Пенсии

Льготы из прошлого века

Оформление пенсии для работающего сотрудника – процедура довольно сложная и трудоемкая. Обязанность по ее своевременному и четкому проведению целиком и полностью лежит на службе персонала организации. Перед кадровиком по последнему месту работы будущего пенсионера стоит задача – предельно точно установить момент возникновения у него права на трудовую пенсию, в том числе и на пенсию на льготных основаниях.

Татьяна ШИШКОВА, юрист

Оформление пенсии для работающего сотрудника – процедура довольно сложная и трудоемкая. Обязанность по ее своевременному и четкому проведению целиком и полностью лежит на службе персонала организации. Перед кадровиком по последнему месту работы будущего пенсионера стоит задача – предельно точно установить момент возникновения у него права на трудовую пенсию, в том числе и на пенсию на льготных основаниях. В этой связи определенный интерес для кадровых служб представляют два нормативных акта, принятых нынешней весной правительством и Минтрудом России.

Уже давно подсчитано, что человек почти третью часть своей жизни проводит на работе. А если к тому же его работа протекает в условиях не совсем обычных, связанных, допустим, с наличием неблагоприятных внешних факторов, со значительными физическими нагрузками, он, естественно, вправе рассчитывать и на определенные социальные льготы, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости. Однако после принятия Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» образовался некоторый правовой вакуум, в результате которого сотни тысяч людей одномоментно лишились права на заслуженную пенсию.

Предыстория

Почти в течение 12 лет основные положения пенсионной политики в нашей в стране решались на основании Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Наряду с другими вопросами этот нормативный акт регулировал порядок и условия назначения так называемых льготных пенсий для лиц, имеющих необходимый стаж работы по определенным профессиям.

Для нас небезынтересна статья 133.1 старого закона, давайте обратим на нее свое внимание. Смысл содержания данной статьи в следующем. В специальный трудовой стаж, дающий право на назначение льготных пенсий по старости, включается время работ по профессиям, предусмотренным списками № 1 и № 2, утвержденными еще в 1956 году (постановление Совета Министров СССР от 22.08.56 № 1173), а также списком работ, выполняемых женщинами-текстильщицами, от 1967 года (постановление Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1021).

А теперь особое внимание. Новый пенсионный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ, в редакции Федерального закона от 31.12.02 № 198-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2002 года, «потерял» эту норму, предусматривающую возможность включения в специальный трудовой стаж времени работ по упомянутым спискам. Вместо них при назначении указанной пенсии фигурировали только списки под аналогичной нумерацией список № 1 и список № 2, утвержденные в 1991 году (постановление кабинета министров СССР от 26.01.91 № 10), а также список производств и профессий текстильной промышленности от 1992 года (постановление Правительства РФ от 01.03.92 № 130). Возникла ситуация, когда работники, длительное время трудившиеся в особых условиях, имеющие необходимый стаж, утратили право претендовать на досрочную пенсию по старости (именно так, «досрочная», а не «льготная» названа эта пенсия в новом законе).

Столь абсурдная ситуация продолжалась вплоть до апреля нынешнего года, то есть до момента принятия Правительством РФ постановления от 24.04.03 № 239, позволяющего наряду со списками 1991, 1992 годов, применять еще и старые списки 1956, 1967 годов. Справедливость восторжествовала!

А Минтруд сказал вот так...

Заслуживает внимания еще один нормативный документ, на этот раз вышедший из недр Министерства труда и социального развития РФ. Это постановление № 15 от 01.04.03*, смысл которого в следующем: установить тождество профессий, предусмотренных старыми списками, привести их в соответствие с наименованиями, употребляемыми в новых списках. Только так представлялось возможным начинать в соответствии с этими документами процедуру назначения льготных пенсий.

Правда, характерно, что постановление № 15 предоставляет возможность засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, лишь периоды работы в качестве рабочих по профессиям, имевшим ранее иное наименование.

Следует отметить, что теперь периоды работы до 01.01.92, у женщин-текстильщиц до 01.03.92 (то есть до момента вступления в действие новых списков), засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это происходит в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании выписок из соответствующих выпусков ЕТКС или постановлений Госкомтруда СССР, подтверждающих унификацию профессий.

Эти важные моменты

Давайте еще раз вернемся к постановлению Правительства РФ № 239 и проиллюстрируем некоторые, на наш взгляд, интересные новации.

Используя названный нормативный акт, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, могут теперь засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, время выполнявшихся работ до 01.01.92, у женщин-текстильщиц до 01.03.92 (до вступления в действие новых списков), не только в профессиях рабочих, но и в должностях руководителей и специалистов.

Далее. Появилась возможность при определении права на досрочную пенсию вернуть «из небытия» ряд аннулированных ранее или унифицированных в другие профессии работ, которые прежде, во время своего легитимного существования, засчитывались в льготный стаж.

Так, в перечне профессий, предусмотренных списком № 2 от 1956 года, предусматривалась профессия «сульфатчик», которая затем была ликвидирована. Руководствуясь постановлением Правительства РФ № 239, в настоящее время собесы имеют все основания период работы до 01.01.92 по профессии «сульфатчик» засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Безусловно, нововведения, отраженные в упомянутых нами нормативных актах, заслуживают особого внимания работников кадровых служб, более того, требуют внимательного и углубленного их прочтения.

Федеральный закон № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» был принят 20.11.90 и действовал до 01.01.02.

Постановление Минтруда России № 15 от 01.04.03 не распространяется на руководителей и специалистов.

* «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».

Начать дискуссию