Налог на рекламу

Как учесть рекламный видеоролик

Сегодня никого не удивишь собственным видеофильмом о фирме. Между тем учесть его можно по-разному. Как это сделать, расскажет статья.

Сегодня никого не удивишь собственным видеофильмом о фирме. Между тем учесть его можно по-разному. Как это сделать, расскажет статья.

Е. Л. Веденина, эксперт по налогообложению АГ «РАДА»

Рекламный видеоролик (киноролик) – это аудиовизуальное произведение, которое является объектом авторского права. Об этом сказано в статьях 4 и 7 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон № 5351-1). Заключая договор на создание клипа, его авторы (режиссер-постановщик, сценарист, композитор) передают заказчику исключительные права на него.

Обладатель авторских прав может по своему усмотрению распространять, публично исполнять или передавать в эфир видеофильм в течение всего срока их действия (ст. 13 Закона № 5351-1). Таким образом, заказчик приобретает не просто материальный носитель (видеокассету с клипом) и не услугу по его созданию, а права на результат интеллектуальной деятельности.

Способы отражения видеофильма в учете зависят от наличия исключительных прав на него, срока их действия, направлений использования ролика.

Видеоролик – нематериальный актив

Если фирма-заказчик приобретает исключительные права на любое распространение клипа в течение более одного года, то в бухучете его надо отражать как нематериальный актив. Ведь видеофильм отвечает всем его признакам, приведенным в пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н.

В налоговом учете такой видеофильм также считается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК) и является нематериальным активом (п. 3 ст. 257 НК). Однако здесь имеет значение и его стоимость – она должна составлять более 10 тысяч рублей. Исключением является случай, когда фирма должна заплатить за ролик не сразу, а периодическими платежами в течение срока действия договора. Тогда фильм нельзя будет считать амортизируемым имуществом на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете нематериальные активы отражаются по их первоначальной стоимости. Так что если фирма заказала производство клипа через посредника, например, рекламное агентство, то комиссионное (агентское) вознаграждение тоже нужно включить в стоимость фильма. Она будет погашаться путем начисления амортизации. Причем в бухгалтерском и налоговом учете эти методы не всегда совпадают. Поэтому, чтобы не вести два разных учета, лучше выбрать в обоих случаях единый метод амортизации – линейный.

Для начисления амортизации необходимо определить срок полезного использования видеофильма. Как правило, он указан в договоре с его производителем. Установление конкретного срока должно быть оформлено приказом или распоряжением руководителя фирмы. Однако имейте в виду, что если по нематериальному активу нельзя определить срок полезного использования, то сблизить два учета не получится. Для цели налогообложения клип будет амортизироваться 10 лет (п. 2 ст. 258 НК), а в бухгалтерском учете – в течение 20 лет (п. 17 ПБУ 14/2000).

Отражать начисление амортизации в бухгалтерском учете можно двумя способами: накапливая ее суммы на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов» или путем уменьшения первоначальной стоимости самого ролика.

Поскольку видеофильм приобретен в рекламных целях, в бухучете суммы амортизации по нему признаются расходами по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов. Об этом сказано в подпунктах 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

Для налогообложения прибыли амортизация фильма относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Обратите внимание: в пункте 4 данной статьи сказано, что не поименованные в ней рекламные расходы нормируются.

Видеофильм можно использовать для показа как по телевидению, так и в кинотеатре или дворце спорта, например. Поэтому нельзя однозначно отнести его к рекламе через средства массовой информации. В связи с этим придется учитывать амортизацию клипа в размере 1 процента выручки от реализации. Хотя можно попытаться получить официальные разъяснения по этому поводу в МНС или Минфине.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 1999 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» фирмы, рекламирующие свою продукцию, должны платить налог на рекламу. При этом базой для исчисления налога будет вся стоимость видеофильма. Ведь амортизация – это не сумма расходов на рекламу, а лишь способ их равномерного списания. Так решил ФАС Северо-Западного округа (постановление от 11 декабря 2002 г. по делу № А56-12346/02).

Пример

ЗАО «Буран» заказало телекомпании создать рекламный фильм для демонстрации по телевидению. Он обошелся фирме в 216 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), которые она должна заплатить в день получения ролика. Это произошло 5 ноября 2003 года. Согласно договору «Бурану» переданы исключительные права на фильм.

ЗАО «Буран» планирует использовать фильм в течение 18 месяцев. Приказом об учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете утверждено начисление амортизации линейным методом. При этом фирма использует счет 05.

Налоговый учет ведется по методу начисления. Ставка налога на рекламу в регионе составляет 5 процентов.

Бухгалтер отразил приобретение и использование фильма проводками:

Дебет 08 Кредит 60

– 180 000 руб. – отражены вложения в создание рекламного клипа;

Дебет 19 Кредит 60

– 36 000 руб. – учтен НДС, предъявленный телекомпанией;

Дебет 60 Кредит 51

– 216 000 руб. – оплачен телекомпании клип;

Дебет 04 Кредит 08

– 180 000 руб. – принят к учету объект исключительных прав на видеоклип;

Дебет 68 Кредит 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС, предъявленный телекомпанией;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на рекламу»

– 9000 руб. (180 000 руб. х 5%) – начислен налог на рекламу.

Ежемесячно, начиная с декабря 2003 года, в учете будут сделаны записи:

Дебет 44 Кредит 05

– 10 000 руб. (180 000 руб. : 18 мес.) – включена в состав коммерческих расходов амортизация по клипу.

– конец примера–

Видеоролик – расходы

Если фирма планирует использовать видеоклип не более года, а рассчиталась за него разовым платежом, то его нельзя отнести к нематериальным активам. В этом случае в бухучете затраты на приобретение фильма следует отразить как расходы будущих периодов. В течение установленного фирмой срока их нужно списывать постепенно. В налоговом учете это можно сделать аналогично.

Пример

Воспользуемся данными предыдущего примера. Предположим, однако, что ЗАО «Буран» планирует использовать видеофильм в течение 6 месяцев. Учетной политикой фирмы предусмотрено равномерное списание таких расходов.

Бухгалтер сделал в учете записи:

Дебет 97 Кредит 60

– 180 000 руб. – отражены расходы на создание рекламного клипа;

Дебет 19 Кредит 60

– 36 000 руб. – учтен НДС, предъявленный телекомпанией;

Дебет 60 Кредит 51

– 216 000 руб. – оплачен телекомпании клип;

Дебет 68 Кредит 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС, предъявленный телекомпанией;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на рекламу»

– 9000 руб. (180 000 руб. х 5%) – начислен налог на рекламу.

Ежемесячно, начиная с ноября 2003 года, в учете будут сделаны записи:

Дебет 44 Кредит 97

– 30 000 руб. (180 000 руб. : 6 мес.) – включена в состав коммерческих расходов часть стоимости клипа, приходящаяся на данный месяц.

– конец примера–

Неисключительное право на показ фильма

Бывают ситуации, когда фирма покупает неисключительное право демонстрации чужого рекламного фильма. При этом срок пользования клипом определяется договором с его владельцем. На таких условиях ролик обычно приобретают, чтобы дополнить фильм собственной информацией: реквизитами фирмы, перечислением ее продукции и услуг и т. д.

В этом случае фирма-пользователь должна учесть видеофильм на забалансовом счете в оценке согласно договору с его правообладателем. Поскольку Планом счетов для такого случая специального счета не предусмотрено, можно воспользоваться счетом 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

В бухгалтерском учете периодические платежи включаются в расходы отчетного периода. А разовый платеж нужно отразить как расходы будущих периодов и списывать их в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000). В налоговом учете можно поступить точно так же, но с учетом положений пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса о нормировании расходов на рекламу.

Демонстрация по телевидению

До сих пор речь шла об учете самого видеофильма. Но для того чтобы ролик увидели многие зрители, нужно показать его по телевидению. Для этого с выбранным телеканалом заключается договор на демонстрацию фильма.

Затраты на такие услуги являются расходами по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете и прочими расходами на производство и реализацию – в налоговом. При расчете налога на прибыль они не нормируются. При этом нужно помнить, что перечисленные телеканалу авансы не считаются расходами. На это указано в пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и в пункте 14 статьи 270 Налогового кодекса.

Факт оказания телеканалом услуг должен быть подтвержден актом и эфирной справкой. Для вычета НДС необходим счет-фактура.

Пример

ЗАО «Тайфун» заказало телеканалу демонстрацию рекламного видеоролика в течение 3 месяцев. Выделенное эфирное время распределено равномерно в течение срока действия договора. Вся стоимость услуги в сумме 108 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) оплачивается авансом. Ставка налога на рекламу в регионе составляет 5 процентов.

Доходы и расходы «Тайфун» признает по методу начисления.

В учете бухгалтер сделал запись:

Дебет 60 Кредит 51

– 108 000 руб. – перечислен телеканалу аванс за демонстрацию рекламного видеоролика.

Ежемесячно в течение 3 месяцев будут сделаны проводки:

Дебет 44 Кредит 60

– 30 000 руб. ((108 000 руб. – 18 000 руб.) : 3 мес.) – списана на коммерческие расходы (расходы на рекламу) услуга по демонстрации видеоролика за месяц;

Дебет 19 Кредит 60

– 6000 руб. (18 000 руб. : 3 мес.) – учтен НДС по услугам телеканала за месяц;

Дебет 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Кредит 19

– 6000 руб. – принят к вычету НДС по услугам телеканала за месяц;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на рекламу»

– 1500 руб. (30 000 руб. х 5%) – начислен налог на рекламу за месяц.

–конец примера–

Прочие показы

При показе клипа в кинотеатре или на стадионе расходы на демонстрацию нужно нормировать. Ведь эти объекты не относятся к средствам массовой информации. Их определение дано в статье 2 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Если видеофильм демонстрируется во время выставки, ярмарки или экспозиции, которая проводится с рекламной целью, то расходы на его показ нужно учитывать в составе затрат на участие в выставках. А они уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса.

При проведении презентаций, переговоров с партнерами, семинаров и т. д. участникам также можно показать видеофильм. Поскольку в данном случае круг зрителей конкретизирован и ограничен, такой показ нельзя считать рекламой. Поэтому расходы на приобретение и демонстрацию ролика в бухучете следует признать расходами по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов или расходов по управлению организацией.

При обосновании и документальном подтверждении таких затрат в налоговом учете их можно отнести к расходам на производство и реализацию в полном объеме (подп. 18 п. 1 ст. 264 НК).

Начать дискуссию