Счета-фактуры

Почему счет-фактура не считается первичным документом

Правильно составленные первичные документы подтверждают расходы. А годится ли для этого счет-фактура?
Почему счет-фактура не считается первичным документом
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чем подтверждают затраты для отнесения их сумм в расходы

Документацией, подтверждающей затраты, являются:

  • документы, оформленные в рамках российского законодательства;

  • документы, косвенно подтверждающие расходы (их список не новый и повторяется во многих разъясняющих письмах: таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе).

А что относится к документам, оформленным «в рамках российского законодательства»?

В статье 313 НК говорится, что подтверждением данных налогового учета являются (в том числе) первичные учетные документы. Они должны быть оформлены в соответствии с положениями статьи 9 закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для тех, кто хочет научиться бухгалтерии с нуля, мы разработали онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С».

Вы освоите все нужные для работы инструменты: научитесь вести налоговый и бухгалтерский учет, заполнять отчетность, проводить все это в 1С. Курс поможет быстро стартовать в профессии даже без опыта либо актуализирует имеющиеся знания.

Успейте купить онлайн-курс по выгодной цене за 3 690 рублей вместо 18 990 рублей!

Купить курс

После обучения вы получите сертификат о прохождении программы «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» на 112 ак. часов.

Главное назначение первичного документа

К первичным документам, участвующим в документообороте фирмы, согласно ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», относятся бумаги, в которых зафиксировано совершение факта хозяйственной жизни.

Факт хозяйственной жизни означает сделку, событие, операцию, которые оказывают (или способны оказать влияние) на финансовое положение, финансовый результат, движение денежных средств компании (п. 8 ст. 3 закона № 402-ФЗ).

Таким образом, если документ подтверждает сделку, событие, операцию, отвечает требованиям пункта 8 статьи 3 закона № 402-ФЗ и содержит обязательные реквизиты, то он относится к первичным учетным документам.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК, счет-фактура — это документ, который, в случае правильного оформления, служит основанием для вычета НДС, предъявленного покупателю продавцом.

Счет-фактура не подтверждает сделку. Поэтому он не относится к первичным. Для подтверждения расходов он может быть использован, но не «в одиночку», а вместе с другими документами, которые являются первичными.

На это обратил внимание Минфин в письме от 14 апреля 2023 г. № 03-03-06/1/33601.

Комментарии

27
  • По сути — СчФ это налоговый регистр.

    Я использую такой аргумент, когда объясняю клиентам про про значение документального оформления ФХД и что такое юридический факт.

    На нормальном языке, конечно же )))

  • Жанна

    Некоторые и счет считают первичным документом, особенно бюджетники.

    • Некоторые бюджетники не тупее вас, Жанна) И, если от вас требуют весь пакет документов для оплаты, то только потому, что на это есть требование Казначейства. А у бюджетников каждый платеж санкционируется. Это вам не в клиент-банке платёжки шлепать)

    • Да, это печаль.

      мы с чем сталкиваемся, когда на коммерческий учет откликаются бюджетники. Очень сложная адаптация у них. У нас нет ресурса.

      И я каждый раз спрашиваю, вот вы переходите в коммерцию, а как готовились? Курс по работе в 1С прошли? План счетов и проводки подучили? Письма минфина свежих начитались по основным вопросам по налообложения.

      Пока не один не ответил — да. Поразительное упорство (()

      • AhmadDok

        Вы считаете курсы надо проходить до того как начать работать? Это может иметь силу с какими-то базовыми понятиями, теориями. Но основной курс обучения должен идти вместе с работой. По моему так).

        • Очень странно, если я без предварительного обучения пойду работать поваром в ресторан, имея навык и знания по приготовления блюд только на бытовом уровне.

          Если человек работает в бюджете и хочет перейти в коммерцию, конечно же, нужна предварительная подготовка.

          В Бюджетном учёте человек профессионал. Но, оставляет эту профессию за бортом.

          В коммерческом учёте знания есть, но, на бытовом уровне, из института и общее понимание процесса.

          А на новой работе придётся решать рабочие задачи, которые требуют профессионализма уже в коммерческом учёте. Нужны знания на уровне профессионализма здесь и сейчас. Без подготовки — будет ну очень сложно. А зачем? Если можно подготовится по коммерческому учёту, параллельно продолжая работу в бюджетном учёте. и выйти на рынок труда с большим количеством знаний умений и навыков. Мне кажется, это отличная стратегия.

          Иначе придётся искать работу, где есть наставничество, и постепенное наращивание объемов и сложности.

          Вы когда такую работу видели в последний раз? ))) Я вообще ни разу не видела)))