Управление персоналом

Как удержать сотрудника, который хочет уволиться, и нужно ли это делать

Многие руководители считают, что поздно предпринимать какие-то меры, если сотрудник пришел с заявлением на увольнение. Но на самом деле все не так однозначно.
Как удержать сотрудника, который хочет уволиться, и нужно ли это делать
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Каждая история в подобном случае будет уникальной, поэтому и действовать можно по-разному. Решение отпустить сотрудника или попытаться его удержать должно быть продуманным и взвешенным. 

Корпоративные особенности

Многое зависит от организационной культуры и неписаных правил игры. Например, в некоторых организациях могут стараться удерживать сотрудника какими-то конкретными мерами, только если он уже собрался «на выход». И все сотрудники знают эту устоявшуюся практику со стороны руководства: начать действовать только тогда, когда сотрудника уже можно потерять. Конечно, далеко не всем такой подход будет по душе.

В таких организациях сотрудник, чувствующий свою ценность, может прийти к руководству с заявлением, чтобы попробовать получить то, что «ему причитается» с его точки зрения. Это своего рода «шантаж».

Но в некоторых организациях такая схема работает. Особенно в отраслях, где очень высокая конкуренция за профессионалов.

Также встречаются организационные культуры, где намерение уволиться будет расценено как серьезная нелояльность. И это всегда воспринимается руководством негативно. Хотя в большинстве случаев причина увольнения сотрудника кроется в самом подходе руководства к управлению: будь то уровень оплаты труда, возможности для роста или климат в коллективе. Сам руководитель при этом считает, что к нему люди должны приходить работать, если не на всю жизнь, то очень надолго.

В таких ситуациях он может постараться удержать сотрудника просто «по-человечески», ничего не предлагая взамен. Дополнительное вознаграждение тоже может быть предложено, но не очень охотно.

Однако все это довольно «полярные» случаи с ярко-выраженным «креном» либо в сторону действий по удержанию, когда сотрудник уже увольняется, либо в сторону формирования лояльности «в долгую».

Давайте рассмотрим пример, когда руководство совсем не хотело бы доводить ситуацию с сотрудником до «шантажа заявлением на увольнение» и средний срок работы в компании при этом является типовым для рынка.

Целесообразность удержания

 Мало что может по-настоящему удержать сотрудника, если зарплата совсем «грустная». Все хотят зарабатывать либо условно нормальные деньги (в рынке), либо же хорошие деньги (выше рынка).

Когда зарплата ощутимо ниже рынка, удержать сотрудника сможет только по истине уникальный опыт или исключительная «практическая удобность» текущей работы.

Если же зарплата в рынке либо повыше рынка, а сотрудник все равно хочет уйти, то причина не в деньгах (или не только в них). Вероятнее всего, сотрудник ищет новые возможности для развития и роста или уходит из «среды обитания», которая ему не совсем по душе. И понятное дело, что в такой ситуации удержать человека, когда он уже решил увольняться, очень тяжело.

Надо ли это делать? Это зависит от ситуации.

Возможно, имеет смысл удержать сотрудника на какое-то время, если его уход создаст сложную ситуацию с объемом работы для других членов команды. Если сотрудник добросовестный, то постараться с ним договориться на какое-то время вполне реалистично.

Можно ли удержать такого сотрудника на длительный срок? Скорее всего, нет, хотя и есть небольшая вероятность. Но сработает такая небольшая вероятность только в том случае, если к сотруднику вновь вернется его внутренняя мотивация продолжать работать в той же команде и в той же организации. Такую внутреннюю мотивацию вернуть обратно путем воздействия извне очень сложно. Но можно постараться создать условия, которые будут способствовать ее возвращению.

И в большинстве случаев ради этого придется учесть практически все пожелания сотрудника, пойти ему навстречу практически во всех вопросах, начиная от уровня дохода и заканчивая гибкостью в работе, новыми возможностями, изменением стиля взаимодействия и так далее. Тогда есть шанс удержать сотрудника надолго.

В противном случае это вряд ли удастся: возможно, сотрудник согласится поработать еще месяц–два, чтобы просто выполнить простые человеческие обязательства перед руководством и коллективом.

Потеря мотивации

80% сотрудников, уволившихся в течение первого года работы, приняли решение об уходе почти сразу после прихода в компанию.

Причина здесь очевидна — новому сотруднику работа на новом месте сразу пришлась не по душе, но он был вынужден остаться, потому что ему просто нужна была работа.

Здесь налицо погрешности в найме и адаптации новых сотрудников. Для исправления этих погрешностей требуются системные изменения. Надо радикально перестраивать отношение либо к качеству найма, либо к качеству адаптации новых сотрудников. 

Конечно, еще бывают ситуации, когда дело не в качестве найма, а в «токсичности» конкретного подразделения, в котором возникает отток людей (из-за сложного руководителя или из-за какого-то непростого в общении члена команды). Поэтому для начала стоит разобраться в причинах.

Удержать сотрудника, который уходит из-за личности руководителя очень сложно, но можно. Это всегда правильно построенный разговор и поиск иной конфигурации взаимодействия. Однако стоит также принимать во внимание, что такое удержание сотрудника, скорее всего, будет носить временный характер. Ситуация потери мотивации у сотрудника может повториться.

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ведение бизнеса

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Личные финансы

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Маркетплейсы

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Ведение бизнеса

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру