О том, как идет процесс разработки проектов национальных стандартов финансовой отчетности в Фонде «Национальная организация по стандартам финансовой отчетности», корреспонденту Клерк.Ру Алексею Титову рассказал Вадим Шелагинов, проектный менеджер Фонда.
Вадим, Фонд НСФО ведет работу по разработке национальных стандартов финансовой отчетности. Не могли бы вы рассказать, на каком этапе сейчас находитесь?
В настоящее время работа над законопроектами о бухгалтерском учете еще не завершена и поэтому пока не известно будут ли в России введены МСФО, как они есть, национальные стандарты финансовой отчетности, мы их называем СФО, или продолжится использование ПБУ. Действительно на данный момент несколько законопроектов, посвященных вопросам регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, находятся на стадии рассмотрения в Думе и Правительстве. Более того, существует два законопроекта о регулировании бухгалтерского учета - подготовленный Министерством финансов проект Закона «Об официальном бухгалтерском учете» и альтернативный проект Закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», подготовленный Фондом НСФО.
Но, что интересно, несмотря на значительные различия между этими проектами, они, тем не менее, едины в одном – бухгалтерский учет в Российской Федерации должен базироваться на МСФО. Независимо от того, будут ли МСФО введены напрямую, как это подразумевает законопроект о консолидированной финансовой отчетности, или на их основе будут разработаны национальные стандарты финансовой отчетности, анализ требований МСФО и их качественный перевод на русский язык будут необходимы. Анализ МСФО и редактирование их перевода – процесс сложный и трудоемкий, требующий к тому же значительных финансовых затрат и времени. Поэтому, начинать его, надо как можно раньше. Именно в этом и состоит основная причина принятого Фондом решения о начале работы над текстом национальных стандартов финансовой отчетности еще до официального утверждения того или иного законопроекта. Фонд полагает, что в любом случае затраченные усилия не пропадут даром.
В результате, мы сможем достичь, по крайней мере, одной из двух взаимосвязанных целей – усовершенствовать перевод МСФО на русский язык или заранее подготовить качественные проекты национальных стандартов финансовой отчетности. Это сможет значительно ускорить реальный переход на новые стандарты отчетности после принятия соответствующего закона.
В своем интервью нашему корреспонденту председатель национального совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО Михаил Киселев отмечал, что согласно законопроекту, предложенному Фондом, разрабатываемые СФО будут базироваться на переводе МСФО на русский язык, но при этом в них также допускаются отклонения от МСФО в целях обеспечения соответствия национальным интересам России. Не могли бы вы более подробно остановиться на этом вопросе?
На одном из своих первых заседаний Национальный совет по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО утвердил «Концепцию стандартов финансовой отчетности в РФ». Согласно этой концепции, при условии сохранения существующего авторитета МСФО на международных рынках капитала, национальные стандарты должны представлять собой перевод английского текста МСФО. Отклонения от перевода МСФО должны производиться только в исключительных случаях, когда конкретная норма МСФО не соответствует общественным интересам и/или не позволяет достоверно и добросовестно представлять финансовую информацию, необходимую пользователям финансовой отчетности для принятия экономических решений.
Таким образом, при разработке нового национального стандарта финансовой отчетности анализируется исходный текст его аналога в МСФО и при необходимости вносятся изменения. При этом мы используем перевод МСФО на русский язык, выполненный фирмой «Аскери», владеющей правами на оригинальный перевод МСФО (в варианте принятом Европейским Союзом) на русский язык на территории РФ. Согласно заключенному лицензионному договору Фонд получил право на использование русского текста МСФО при подготовке проектов национальных стандартов финансовой отчетности. Перевод МСФО, выполненный фирмой «Аскери» хорошо известен специалистам, интересующимся МСФО как в России, так и в других странах СНГ. Каждый год он перерабатывается и совершенствуется. Однако проблемы с переводом все еще остаются. Практически во всех случаях они носят объективный характер и не могут быть разрешены без привлечения широкого бухгалтерского сообщества.
Действительно, в условиях отсутствия общепринятого глоссария терминов, используемых в тексте МСФО, часто возникают проблемы с толкованием тех или иных положений и терминов в русском тексте МСФО и другой специальной литературе. В рамках нашего проекта по разработке национальных стандартов Совет выступает в качестве особого экспертного органа, который обеспечивает разработку единой терминологической базы и дальнейшее совершенствование перевода МСФО на русский язык. Что же касается отклонений СФО от МСФО, то решения о них будут приниматься в каждом конкретном случае на основе анализа отдельных стандартов. Поэтому, говорить об этом сейчас, наверное, преждевременно.
Предполагается ли представление разрабатываемых Фондом проектов стандартов финансовой отчетности для ознакомления бухгалтерскому сообществу?
Думаю, что лучшим ответом на этот вопрос будет описание процедуры разработки стандартов финансовой отчетности, принятой Фондом. Принятая нами процедура базируется на аналогичной процедуре, используемой Советом по МСФО. Она была выбрана нами за основу именно, благодаря тому, что предусматривает высокую степень прозрачности разработки стандартов финансовой отчетности и возможность активного участия в этом процессе всех заинтересованных сторон на самых ранних стадиях разработки проекта. Коротко, используемая нами процедура может быть описана следующим образом.
Проектная группа фонда готовит рабочую версию, так называемого «проекта для обсуждения» разрабатываемого СФО. Затем рабочая версия обсуждается на заседании Национального совета по стандартам финансовой отчетности. Именно на этом этапе может быть предложено внесение отклонений от исходного МСФО в текст будущего национального стандарта. По результатам обсуждения формируется «Проект для обсуждения, разрабатываемого национального стандарта», который утверждается Советом к опубликованию на сайте для получения комментариев от всех заинтересованных сторон. После опубликования проекта для обсуждения в принципе любой бухгалтер, пользователь или любое другое заинтересованное лицо может направлять свои комментарии в Совет в течение срока установленного Советом, который, как правило, не может быть менее месяца. Проектный персонал Фонда собирает и обобщает полученные комментарии, представляя их для обсуждения на Совет. Члены Совета обсуждают полученные комментарии и утверждают проект национального стандарта финансовой отчетности для представления в орган исполнительной власти, ответственный за их утверждение. Дальнейшие взаимоотношения Совета и уполномоченного государственного органа, как мы надеемся, будут прописаны в новом Законе.
Где наши читатели, могли получить дополнительную информацию о деятельности вашего проекта, других проектов Фонда НСФО, а также ознакомиться с упомянутыми Вами проектами национальных стандартов?
Наш адрес в Интернете – www.nsfo.ru. Мы будем рады любым комментариям, которые позволили бы нам совершенствовать нашу работу. Кроме того, хотел бы отметить, что помимо, информации о деятельности фонда и проектов новых стандартов финансовой отчетности и предлагаемых поправок к существующим ПБУ, специалисты смогут также найти на нашем сайте проекты писем-комментариев к документам, выносимым на обсуждение Советом по МСФО. Выслав нам свои замечания по этим письмам-комментариям, российские специалисты смогут поучаствовать не только в процессе разработки национальных стандартов финансовой отчетности, но и в совершенствовании самих МСФО.
Начать дискуссию