Бухгалтерский учет

Профессиональные хитрости для бухгалтера

Как провести в бухучете начисление дивидендов учредителям общества с ограниченной ответственностью? Когда проводить инвентаризацию? Как учесть неотфактурованные поставки? Как отразить заложенное имущество? Читайте в этой статье.

Как провести в бухучете начисление дивидендов учредителям общества с ограниченной ответственностью?

Наша фирма (ООО) работает первый год. Еще ни разу выплату дивидендов не проводили. Что будет основанием для их начисления, какие проводки нужно сделать? ( Н. Петрова, главный бухгалтер, г. Томск)

Прибыль, которая осталась после уплаты налога, распределяют между учредителями на условиях, предусмотренных в уставе общества. Решение о конкретном порядке распределения чистой прибыли принимает собрание участников ООО. Часть прибыли может быть направлена на развитие производства или другие цели, а другая ее часть – на выплату дивидендов. Участник ООО получает доход пропорционально своей доле в уставном капитале. Для того чтобы учесть расчеты с учредителями организации по выплате доходов, к счету 75 «Расчеты с учредителями» открывают субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов». На основании протокола учредительного собрания необходимо начислить доход учредителям – Дебет 84 Кредит 75-2. С начисленных сумм необходимо удержать налоги. С физических лиц – НДФЛ, с юридических лиц – налог на прибыль. Фирма выступает в качестве налогового агента. В бухгалтерском учете необходимо сделать проводки:

Дебет 75-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»

– удержан НДФЛ;

Дебет 75-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– удержан налог на прибыль с сумм, выплаченных учредителям – юридическим лицам.

Доходы, за вычетом удержанного налога, выплачивают через кассу или безналичным перечислением:

Дебет 75-2 Кредит 50 (51)

– выплачены дивиденды.

Н. Мохин, аудитор

Когда проводить инвентаризацию?

Мы оказываем транспортные услуги. Наши заказчики частенько задерживают платежи. Счета на оплату передаем через водителей, иногда бумаги теряются. К концу года долги накапливаются как снежный ком. Перед сдачей баланса разобраться бывает очень трудно. Могу ли я не ждать декабря, а почаще проводить инвентаризацию расчетов? ( А. Зыкова, бухгалтер ООО «Парма-фарм», г. Тольятти)

Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок проведения инвентаризации (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н). Для разных активов можно назначить разную периодичность ее проведения. Например, для дебиторской задолженности – ежемесячно, а для товарных остатков – один раз в квартал. Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В некоторых случаях инвентаризацию надо провести обязательно (п. 27 Положения):

  • если имущество передают в аренду;
  • при выкупе или продаже имущества;
  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, если инвентаризацию еще не провели на 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций.

Н. Данилов, аудитор

Есть ли временные разницы?

Наша фирма приобрела импортные товары на сумму 11 800 рублей, в том числе НДС 1800 рублей. В расходы на их приобретение включена таможенная пошлина в размере 8000 рублей. В этом же месяце товар был полностью реализован на сумму 23 600 рублей, в том числе НДС 3600 рублей. Возникают ли в этом случае временные разницы? ( В. Котов, заместитель главного бухгалтера, г. Челябинск)

По общему правилу материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). В нее также включают таможенные пошлины (п. 6 ПБУ 5/01).

Бухгалтеру нужно сделать следующие проводки:

Дебет 41–1 Кредит 60

– 10 000 руб. – поступили товары;

Дебет 19–3 Кредит 60

– 1800 руб. – отражена сумма входного НДС;

Дебет 41–1 Кредит 76

– 8 000 руб. – учтена таможенная пошлина;

Дебет 62 Кредит 90–1

– 23 600 руб. – отражена выручка от реализации;

Дебет 90–2 Кредит 41–1

– 18 000 руб. – списана себестоимость товара;

Дебет 90–3 Кредит 68 «Расчеты по НДС»

– 3600 руб. – начислен НДС по реализованным товарам;

Дебет 90–9 Кредит 99

– 2000 руб. – отражена прибыль от реализации.

А в налоговом учете расходы по уплате таможенных пошлин не включают в стоимость товара. Их нужно отражать в составе косвенных расходов текущего периода (ст. 320 НК РФ). Поэтому в бухгалтерском учете себестоимость товара будет 18 000 рублей, а в налоговом – только 10 000 рублей. Вычитаемая временная разница в оценке товара составит 8000 рублей (п. 11 ПБУ 18/02).

Но поскольку товар был полностью реализован в отчетном месяце, то таможенные расходы уменьшили облагаемую базу по налогу на прибыль и в налоговом учете. Результат от этой операции и в налоговом, и в бухгалтерском учете – прибыль в сумме 2000 рублей. Получается, что отличие в квалификации и оценке актива не привело к возникновению разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью.

И. Мотусевич, налоговый консультант

Заказчик отказался принять и оплатить работу

Наша садоводческая фирма выполнила работы по озеленению территории заказчика. Заказчик отказался подписать акт приема выполненных работ и не хочет их оплачивать. Как быть с затратами? Можно их списать на расходы и «размазать» между другими заказами? ( А. Кондрашов, главный бухгалтер ООО «Зеленый сад», г. Альметьевск)

В бухгалтерском учете выручку признают при условии принятия работы заказчиком (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). До момента подписания акта затраты по выполненной работе собирают в составе незавершенного производства на счете 20 «Основное производство» (п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (далее – Положение)).

Если заказчик в одностороннем порядке отказался принять работы, он обязан уплатить подрядчику часть договорной цены в размере, пропорциональном части работы, выполненной подрядчиком до получения известия об отказе. Кроме того, заказчик должен возместить убытки в виде разницы между ценой всей работы и частью цены, выплаченной за выполненную работу (ст. 717 ГК РФ). В случае отказа заказчика от оплаты следует обратиться в суд.

Из разряда незавершенного производства в состав дебиторской задолженности подобные затраты можно перевести в двух случаях:

  • если заказчик уведомил подрядчика об отказе в письменном виде;
  • если подрядчик обратился в суд с исковым заявлением.

Если хотя бы одно из этих условий выполнено, бухгалтер может сделать проводку Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 20 «Основное производство».

При условии, что срок исковой давности истек или задолженность признали нереальной для взыскания, бухгалтер может списать ее на финансовый результат (п. 77 Положения). Туда же (как кредиторскую задолженность) списывают и аванс, полученный в счет оплаты работ (п. 78 Положения). Эти списания проводят на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя.

А. Ильина, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

Как учесть неотфактурованные поставки?

К нам на склад привезли товары без расчетных документов от продавца. Подскажите, как их правильно принять. ( Ю. Жигалина, бухгалтер ООО «Дельта-М», г. Москва)

Такие поставки еще называют неотфактурованными. Вам надо составить акт. Такое правило указано в пункте 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, которые утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Торговые организации в подобной ситуации заполняют форму № ТОРГ-4. Бланк приведен в постановлении Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Если ценности без документов поступили на склад производственной фирмы, то составляют акт по форме № М-7. Этот бланк утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Акт составляют в двух экземплярах. Один из них фирма направляет поставщику, а на основании другого приходует поступившие ценности.

Товар, который поступил без документов, нужно отразить по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Отметим, что организация может приходовать ценности по учетным ценам. Они указаны в договорах, спецификациях, протоколах согласования цен и т. д. Если же в учетной политике предприятия записано, что в качестве учетной цены используется фактическая себестоимость товара, то его приходуют по рыночным ценам. Об этом сказано в пункте 39 вышеуказанной методички.

О. Петрухина, аудитор

Холодильник в офисе

Наша фирма является малым предприятием. У нее нет возможности содержать столовую или оплачивать обеды сотрудникам. В обеденный перерыв все остаются на рабочих местах и едят «по месту службы». В самый разгар летней жары директор купил холодильник для хранения продуктов, которые сотрудники приносят на обед. Как отразить в учете приобретение холодильника? ( А. Воробьева, предприниматель, г. Уфа)

ПБУ 6/01 устанавливает, что объект признается основным средством тогда, когда он используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, а также способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01). Чтобы «на законных основаниях» поставить в офисе холодильник, в первую очередь эту обязанность работодателя необходимо зафиксировать в коллективном договоре (письмо Минфина РФ от 21 апреля 2005 г. № 03-06-01-04/209). Тогда купленный агрегат станет основным средством как элемент системы обеспечения условий труда (ст. 163 ТК РФ).

Все затраты по приобретению холодильника собирают на счете 08-4 «Вложения во внеоборотные активы», а в момент ввода в эксплуатацию списывают на счет 01 «Основные средства». Сумма входного НДС к вычету не принимается. Ее списывают на прочие расходы – Дебет 91-2 Кредит 19. И амортизационные отчисления нужно включать в состав прочих расходов – Дебет 91-2 Кредит 02.

А. Цой, налоговый консультант

Как отразить заложенное имущество?

Мы взяли кредит в банке и в качестве залога передали автомобиль. На балансе он числится по остаточной стоимости, но банк принял машину по цене возможной реализации. Нужно ли отражать это имущество на забалансом счете? ( Г. Вильдяева, бухгалтер ООО «НФП», г. Чебоксары)

Отражать автомобиль, переданный в залог, на забалансовом счете не нужно, поскольку ваша фирма не передавала право собственности. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации. В частности, речь идет об арендованных основных средствах, материальных ценностях, находящихся на ответственном хранении, в переработке и т. п. Об этом сказано в Плане счетов, который утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Ф. Конюшев, советник налоговой службы I ранга

С расчетного счета списали лишнее

Мы получили выписку из банка за 29 июля. При ее проверке обнаружилось, что на наш расчетный счет была зачислена сумма в 5000 рублей. Оправдательные документы, подтверждающие зачисление, банк не предоставил. Мы же, в свою очередь, не давали ему указаний на совершение подобных действий. Мы считаем, что эта сумма поступила на наш расчетный счет по ошибке. В связи с этим возник вопрос: что делать, чтобы как можно быстрее вернуть эти деньги их истинному владельцу? (Г. Миронова, бухгалтер, г. Йошкар-Ола)

Вам надо связаться с операционным отделом обслуживающего вас банка и сообщить о том, что на ваш расчетный счет ошибочно поступила денежная сумма, предназначенная другой организации. Такое сообщение должно быть оформлено в письменном виде.

До тех пор пока будет продолжаться выявление всех причин и обстоятельств допущенной ошибки, откройте дополнительный субсчет к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». И отразите спорную сумму по кредиту субсчета 76-5 «Расчеты по невыясненным суммам». В корреспонденции счетов это будет выглядеть следующим образом:

Дебет 51 Кредит 76-5

5000 руб. – отражена сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет.

Если с расчетного счета вашей организации была ошибочно списана какая-либо сумма (допустим, 2000 рублей), вам следует поступить по аналогии с первым эпизодом. Только в этом случае спорную сумму надо будет отнести в дебет субсчета 76-5:

Дебет 76-5 Кредит 51

2000 руб. – отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета.

В. Холстинина, аудитор

Как отразить компенсацию за задержку выплаты заработной платы?

У нашей компании были некоторые финансовые затруднения, и пришлось задержать выплаты работникам. Трудовым кодексом за такую просрочку положена компенсация (статья 236 ТК РФ). И по коллективному договору компенсация предусмотрена. Можно ли ее включить в состав расходов на оплату труда по статье 255 Налогового кодекса? Какие проводки нужно сделать? ( Е. Николаева, бухгалтер ООО «Эльбрус», г. Кемерово)

Сумму компенсации за задержку заработной платы в бухгалтерском учете относят к внереализационным расходам (п. 12 ПБУ 10/99). Ее отражают проводкой по дебету счета 91-2 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

В налоговом учете эти выплаты не признаются расходом в целях уменьшения облагаемой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина РФ от 27 октября 2004 г. № 03-05-01-04/61). Из-за различной трактовки в налоговом и в бухгалтерском учете затрат на выплату этой компенсации возникает постоянная разница. И постоянное налоговое обязательство. То есть сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 4, 7 ПБУ 18/02). Чтобы посчитать постоянное налоговое обязательство, необходимо сумму компенсации за задержку заработной платы умножить на ставку налога на прибыль. Полученный результат отражают проводкой Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 68 «Расчеты по налогу на прибыль»

Н. Усов, налоговый консультант

В какой момент пересчитать стоимость оборудования?

Наша компания купила импортное оборудование. Его цена была определена в долларах, этой же валютой мы и расплатились с партнером. Как нам правильно оценить оборудование для отражения в бухучете? ( О. Колосова, главный бухгалтер ООО «ФТП», г. Саратов)

Вначале нужно определиться, относить ли это оборудование к материально-производственным запасам (МПЗ) или его нужно включить в состав основных средств.

В первом случае, согласно пункту 15 ПБУ 5/01, МПЗ, которые фирма приобрела за валюту, следует оценивать на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Если приобретенное оборудование вы относите к основным средствам, тогда нужно воспользоваться правилом, которое указано в пункте 16 ПБУ 6/01. В нем сказано, что стоимость объекта пересчитывают на рубли на дату отражения его на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Ю. Игнатьев, аудитор

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию