НК РФ:

     1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
     2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Приведем, для сравнения, действующие в настоящий момент на основании Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 освобождения от налога имущество для предприятий:

а)бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов;

б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;

г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;

д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

е) предприятий народных художественных промыслов;

ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;

и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;

к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;

государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов;

л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);

о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;

р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации;

с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;

Кроме того, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

д) спутников связи;

е) земли;

ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;

з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;

к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.

Надо признать, что данный перечень значительно сокращен, остается надеяться, что те предприятия и организации, которые не вошли в число освобожденных от налогообложения, имеют достаточные основания для получения налоговых льгот на региональном уровне.

Наряду с порядком и сроками уплаты налога, региональные законодательные органы вправе устанавливать конкретные ставки налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, в пределах максимальной ставки налога, увеличенной до 2,2 % по сравнению с действующей 2 %.

Применение вводимых законодательных норм в области имущественного налогообложения относится ко всем организациям, на балансе которых находится имущество, подлежащее налогообложению, в том числе   к   иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющим в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Как и раньше, налог подлежит уплате в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено имущество организации.

Тем не менее, существенным изменением следует признать то, что в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций рассматриваются непосредственно основные средства.

Согласно ст. 374 новой главы НК РФ, подлежит налогообложению:

- у российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета;

- у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Таким образом, по сравнению с действующим законодательством, за счет исключения таких статей, как товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, капитальные вложения, а также неизменно вызывающие споры расходы будущих периодов, происходит значительное снижение налоговой нагрузки в системе имущественного налогообложения организаций.

Расчет налоговой базы в части определения среднегодовой стоимости имущества не изменен, и производится на основании остаточной стоимости имущества, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденном в учетной политике организации.

В том числе, остаточная стоимость определяется и для тех объектов, в отношении которых не предусмотрено начисление амортизации, с учетом износа, исчисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данное положение относится к объектам основных средств некоммерческих организаций, в отношении которых ПБУ 6/01 предусматривает начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений на отдельном забалансовом счете. В этой связи, хотелось бы обратить внимание, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество, износ определяется на конец отчетного периода, а по данным бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Новым является исчисление налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации, установленного в отношении иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Приведен к единому толкованию момент включения в налоговую базу объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.

Установлены особенности определения налоговой базы при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление.

По итогам отчетных периодов, соответственно, квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, производится уплата авансовых платежей, а сумма налога, подлежит уплате в бюджет по истечении налогового периода (календарный год), если иное не будет установлено законами субъектов Российской Федерации.

Начать дискуссию

Заявлений в колледж через Госуслуги уже больше, чем за весь прошлый год: самые популярные места и специальности

Более 600 тыс. заявлений в колледж подали абитуриенты с помощью Госуслуг. Это уже на 100 тыс. больше, чем за весь прошлый год.

Общество

Принят закон, упрощающий проведение общих собраний СНТ

Совет Федерации одобрил разработанный при участии Росреестра закон, по которому дачникам, садоводам и огородникам станет проще проводить общие собрания членов СНТ и ОНТ.

Известны итоги Статистического диктанта-2024

В этом году число написавших статистический диктант увеличилось вдвое в сравнении с 2023 годом и составило 33 933 человек.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Число МСП в гостиничном бизнесе на Кавказе выросло вдвое за 3 года

Гостиничный бизнес демонстрирует наибольший рост среди всех сфер, в которых работают малые и средние предприятия (МСП) Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Общество

Росреестр разработал методическое пособие по социальной догазификации

Для садоводов и огородников Росреестр разработал методические рекомендации по бесплатной догазификации СНТ.

Ужесточат контроль за содержанием пестицидов в готовой продукции

Руководитель Роскачества Максим Протасов в ходе заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложил повысить эффективность контроля за содержанием пестицидов и агрохимикатов в том числе в части их контроля в готовой продукции.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Массовые льготные ипотеки под 8% всё, зато у застройщиков теперь можно взять под 5,9%! Ессссстессссна, есть нюанс. Зато это помогает толкать цены на квартиры снова вверх. Закончились обвалы акций и облигаций, ждём новую ключевую ставку, тыкаем палкой доллар. И ни слова про хомяка. Собрал самые интересные новости недели и упаковал их в этот пост. Го!

Как застройщики дают ипотеку под 5,9%? Недвижка дорожает, конец дивидендного сезона, рост акций, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Немного о том, как правильно дробить бизнес. Часть 2: важные организационно-технические моменты деятельности группы компаний

Попробуем сформулировать основные  рекомендации организационного (стратегического и тактического)  характера, соблюдение которых  поможет отбить как минимум 90% обвинений налоговиков в умышленном дроблении с целью незаконной оптимизации налогов.

Детские пособия

Почти 500 тысяч семей получили пособие при рождении ребенка

В течение шести месяцев с момента рождения ребенка у семей есть возможность подать заявление на единовременное пособие. Размер выплаты составляет больше 24 тысяч рублей.

Общество

Опубликован рейтинг регионов по органической продукции

Роскачество представило обновленный рейтинг субъектов РФ по количеству сертифицированных производителей органической продукции по итогам первого полугодия 2024 года.

Торговый сбор

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

5
Земельный налог

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Продление льгот, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Интересные материалы

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.