НДС

Скидки покупателям и НДС

Скидки покупателям - один из самых распространенных и эффективных способов повысить продажи. Это позволяет не только привлечь новых клиентов, но и удержать старых. Как вы знаете, с нынешнего года законодатели наконец-то решили вопрос о «месте» скидок в налоговом учете: их нужно отражать в составе внереализационных расходов. А вот что делать с НДС, который «сидит» в сумме скидки? Об этом – наша статья. 

Скидки покупателям - один из самых распространенных и эффективных способов повысить продажи. Это позволяет не только привлечь новых клиентов, но и удержать старых. Как вы знаете, с нынешнего года законодатели наконец-то решили вопрос о «месте» скидок в налоговом учете: их нужно отражать в составе внереализационных расходов. А вот что делать с НДС, который «сидит» в сумме скидки? Об этом – наша статья.      

В налоговом учете скидки отражают в составе внереализационных расходов фирмы (подп. 19.1 п.1 ст. 265 НК РФ).  

Обратимся к закону

 «Статья 265 . Внереализационные расходы» НК РФ:

«1. В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

…………………..

19.1) расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок;

…………»

Однако НДС «привязан» именно к бухгалтерскому учету. А бухучет скидок зависит от того, когда вы их предоставили – в момент продажи товара или уже после.

Скидка «не отходя от кассы»

В этом случае все просто: выручку в бухучете отражают уже с учетом скидки. НДС начисляют уже с этой, «уменьшенной» выручки. Почему? Обратимся к статье 154 НК РФ. Здесь говорится о том, как нужно определять налоговую базу по НДС. Итак, налоговая база по НДС – это стоимость проданных товаров (работ или услуг), определенная «в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса». А в статье 40 НК РФ сказано, что при расчете налогов нужно принимать ту цену товаров, работ или услуг, которую установили стороны сделки.           

Получается, если в договоре с покупателем есть условие о скидке, то цена с учетом скидки и есть та самая, «указанная сторонами сделки».  

В налоговом учете выручку показывают в полной сумме, а скидку относят на внереализационные расходы.   

Пример

ЗАО «Юпитер» продало ООО «Уран» 100 компьютеров. Цена единицы товара составила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Поскольку «Уран» купил большую партию, ему предоставили скидку – 3 процента.

Сумма скидки такова:

17 700 руб. Х 100 шт. Х 3% = 53 100 руб.

Получается, выручка от реализации равна:

(17 700 руб. Х 100 шт.) – 53 100 руб. = 1 716 900 руб.

Бухгалтер «Юпитера» сделал такие записи:

ДЕБЕТ 62  КРЕДИТ 90-1

– 1 716 900 руб. – отражена выручка от продажи товаров с учетом скидки;

ДЕБЕТ 90-3  КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 261 900 руб. (270 000 руб. – (270 000 руб. Х 3 % )) – начислен НДС с выручки.

В налоговом учете «Юпитера» нужно отразить выручку в таком размере:

(17 700 руб. Х 100 шт.) – (2700 руб. Х 100 шт.) = 1 500 000 руб.  

А в составе внереализационных «налоговых» расходов нужно показать сумму скидки:

1 500 000 руб. Х 3 % = 45 000 руб. 

Скидка «вдогонку»

Вы можете предоставить покупателю скидку уже после того, как отгрузите ему товары.  Конечно, только в том случае, если он выполнит определенные условия. Например, скидку получают покупатели, которые оплатят продукцию раньше положенного срока. Или те, у кого стоимость поставок за период превысит определенную сумму.

С этими скидками дело обстоит гораздо сложнее.

Как правило, сумму такой скидки рассчитывают тогда, когда наступает время оплаты.

Отгрузив же продукцию, вы еще не знаете, положена ли партнеру скидка. И если «да», то какова будет ее сумма. Об этом становится известно только спустя какое-то время (например, месяц или квартал). Поэтому, отражая такую скидку в бухгалтерском учете, поставщик должен скорректировать (сторнировать) выручку от реализации.

В налоговом учете корректировать выручку не надо – ее вы отразите в полной сумме. А скидку включите в состав внереализационных расходов (п. 19.1 ст. 265 НК РФ). В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, когда именно это нужно сделать. Логично предположить, что скидку можно отнести на внереализационные расходы в том отчетном периоде, когда станет известна ее сумма.   

Это важно!

Изменять цену продукции после того, как договор уже заключен, разрешается только в случаях и на условиях, предусмотренных этим договором (пункт 2 статьи 424 ГК РФ). Поэтому, если продавец собирается давать покупателю скидки, то это условие нужно обязательно закрепить в договоре. Можно также составить дополнительное соглашение к договору, отразив в нем причину и размер скидок.

Получается, что и НДС тоже нужно сторнировать.

Пример

31 марта ООО «Восток» продало ЗАО «Запад» 100 компьютеров. Цена каждого компьютера – 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). По условиям договора покупателю предоставят скидку в размере 3 процентов, если он оплатит товар не позднее 10 апреля. Деньги от ЗАО «Запад» (с учетом скидки) поступили на расчетный счет «Примы» 5 апреля.  

Бухгалтер «Востока» должен сделать такие записи.

 

В марте отчетного года:

ДЕБЕТ 62  КРЕДИТ 90-1

– 1 770 000 руб. (17 700 руб. Х 100 шт.) – отражена выручка от продажи товара;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 270 000 руб. (2700 руб. Х 100 шт.) – начислен НДС с выручки.

В налоговом учете «Востока» нужно отразить выручку от реализации товаров в размере 1 500 000 руб. (1 770 000 руб. – 270 000 руб.) 

В апреле отчетного года:

ДЕБЕТ 51  КРЕДИТ 62

– 1 716 900 руб. (1 770 000 руб. – 1 770 000 руб. Х 3%) – получена оплата от покупателя с учетом скидки;

ДЕБЕТ 62  КРЕДИТ 90-1

– 53 100 руб. (1 770 000 руб. Х 3%) – сторнирована выручка на сумму предоставленной скидки;

ДЕБЕТ 90-3  КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 8100 руб. (270 000 руб. Х 3%) – сторнирован НДС, приходящийся на сумму скидки.

В налоговом учете нужно отразить внереализационный расход в размере 45 000 руб. (53 100 руб. – 8100 руб.).

Однако все не так просто. По данным редакции, налоговики в своих устных разъяснениях запрещают сторнировать НДС. В подтверждение своей позиции они приводят норму статьи 167 НК РФ – здесь говорится о том, когда нужно определять налоговую базу по НДС. Как вы знаете, делают это в день отгрузки товаров. Так вот, говорят инспекторы, какую сумму налога вы начислили в этот день, такую (конечно, за минусом вычетов) и нужно заплатить в бюджет. И в дальнейшем никак ее не корректировать.   

Вот что думает по этому поводу эксперт бератора «НДС от А до Я» Владимир Воронин: 

«Запрет налоговиков сторнировать НДС с суммы скидки выглядит несколько странным. На мой взгляд, инспекторы создали проблему «на пустом месте». Ведь облагаемая база по НДС – это стоимость реализованных товаров, которую указали в договоре поставщик и покупатель (ст. 154 НК РФ).

Предположим, что они договорились (письменно): при выполнении покупателем определенных условий стоимость товаров станет меньше на сумму скидки. То есть установили, что цена будет снижена на столько-то процентов.       

Когда покупатель выполнит эти условия, продавец изменяет (корректирует) выручку от реализации. Иначе говоря – уменьшает налогооблагаемую базу по НДС. А раз снижается облагаемая база, то должен быть уменьшен и сам налог. Значит, НДС с суммы скидки нужно сторнировать».

Внимание: рыночные цены!

Вы вправе снизить цену товара на любую сумму. Однако при этом не стоит забывать о требованиях пункта 2 статьи 40 НК РФ. А именно: если цена продукции отклоняется от обычной цены более чем на 20 процентов, то налоговые контролеры могут проверить цены. И, если они решат, что стоимость ваших товаров не соответствует рыночной, то имеют право доначислить налоги (НДС, налог на прибыль). Кроме того, вы должны будете заплатить пени.

Значит, чтобы избежать разногласий с налоговиками, лучше не предоставлять покупателям скидки, превышающие 20 процентов. Однако, это не означает, что инспекторы обязательно доначислят вам НДС и налог на прибыль. Чтобы сделать это, они должны будут сперва доказать, что ваши цены действительно не соответствуют рыночным. А, как показывает сложившаяся арбитражная практика, это очень не просто. 

Начать дискуссию