Даже при выполнении нормативов СНИП, российское рабочее место по метражу не достигает европейских показателей. Прокомментировать ситуацию с размером рабочих мест в офисных центрах Москвы корреспондент ИА «Клерк.Ру» Павел Баскаков попросил Ольгу Кисарину, руководителя отдела исследований и аналитики компании «Praedium», предоставляющей брокерские и консультационные услуги в области коммерческой недвижимости.
Ольга, сколько метров российские компании сегодня в среднем выделяют для своих сотрудников в офисах? Как этот метраж соотносится с показателями в Европе?
Обычно рабочее место офисного сотрудника в России составляет от 4 до 8 кв.м., в среднем это 5-6 кв. м., а 8 кв. м. – это уже верхний предел. Многие компании ориентируются даже не на средние показатели, а именно на минимальную площадь одного рабочего места, которая не должна быть меньше 4 кв. м.
Компаниями, как правило, движут два мотива – с одной стороны, желание обеспечить эффективность работы сотрудников, с другой, - желание сэкономить на аренде. В результате, если в здании изначально пространство спланировано как open space, то количество площадей, выделенных для сотрудников, во многом зависит от того, какой мотив в действиях арендатора преобладает. В случае с коридорно-кабинетной планировкой здания метраж рабочего места несколько увеличивается, и с учетом общих площадей метраж составляет от 7-10 кв. м на человека.
Насколько метраж рабочего места сотрудника зависит от сферы деятельности компании?
Размер рабочего места в зависимости от рода деятельности сотрудника устанавливается стандартами так, что на сотрудника, ведущего индивидуальный прием посетителей, такого, как юрист, администратор и т.д., выделяется около 9 кв м в условиях общего пространства и 12 кв м, если это его личный кабинет. Специалистам, бухгалтерам, инженерам положено 6.5 кв. м, а начальникам отделов - 9 кв. м и т. д.
А какого размера в таком случае может - или должен быть - кабинет директора?
Как правило, личная «вотчина» директора начинается от 10-12 кв. м. и выше. Очень многое зависит от ранга руководителя, какое управленческое звено он представляет, затем от величины и от профиля фирмы и от денежных средств, какими компания располагает.
Насколько популярной в России стала планировка open space?
Сегодня такая планировка, как правило, характерна для офисов высшей категории – категории «А». В группе «Б» она встречается уже реже.
Какой политики, по вашим наблюдениям, компании придерживаются в отношении мест для курения?
Происходит сокращение мест для курения в офисах высоких категорий. При этом изначально, на этапе планировки и застройки, оборудуются специальные удобные места для курения.
А на улицу покурить сотрудников не отправляют?
Арендаторы предпочитают, чтобы так не происходило. Дело в том, что при выходе на улицу заметно увеличивается количество времени, расходуемое сотрудником на курение. К тому же, это эстетически непривлекательно, когда возле престижного офиса наблюдается большое количество курящих людей.
Однако на деле во многих качественных офисных комплексах подобная практика существует. Связано это со многими причинами, основная из которых – на этапе концепции не предусмотрено специальное место для курения. При всем при том нередко сфера деятельности компании или ее имидж влияет на политику в отношении курения сотрудников. Один тип представляют такие компании, как “Philip Morris”. При аренде офиса она настаивает на том, чтобы внутри здания можно было курить. Другой тип представляют компании, работающие со здоровыми продуктами. Они полностью запрещают курить внутри помещения компании и предпочитают брать на работу некурящих сотрудников.
Начать дискуссию