Первичные документы

Как применять бухгалтерские справки. Виды справок

Использовать в качестве первичного документа бухгалтерскую справку можно в ряде случаев. Главное — не переборщить и не заменять ею первичку, без которой обойтись нельзя. Также бухгалтерскую справку нужно грамотно составить.
Как применять бухгалтерские справки. Виды справок
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Назначение бухгалтерской справки

Скажем сразу, что бухгалтерская справка, хоть и признается первичным документом, но имеет скорее вспомогательное назначение.

В качестве самостоятельного документа для оформления того или иного факта хозяйственной жизни ее можно использовать в тех случаях, когда нет специально предусмотренного первичного документа.

Например:

  • списание себестоимости реализованных товаров;

  • перевод товаров в материалы и наоборот;

  • списание просроченных задолженностей и др.

Для расчетов (например, процентов по займу, технологических потерь, суточных, суммы к доплате по уточненной декларации, при начислении дивидендов и др.) используется бухгалтерская справка-расчет. В ней, как правило, указывают:

  • причины составления;

  • расчеты;

  • проводки по начислению или списанию рассчитанных сумм.

Также бухгалтерскую справку применяют, когда выявлены неточности или ошибки в бухучете, и нужно провести корректировку ранее проведенных операций. Или требуется детализировать учет, подтвердить проводку расчетом (ст. 313 НК).

В «исправительной» справке укажите:

  • какая именно операция была отражена неверно;

  • причину ошибки;

  • дату обнаружения ошибки;

  • описание сути ошибки и неправильных расчетов (неправильную проводку, сделанную из-за ошибки);

  • правильные записи и дополнительные расчеты.

Бухгалтерская справка без других документов, которые подтверждают факт и выполнение работ, не является подтверждающим документом и в целях налогообложения прибыли. К такому выводу пришел АС Уральского округа в своем постановлении от 5 июля 2021 г. № Ф09-3128/21 по делу № А07-21692/2019.

Подменять бухгалтерской справкой отсутствующие или непредставленные документы нельзя. Это касается в первую очередь счетов-фактур, а также такой первички, как акты, накладные и др., в составлении которой участвуют другие службы фирмы и ее контрагенты.

Ответы на сложные вопросы по первичным документам, ведению учета, заполнению отчетности и другим рабочим ситуациям вы найдете подписке Клерк.Премиум — это информационная и практическая помощь бухгалтерам, кадровикам и ИП. Сейчас можно получить подписку на год со скидкой 50% и супер-подарком! Подписаться.

🎁Подарок новым подписчикам: курс повышения квалификации «Годовая бухгалтерская отчетность 2024: практикум по всем формам». Стоимость курса с удостоверением ФИС ФРДО составляет 17 600 руб., а с Клерк.Премиум вы получите его бесплатно.

Как оформить бухгалтерскую справку

Форму бухгалтерских справок, которые используются в работе, фирма должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике.

Коммерческая фирма может взять за основу справку по форме 0504833, которую применяют бюджетники. Можно разработать и свою.

Не забудьте, чтобы в бухгалтерской справке, кроме необходимых вам таблиц и текстовых полей, были все обязательные реквизиты первичного документа.

Кроме того, к бухгалтерской справке нужно прилагать подтверждающие расчетные документы или бумаги, в которых допущены ошибки, исправляемые при помощи справки (их копии).

Подписывать справку могут главный бухгалтер, бухгалтер, лица, которые участвуют в ее составлении. А если составление справки связано с расходами, то на ней может быть предусмотрена и подпись директора.

Начать дискуссию