Налоговые проверки

Фирма сообщила неправильный счет

Могут ли инспекторы оштрафовать за ошибку в уведомлении об открытии счета?

Материал подготовила Василя Плеханова, эксперт «Консультанта»

Могут ли инспекторы оштрафовать за ошибку в уведомлении об открытии счета?

Большинство современных организаций в своей деятельности сталкиваются с необходимостью открывать новые и закрывать старые банковские счета. Однако нередко при предоставлении в налоговую инспекцию уведомления об открытии или закрытии счета возникают проблемные ситуации.

Кредитные организации открывают банковские счета индивидуальным предпринимателям и фирмам на основании свидетельств об их государственной регистрации, а также о постановке на учет в налоговой инспекции (ст. 86 НК РФ).

О том, что та или иная фирма открыла новый счет, банк должен поставить в известность налоговую инспекцию по месту регистрации клиента (приказ МНС России от 4 марта 2004 г. № БГ-3-24/179). Ту же самую информацию контролерам обязана представить и сама организация (ст. 118 НК РФ). В соответствии с приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. № САЭ-3-09/255, сообщить об открытии или закрытии счета она должна в письменной форме. Справка-уведомление утверждена этим же приказом. Однако, как показывает арбитражная практика, если компания проинформирует об открытии или закрытии счета в банке другим способом, то это не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 февраля 2003 г. № А56-25929/02, ФАС Уральского округа от 3 июля 2002 г. № Ф09-1365/02-АК).

Вместе с тем, в соответствии с определением счета, приведенным в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса, в инспекцию нужно сообщать о счете, который:

  • открыт по договору банковского счета;
  • позволяет зачислять и расходовать деньги.

Проинформировать контролеров фирма или предприниматель должны в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета (п. 2 ст. 23 НК РФ). Как показывает практика, соблюдение указанных требований не исключает возникновения проблемных ситуаций.

Так, компания «Деньги» в десятидневный срок проинформировала инспекторов об открытии банковского счета, но неточно указала его номер. Контролеры посчитали, что уведомления не было вовсе, и решили наказать фирму (ст. 118 НК РФ).

Фирма не согласилась с решением контролеров. Компания настаивала на том, что она вовремя сообщила инспекции об открытии счета в банке. Но при этом сотрудник фирмы ошибся в одной цифре номера счета. Ответственность же за нарушение срока уведомления инспекции об открытии банковского счета наступает, если контролерам вовсе не направляли соответствующее сообщение.

Можно ли штрафовать за такую ошибку? Какой линии поведения следует придерживаться фирме?


Василий Некрасов, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита ЗАО «СВ-Аудит»

«Если нет доказательств вины...»

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации инспекторы неправы. Нельзя привлечь организацию или предпринимателя к ответственности при отсутствии их вины (ст. 109 НК РФ). Об этом свидетельствует и арбитражная практика. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2004 г. № КА-А40/3380-04. Арбитры, изучив обстоятельства дела, которые аналогичны рассматриваемой ситуации, встали на сторону фирмы. Отказывая инспекторам в удовлетворении иска о взыскании штрафа по статье 118 Налогового кодекса, суд исходил из того, что компания своевременно направи-ла уведомление об открытии счета в банк. А ответственность за допущенные технические ошибки, опечатки налоговым законодательством не предусмотрена.

Согласно статье 110 Налогового кодекса, фирма может быть признана виновной, если умышленно или по неосторожности совершила налоговое правонарушение, создавшее последствия, в результате которых проверяющие не смогли бы осуществлять функцию налогового контроля. Однако инспекторы, в соответствии с пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса, должны доказать вину фирмы в суде. Если контролеры не смогут представить доказательств, что компания умышленно или по неосторожности допустила ошибку в номере счета, уведомление считается поданным по другому счету.


Олег Мясников, юрисконсульт департамента налогов и права ООО «ФБК», к.ю.н.

«Исправьте ошибку...»

Ошибка фирмы в одной цифре в номере счета не свидетельствует о непредставлении информации об открытии счета в инспекцию. Таким образом, отсутствует состав правонарушения, предусмотренный статьей 118 Налогового кодекса (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2006 г. по делу № Ф04-3599/2006 (23531-А45-27), ФАС Центрального округа от 16 августа 2005 г. по делу № А09-18777/04-ДСП-8).

Следует обратить внимание, что ранее инспекторы для истребования штрафа должны были идти в суд и там доказывать правомерность принятого решения. Теперь же контролеры получили право взыскивать санкции в бесспорном порядке. В частности, пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса позволяет инспекторам начис-лять штрафы во внесудебном порядке предпринимателю в размере 5000 рублей, а организации – 50 000 рублей.

Но эти цифры можно снизить. Например, арбитры заявили, что нарушение срока представления информации о закрытии счета в банке не повлекло за собой общественно опасных деяний (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2004 г. по делу № А19-7671/04-21-Ф02-4274/ 04-С1). В результате размер штрафа был уменьшен в два раза.

Вероятно, предпринимателям и компаниям в случае несогласия с решением инспекции следует обращаться в суд. Наряду с этим при выявлении ошибок в направленных уведомлениях фир-ма должна оперативно сообщать в налоговую инспекцию информацию о действительном номере счета.


Валерия Кузнецова, аудитор ЗАО «Вече-Инвест»

«Обратитесь в суд...»

Взгляды коммерсантов и государства в лице налоговых инспекций всегда будут полярными и в то же время единонаправленными. Наглядным примером является рассматриваемая ситуация, когда мнения противоположных сторон по одному событию не совпадают.

Напомним, налоговым правонарушением признают совершенное противоправное деяние фирмы или предпринимателя, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. При этом должно иметь место само событие противоправного деяния и доказана вина нарушителя. Также срок давности привлечения последнего к ответственности, который составляет три года, не должен истечь. Только при единовременном наличии всех этих условий нарушителя можно наказать.

Налоговую санкцию в виде штрафа взыскивают на основании решения руководителя инспекции. При этом размер штрафа не может превышать 5000 рублей за каждое нарушение или неуплаченный налог за отчетный период для предпринимателей и 50 000 рублей – для компаний. В свою очередь, руководителям организаций, нарушивших срок представления инспекторам информации об открытии или о закрытии счета в банке, грозит штраф от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП РФ).

В случаях, когда лимиты санкций превышены, решение о привлечении к ответственности нарушителя может вынести только суд. Однако это совсем не значит, что, если сумма штрафа укладывается в пределы, установленные статьей 114 Налогового кодекса, предприниматели и организации не имеют возможности отстаивать свою позицию. При несогласии им достаточно оспорить действия или решения контролеров в арбитражном суде (ст. 46 Конституции РФ). Подача жалобы приостановит законную силу решения руководителя инспекции о наложении штрафа до вынесения арбитрами вердикта. В ходе судебного разбирательства контролерам придется отстаивать свою позицию перед судом, подкрепляя собственные доводы документально, а также доказывать вину коммерсанта (п. 6 ст. 108 НК РФ). В то же время, если взыскание превышает пределы, указанные в статье 114 Налогового кодекса, фирма может не оплачивать его. Ведь в этом случае инспекторы сами будут обязаны обратиться в суд.

Между тем в статье 118 Налогового кодекса говорится об ответственности за несоблюдение сроков представления информации о счетах в банках. В ней не предусмотрена ответственность за достоверность содержащихся сведений в сообщении об открытии или закрытии счета. Этой же позиции придерживается ФАС Центрального округа в постановлении от 16 августа 2005 г. по делу № А09-18777/04-ДСП-8.

Начать дискуссию