Учетная политика

Задачи завтрашнего дня...

От того, насколько грамотно будет разработана учетная политика организации на 2002 год, будут зависеть успех деятельности этой организации в будущем и суммы уплачиваемых ею налогов. О том, как правильно разработать учетную политику организации, рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры бухучета и аудита Санкт-Петербургского торгово-экономического института Виктор Патров на семинаре, проведенном 19 ноября Петроградским Союзом предпринимателей.

От того, насколько грамотно будет разработана учетная политика организации на 2002 год, будут зависеть успех деятельности этой организации в будущем и суммы уплачиваемых ею налогов.
О том, как правильно разработать учетную политику организации, рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры бухучета и аудита Санкт-Петербургского торгово-экономического института Виктор Патров на семинаре, проведенном 19 ноября Петроградским Союзом предпринимателей.

Задачи завтрашнего дня...


Как всем известно, согласно последним изменениям в законодательстве РФ, с 1 января 2002 года организации необходимо:
- перейти на новый план счетов бухгалтерского учета;
- иметь утвержденную учетную политику на 2002 год в целях налогового и бухгалтерского учета;
- одновременно с отражением хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета фиксировать их в регистрах налогового учета, которые каждая организация должна разработать самостоятельно;
- выбрать метод налогового учета - кассовый или метод начисления - для каждого налога, то есть принять решение, какой из методов выгоднее и удобнее для организации.

...начинаем решать уже сегодня!
Следовательно, до конца декабря 2001 года бухгалтер и руководитель организации должны провести большую совместную работу.
Из выступления Виктора Патрова мы выделили рекомендации, прямо адресованные им.

Для перехода на новый план счетов бухгалтеру необходимо:
1. Составить рабочий план счетов и утвердить его приказом по учетной политике организации до 1 января 2002 года.
В рабочий план счетов войдут используемые организацией счета, система субсчетов и забалансовых счетов. Возможно, многие бухгалтеры разработают свою систему субсчетов к счетам 90 и 91, поскольку рекомендованная система учета не содержит субсчетов для учета сумм налога с продаж, отдельных субсчетов для коммерческих, управленческих, операционных и внереализационных расходов. Также многим бухгалтерам нужно организовать аналитический учет по этим счетам.
2. Организовать инвентаризацию до конца декабря, чтобы иметь заверенные комиссией остатки на 1 января 2002 года.
Самое главное - правильно провести инвентаризацию остатков на конец года по тем счетам, которых по новому плану счетов уже не будет (так как их сальдо должно быть перенесено на другие счета), и по тем счетам, которые будут обЪединены в новом плане счетов.
Поскольку в инвентаризации участвуют материально ответственные лица, потребуется организовывать инвентаризационные комиссии, поэтому ни в коем случае нельзя затягивать этот процесс.

Самое сложное - инвентаризация МБП
С нового года в учете не будет привычных нам малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Это утверждение следует из того, что ПБУ 6/01 отменил стоимостный критерий, а ПБУ 5/01 отменит его с 1 января 2002 года. Таким образом, критерием для отнесения в состав основных средств или материалов с 1 января 2002 года будет только срок полезного использования.
Следовательно, на 1 января 2002 года необходимо проинвентаризировать счет 12 на предмет срока полезного использования числящихся на нем активов.

Срок использования будет определять комиссия
В сложных и сомнительных ситуациях - когда нет подтверждающих срок использования документов (гарантийных талонов, паспортов на инструменты и оборудование и т.п.) - для того, чтобы у бухгалтера не было проблем с налоговой инспекцией, следует создать внутренюю комиссию по определению сроков полезного использования исходя из реальных условий работы организации. Например, дырокол или степлер в секретариате служит менее года, а в других отделах фирмы может служить дольше, в зависимости от интенсивности его использования. Результаты работы комиссии должны быть оформлены актом и заверены подписью руководителя.

МБП переводятся в состав основных средств или материалов
Операцию по переводу МБП следует осуществить до 1 января 2002 года, чтобы с нового года уже начислять амортизацию по переведенным в состав основных средств активам.
Разделение МБП на основные средства и материалы делается в зависимости от срока их полезного использования. Если оставшийся срок использования превышает 1 год - это основные средства, если меньше - это материалы.
Для переноса остатков бухгалтер должен сделать проводки:
Д 01 К 12 - для МБП со сроком полезного использования более года, переводимых в состав основных средств;
Д 10 К 12/1 - для МБП со сроком полезного использования менее года, переводимых в состав оборотных активов (на соответствующие с/счета 10.4,10.6,10.9 и др.).

Как быть с уже амортизированными МБП?
Много вопросов возникает и по начисленной ранее амортизации МБП.
Для тех МБП, которые переводятся в состав основных средств, независимо от того, начислялся износ в размере 100% или 50%, его итоговую сумму, которая будет являться сальдо счета 13, переносим одной проводкой на счет 02"Износ основных средств": Д 13 К 02. А уже после перевода в состав основных средств, амортизация этих активов будет начисляться по другим ставкам, рассчитанным в соответствии с Письмом МНС от 11.09.2000 ? ВГ-6-02/731 "Об амортизации основных средств".
Для тех МБП, которые переводятся в состав оборотных активов (счет 10), но уже были в эксплуатации в 2001 году (счет 12/2), необходимо выявить их остаточную стоимость, чтобы уже в декабре списать ее на финансовые результаты года. В этом случае их стоимость войдет в расходы соответствующего периода. Несмотря на то, что официальных указаний МНС на этот счет нет, лучше сделать это до конца 2001 года, чтобы при налоговых проверках не было проблем со списанием в 2002 году расходов, относящихся к прошлым периодам.
Для этого разработана корреспонденция счетов:
Д 13 К 12/2 - закрыли 50% износа МБП;
Д 20, 46 (90) К 12/2 - списали оставшиеся 50% на итоги года.

Если ничто другое не помогает, прочтите наконец инструкцию!
Общая рекомендация для бухгалтеров: до окончания года необходимо проинвентаризировать аналитику на всех счетах, которые в соответствии с изменениями в законодательстве закрываются или обЪединяются при переходе на новый план счетов. При этом нужно внимательно отнестись к методическим рекомендациям по ведению нового плана счетов - нередко они имеют различия с рекомендациями к аналогичным старым счетам.

Правильно разработанная учетная политика на 2002 год - залог успеха в будущем
"учетная политика для целей налогообложения" - такой термин в российском учете появился впервые, но в нем уже давно существует, например, ведение учета для исчисления налогов методами"по отгрузке" или"по оплате" по выбору налогоплательщика. Со следующего года налогоплательщики будут иметь новый выбор: вести учет кассовым методом или методом начисления. Эти методы имеют ряд принципиальных отличий от применяемых ранее методов"по отгрузке" и"по оплате".
Такой выбор будет дан тем организациям, выручка которых не превышала
1 млн. рублей за каждый квартал предшествующего налогового периода. Остальные обязаны будут перейти на метод начисления. К этому также следует готовиться заранее, особенно тем организациям, которые ранее применяли метод учета"по оплате" и переходят на метод начисления.
У тех же малых и средних предприятий, которым дан выбор, есть время просчитать, какой метод учета им выгоднее. Принять решение нужно уже до 1 января 2002 года. Поэтому необходимо заняться этими расчетами и подготовкой проекта учетной политики для целей налогообложения уже сейчас.

Как самим разработать регистры налогового учета?
С 1 января 2002 года вступает в действие статья 313 главы 25 НК РФ, которая требует ведения налогового учета. Согласно этой статье каждый налогоплательщик может создавать свои удобные ему регистры налогового учета.
Несмотря на то, что в НК РФ статьи 313-333 посвящены налоговому учету, такой термин появился впервые. Тем не менее бухгалтеры уже давно ведут налоговый учет путем заполнения книг покупок и продаж, справок к форме ? 2, бухгалтерских справок к расчетам налогооблагаемой базы и проч. На их основе и можно разработать регистры налогового учета.

Как организовать налоговый учет на предприятии?
Есть два варианта:
1. Крупные предприятия могут позволить себе создать отдельное подразделение.
2. Малым и средним предприятиям придется совмещать эти функции в одной бухгалтерии. В этом случае на рядового бухгалтера ляжет необходимость вести дополнительно регистры налогового учета, дополнительно инвентаризировать имущество, доходы и расходы в случаях возникновении разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Могут быть ситуации, когда показатели, рассчитанные для целей налогового учета, не совпадают с аналогичными в бухгалтерском учете. Тогда бухгалтеру будет необходимо заводить отдельные регистры для налогового и бухгалтерского учета. Для упрощения учета бухгалтер может открывать субсчета для отражения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Например, субсчета"командировочные в пределах норм" и"командировочные сверх норм".

О чем нужно до конца года позаботиться руководителю организации?
Так как по закону руководитель - и именно он! - несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, ему необходимо уже до конца года:
- обеспечить бухгалтерию новыми версиями бухгалтерских программ с новым планом счетов, подпиской на специализированные издания и регистрами учета;
- в связи с введением налогового учета либо создать отдельное подразделение по ведению налогового учета на предприятии, либо, если у организации нет такой возможности, доплачивать бухгалтерам за совмещение этих обязанностей в одной бухгалтерии;
- обеспечить бухгалтеру возможность произвести инвентаризации основных средств, МБП, материалов на конец года. В первую очередь - это создание и организация работы комиссии для определения срока службы МБП. Во вторую очередь - это обеспечение проведения сверок с другими организациями. Особенно это касается счетов, остатки которых должны быть сверены на 31 декабря 2001 года, счета закрыты и остатки перенесены на другие счета нового плана счетов. Например, долгосрочные финансовые вложения;
- обязательно принять активное участие в разработке учетной политики в целях налогового и бухгалтерского учета.
Руководителю необходимо самому разобраться в различиях между методами налогового учета - кассовым и методом начисления - и самому принять решение, на какой метод выгоднее перейти организации. Так как это решение окажет значительное влияние на финансовые результаты и суммы налогов, которые в дальнейшем будет платить организация, то ответственность за это решение и его последствия полностью лежит на руководителе этой организации.
Ольга Самойленко

Начать дискуссию