А. Ильина, эксперт ПБ
налог на прибыль составляет значительную часть отчислений компании. И, несмотря на его продолжительное существование, неясности по-прежнему остаются. Свой вклад в это вносит и постоянно меняющееся законодательство. Но на некоторые вопросы мы получили ответы на одном из московских семинаров.
Повышением налоговой грамотности занималась одна из представительниц ФНС. Сначала она «пробежалась» по основным изменениям, которые произошли в главе 25 Налогового кодекса (внесены Законом от 6 июня 2006 г. № 58-ФЗ). Поправки действуют уже более полугода, и за это время сложилась некоторая практика, которая требует разъяснений.
Новации Налогового кодекса
Лектор обратила внимание на статью 272 Налогового Кодекса. В нее введен пункт о порядке признания расходов исходя из условий сделки. С 1 января сего года затраты признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но как быть, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода? В налоговом учете компании должны распределять расходы между периодами самостоятельно и списывать равномерно. Например, пояснила лектор, при покупке программного продукта, на который не получено исключительное право. Это является аналогом счета 97 «Расходы будущих периодов» в бухучете. Ранее указанные траты для целей налогообложения признавались единовременно, а в бухгалтерском учете – списывались равномерно в течение того срока, который определила себе организация. Теперь же указанные расходы и в налоговом учете нужно списывать равномерно. Причем это не право, а обязанность компании.
Следующий момент, на который обратила внимание лектор – это капитальные вложения в неотделимые улучшения (п. 1 ст. 256 НК РФ). Их производит арендатор с согласия арендодателя, но без возмещения со стороны последнего. Ранее такие расходы не признавались ни у одной из сторон. В настоящее время арендатор может принять их в уменьшение базы по налогу на прибыль. Но для этого необходимо согласовать порядок расчета с арендодателем. Так, если организация арендует часть здания, то собственник будет учитывать сумму амортизации исходя из стоимости всей постройки (как единого инвентарного объекта). Арендатору следует рассчитать сумму амортизации исходя из тех данных, которые предоставил ему владелец помещения. Что касается собственника, то при получении улучшенного помещения обратно у него не возникнет объекта налогообложения (подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ). Но и в расходы сумму амортизации арендодатель отнести не вправе.
Что делать со скидками?
Лектор выделила еще одну проблему. Внереализационными расходами теперь признаются и расходы в виде скидки (премии), которая предоставлена продавцом покупателю по условиям договора (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Инспектор отметила, что сотрудники финансового ведомства настаивают на том, что положения данного пункта не распространяются на услуги (письмо Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411). Они относятся только к договору купли-продажи. На сегодняшний момент налоговые инспекторы придерживаются аналогичной точки зрения. Но не исключено, что в скором времени появится арбитражная практика иного свойства. Ведь, к примеру, статья 40 Налогового кодекса по любому договору всех контрагентов называет «продавец» и «покупатель». Данная норма относится и к услугам, и к выполненным работам, и к реализованным товарам.
«Скидочный» момент заинтересовал одну из участниц семинара. Она задала следующий вопрос: «Нужно ли, как и прежде, представлять проверяющим положение о маркетинговой политике? Или же теперь достаточно дополнительного соглашения о скидках с контрагентом к основному договору?»
Ответ лектора был таков:
– Документ о маркетинговой политике должен быть в любом случае. Ведь его оформляют не для налоговых инспекторов, а для всех, в том числе и для клиентов. Кроме того, другие документы о предоставлении скидок (дополнительное соглашение к договору, естественно, сам договор) также не будут лишними.
Вопрос-ответ
К дискуссии стали присоединяться и другие участники семинара. Один из них задал следующий вопрос: «Компания зарегистрирована и занимается хозяйственной деятельностью в Ростове, но имеет ряд счетов в московских банках. Для оперативного решения вопросов с этими банками мы наняли сотрудника (по совместительству). Он один-два раза в месяц должен приезжать в Ростов и передавать банковские документы. Как правильно оформить взаимоотношения с этим работником?»
– Сотрудник должен быть принят в Ростове. В трудовом договоре нужно отметить разъездной характер его работы. Его командируют из Ростова в Москву. А затраты на командировки фирма вправе учитывать в составе прочих расходов (подп. 12 п.1 ст. 264 НК РФ). Если оформить отношения иначе, организация должна будет создать рабочее место. Это расценивают как открытие обособленного подразделения, которое нужно зарегистрировать в течение месяца (п. 4 ст. 83 НК РФ).
В разговор вступил еще один посетитель семинара. Он дал совет, как лучше поступить в данной ситуации. По его словам, во-первых, можно воспользоваться экспресс-почтой, во-вторых, заключить договор оказания услуг (договор подряда, поручения) – он также избавит от ненужных хлопот. В этом случае ЕСН (но не в части ФСС) будет облагаться только вознаграждение, а не компенсация затрат. Правда, человек, с которым заключается указанный договор, не должен состоять в штате организации. Иначе такие траты нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 6 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/234). Заметим, что в данном случае исполнителю понадобится доверенность.
Прозвучал следующий вопрос: «Мы продвигаем сайт, на котором размещена информация о поставляемом продукте. Для этого использованы следующие способы: регистрация в каталоге, размещение контекстной рекламы. Как отразить расходы на указанные мероприятия в налоговом учете?»
– Поскольку такие меры повышают статус сайта и влияют на количество посещений. Эти траты являются экономически оправданными и рассматриваются как расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ) с использованием телекоммуникационных сетей (п. 4 ст. 264 НК РФ). Стоит отметить, что данные затраты являются ненормируемыми. Значит, их можно принять в полном объеме.
это важно
Совокупная сумма переносимого на будущие периоды убытка с 1 января 2006 года составляет 50 (а не 30, как ранее) процентов от налоговой базы (Закон от 6 июня 2006 г. № 58-ФЗ). При этом многие работники налоговой инспекции истолковали данную норму достаточно узко, посчитав, что она относится только к убыткам, которые получены с 1 января сего года. Однако это совсем не так. Ограничение в 50 процентов распространяется на все прошедшие налоговые периоды.
Начать дискуссию