Учет в туризме

Гарантии для туристов

В начале сентября по многим изданиям прошла волна публикаций, связанных с возможным введением финансовых гарантий для туроператоров. В большинстве публикаций отношение к этой инициативе было весьма настороженным. Проанализировать ситуацию корреспондент ИА «Клерк.Ру» Павел Баскаков попросил Марию Кирилкину, юрисконсульта Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Гарантии для туристов
Мария Кирилкина, юрисконсульт Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

В  начале сентября по многим изданиям прошла волна публикаций, связанных с возможным введением финансовых гарантий для туроператоров. В большинстве публикаций отношение к этой инициативе было весьма настороженным. Проанализировать ситуацию корреспондент ИА «Клерк.Ру» Павел Баскаков попросил Марию Кирилкину, юрисконсульта  Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Мария, что вы, как юрист, можете сказать о предлагаемом законопроекте?

Во-первых, нужно отметить, что сейчас в Думе уже находятся два законопроекта, связанных с туризмом. Один из них был внесен еще в 2000 году, другой  - группой депутатов в 2003г. Причем, второй из них – проект принципиально нового Закона «О туризме и туристической индустрии». Соответственно, на днях в Госдуму поступит еще один законопроект, подготовленный Федеральным агентством по туризму РФ («Ростуризм»).

В связи с чем возникла идея нового законопроекта?

Законопроект выдвигается под эгидой защиты прав потребителей, в данном случае, туристов. Законодатели посчитали, что лицензирование в недостаточной мере защищает потребителя от турфирм-однодневок. К тому же, в силу Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2007г.  прекращается лицензирование турагентской и туроператорской деятельности. В качестве альтернативы власти решили предложить механизм финансовых гарантий.

Можно ли сравнить, чем различаются варианты  законопроектов?

Депутатский проект предлагает, например, несколько изменить подход к страхованию медицинских расходов туриста – предполагается, что турфирма будет обязана страховать риск возникновения непредвиденных расходов туриста в период его пребывания за пределами РФ на сумму не меньше 500 тысяч рублей.

Что касается сумм фингарантий, депутаты предлагают установить ее на трех уровнях:

  • 5 % от планируемого дохода туроператора за год, но не менее 100 тысяч рублей для компаний, занимающихся исключительно внутренним туризмом;
  • 10% от планируемого дохода за год, но не менее 3 млн. рублей. для туроператоров, занимающихся организацией поездок за рубеж;
  • 15%, но не менее 10 млн. рублей для турфирм с иностранными инвестициями.

В проекте «Ростуризма» две планки:

  • 1 млн. рублей  в год для туроператора по внутреннему туризму;
  • 10 млн. рублей в год для туроператора, занимающегося международным туризмом.

Если не касаться сейчас вопроса неравномерности дохода тех турфирм, которые работают с деловыми туристами из развитых стран, и тех, которые обслуживают детские группы или туристов с Украины и  из Беларуси,  то как власти собираются претворять в жизнь механизм фингарантий?

Планируется, что туроператор сначала оформляет фингарантию (а это либо банковская гарантия возмещения убытков, либо договор страхования гражданской ответственности), затем обращается в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма с заявлением, к которому прилагает эти документы. «Ростуризм» вносит такую компанию в специальный Единый федеральный реестр туроператоров, после чего выдает ей Свидетельство. Только при получении указанного Свидетельства  компания может заниматься туроператорской деятельностью.

Что-то сильно все это  смахивает на уже нашумевший ЕГАИС на рынке алкогольной и парфюмерной продукции …

Пока трудно проводить корректные сравнения. Все-таки закон еще не принят. Хотя механизм применения фингарантий действительно выглядит недоработанным. Поэтому сейчас идут разговоры о том, что нужно оставить в силе механизм лицензирования, пока законопроект не будет принят. 

Касается это  и самих сумм фингарантий?

Несомненно. По отзывам турфирм, для 80-90% из них эти суммы фингарантий просто перечеркивают весь смысл малого и среднего предпринимательства в туризме. Впрочем, мы сейчас говорим о юридической оценке нового законопроекта ….

И в этой связи  - сколько гарантий нужно будет для обеспечения работы филиалов и отделений фирмы в разных городах?

Согласно одному  из предлагаемых законопроектов, договор страхования или банковская гарантия должны находиться в месте расположения компании, а ее структурные подразделения должны иметь надлежащим образом заверенные копии.

Как в возможную новую модель взаимоотношений турбизнеса и туристов вписываются турагенты – те, с кем большинство туристов непосредственно имеет дело при покупке отдыха?

Пока никак. Власти говорят о том, что деятельность турагентов будет регулироваться  специально разрабатываемыми сейчас правилами, но их содержание пока неизвестно. Это же предполагается и в законопроекте.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию