Как говорить так, чтобы вас слушали. Теория и практика для непринужденного общения

Коммуникация бывает разная: устная; письменная; невербальная, например визуальная и контекстуальная — то есть общение на уровне контекста, подтекста и общего для собеседников опыта.
Как говорить так, чтобы вас слушали. Теория и практика для непринужденного общения
Иллюстрация: rawpixel-com/freepik

Разберемся, как улучшить свои способности в устной, вербальной, коммуникации, в переводе на человеческий — как говорить так, чтобы вас слушали, понимали и уважали.

К коммуникативным обычно относят способности:

  • внимательно и активно слушать;

  • слышать то, что говорит собеседник, а не диалоги в своей голове;

  • ясно формулировать мысли;

  • без затруднений доносить свои мысли до собеседников;

  • задавать уместные и интересные вопросы для поддержания беседы и прояснения деталей.

Эти способности заложены в каждого человека эволюцией. И мы поделимся рекомендациями о том, как превратить их в развитые навыки.

Начните с теории

Если общение дается вам не так легко, как хотелось бы, подойдите к проблеме обычным способом: изучите ее со всех сторон.

Лучшие книги про человеческое общение и развитие коммуникативных навыков:

  • Ванесса ван Эдвардс — «Наука общения»;

  • Ларри Кинг — «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно»;

  • Марк Роудз — «Как разговаривать с кем угодно»;

  • Нина Зверева — «Правила делового общения»;

  • Джек Шафер, Марвин Карлинс — «Включаем обаяние по методике спецслужб»;

  • Марк Гоулстон — «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров».

Полезные и нескучные видеоролики TED, посвященные мастерству коммуникации (есть русскоязычные субтитры):

Перейдите к наблюдению

Наблюдение — безопасный и даже увлекательный способ учиться коммуникации на чужих ошибках.

Наблюдайте за персонажами фильмов: как они общаются друг с другом, что делают правильно и неправильно (с точки зрения общения)?

Смотрите интервью с профессиональными журналистами: изучайте манеру и запоминайте интересные ходы, которые используют интервьюеры.

Наконец, наблюдайте за знакомыми, которых считаете приятными в общении: какие их приемы, фразы, действия вы могли бы скопировать?

Закрепите на практике

Больше слушайте и меньше говорите

Едва ли можно назвать располагающим к себе собеседником человека, который слишком много говорит или совсем не умеет слушать.

Скорее всего, ему редко удается в чем-то убедить людей, привлечь их на свою сторону, вдохновить на действия.

Вот лайфхаки, которые помогут вам выполнять общую рекомендацию:

  • Представьте себя шпионом, которому нужно вытянуть из собеседника как можно больше информации.

  • Притворитесь, что у вас болит горло, — и произносите минимум слов.

  • Спрашивайте собеседника о нем самом — так он будет говорить много и охотно.

  • Легонько щипайте себя за руку, если начинаете составлять в голове ответ на звучащую фразу до того, как собеседник ее закончил.

  • Собирайте в документе или таблице цифровое досье на важных для вас людей. И для этого перед каждым разговором ставьте себе задачу узнать о человеке какой-либо факт, который вам интересен.

В фильме «Прекрасный день по соседству» герой Фред Роджерс — ведущий детской телепередачи — делится своим несекретом, почему людям нравится с ним разговаривать, а дети легко ему открываются.

Причина в том, что в момент разговора собеседник является для Роджерса самым важным человеком на свете.

Говорите то, что людям интересно услышать

Нелегко угадать, на что люди отреагируют интересом и вниманием, но есть беспроигрышные варианты:

  • Говорите с людьми о них самих или о том, что непосредственно их касается.

  • Тактично ищите общие темы, а если они известны — обсуждайте их.

  • Не отвечайте односложно. Например, придумайте забавный или странный ответ, который спровоцирует вопросы: «Как дела?» — «Как обычно. Ежедневно спасаю мир».

  • Используйте в речи меньше абстракций и больше примеров, историй из жизни.

  • Запоминайте и приводите в беседе интересные цитаты, ссылайтесь на актуальные мемы (но прежде уточняйте их смысл).

  • Изучайте язык невербальной коммуникации — так вы будете понимать, интересно ли собеседнику с вами.

Держитесь дружелюбно и открыто

Универсальный вариант — улыбайтесь и сохраняйте зрительный контакт, но можно пойти дальше:

  • Выучите наиболее часто встречающиеся невербальные закрытые позы и жесты, отлавливайте себя на них.

  • Представьте, что вы уже нравитесь человеку.

  • Если не любите дежурно улыбаться, не заставляйте себя. Слегка приподнимите уголки губ, чуть шире откройте глаза и подожмите яблочки щек — так лицо выглядит более доброжелательным (и, кстати, более молодым).

  • Если вам трудно сохранять зрительный контакт, можете смотреть на пространство между бровями собеседника. Или поставьте себе задачу определить точный оттенок радужной оболочки его глаз: не просто голубые, а серо-голубые с болотно-зелеными вкраплениями.

  • Будьте готовы посмеяться над шуткой и шутите сами, особенно — и смело — над собой.

  • Напоминайте себе во время беседы, что имеете дело с приятным и интересным человеком. Разочароваться в нем вы еще успеете — сначала дайте ему шанс.

Учитывайте свои коммуникативные особенности и привычки

Большинству хорошо известны личные недостатки, которые мешают им завоевывать уважение и доверие собеседников.

Если стремитесь развивать коммуникативные способности, знание — сила.

  • Берите микропаузы, прежде чем что-то сказать, — если обычно вы многословны и импульсивны.

  • Говорите, пока не передумали, — если стеснительны и закрыты с малознакомыми людьми.

  • Жестикулируйте меньше или больше — в зависимости от того, склонны вы чересчур размахивать руками или, наоборот, стоять как истукан.

  • Пообещайте себе угостить собеседника кофе, если перебьете его или закончите за него фразу.

  • Не бойтесь пауз: в умеренных количествах это способ подчеркнуть важность сказанного или привлечь внимание.

Улучшайте дикцию

С хорошей дикцией вас будет легче понять и приятнее слушать. Способов много:

  • Произносите скороговорки и чистоговорки, когда вас никто не слышит.

  • Тренируйтесь говорить быстрее или медленнее — в зависимости от привычек и того эффекта, который хотите производить на окружающих.

  • Копируйте речь и интонацию известных личностей, чья манера говорить вам нравится.

  • Записывайте себя на диктофон, читайте под запись стихи вслух — затем слушайте и определяйте, над какими звуками вам надо работать.

Стремитесь к тому, чтобы понимать и быть понятым

Чтобы понимать:

  • задавайте вопросы — даже если втайне считаете их глупыми;

  • просите расшифровывать термины и объяснять незнакомые вам слова;

  • перефразируйте собеседника, не добавляя оценок.

Чтобы вас понимали:

  • выражайтесь просто;

  • приводите примеры;

  • резюмируйте мысли, если говорите достаточно долго.

Чтобы говорить ясно, читайте больше нон-фикшен-книг. Чтобы говорить интересно — больше художественных.

Чтобы говорить грамотно, читайте сайты и блоги, где перед публикацией тексты проверяются корректором.

Продумывайте сценарии общения

Импровизация прекрасна, но она — удел мастеров. Отправляясь куда-то, предположите, о чем там предстоит общаться, какие коммуникативные ситуации могут возникнуть.

Например, вам надо будет с кем-то познакомиться, кому-то представиться, что-то объяснить или просто скоротать время, сидя рядом во время скучного обеда.

Выручат лайфхаки:

  • Коллекционируйте фразы-«стартеры» — то есть фразы для начала разговора — и интересные «панчлайны» — то есть фразы, которыми можно удачно завершить разговор или закрыть тему. Их вы найдете в книгах, перечисленных в начале статьи.

  • Если ваша задача не просто поболтать о том о сем, а чего-то добиться от собеседника, четко сформулируйте, чего именно, — это поможет держать фокус и не «лить воду».

  • Пытайтесь догадаться, каким видит себя собеседник, каким хочет казаться (душой компании, экспертом, интеллигентным человеком), — и подыгрывайте ему.

Комментарии

1
  • Королевская
    подожмите яблочки щек 

    это как это? )))

Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать

Облигация — это долговая ценная бумага, по которой эмитент (тот, кто выпускает такую ценную бумагу) получает денежные средства в долг от инвестора. Взамен эмитент гарантирует, что выплатит инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Величина прибыли, которую инвестор получает в результате вложений в облигации, называется доходностью облигаций.

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать
ПСН

Отказ от патента не отменить, как считать лимит для ПСН, особенности учета при переходе с УСН: что нужно знать бухгалтеру и ИП

ПСН на первый взгляд простой режим, но есть много нюансов. Разбираем три ситуации, в которых путаются бухгалтеры и ИП.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

Проверьте, верно ли вы классифицировали расходы на прямые и косвенные. Основная сложность в том, что Налоговый кодекс позволяет самостоятельно определять их перечень. Причем неверное распределение, а также некорректные положения учетной политики, могут привести к многомиллионным доначислениям. В статье рассказали, на что обратить внимание при распределении затрат с учетом актуальной судебной практики.

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

На Новый год-2025 каникулы продлятся 11 дней

Вышел проект постановления Минтруда о праздничных днях в 2025 году. На майских россияне будут отдыхать восемь дней, а в Новый год — 11 дней.

ФСБУ

Поступление аренды в 1С отражают как услугу или услугу аренды: от чего зависит

Заполнение в 1С поступления предметов аренды как просто услуг или услуг аренды зависит от статуса компании и сдачи их в субаренду.

ОСАГО

На маркетплейсе Сбера водители купили 534 тысячи полисов ОСАГО

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе.

Общество

Для автопутешественников подготовили 50 маршрутов

К 2030 году число туристических поездок на автомобилях вырастет с 26 млн до 50 млн.

Интересные материалы

Где юридической компании мониторить отзывы в интернете

Порядка 77% пользователей мониторят отзывы перед тем, как обращаться в юридическую компанию. Поэтому юридическим компаниям необходимо следить за упоминаниями в сети интернет и работать с отзывами клиентов. Выделю несколько основных интернет-площадок, на которые стоит обращать внимание.