Ведение бизнеса

Как привлечь и удержать покупателей в офлайн-магазине

В мире, где электронная коммерция обретает все больше популярности, создание привлекательной и уникальной атмосферы в магазине, а также эффективное взаимодействие с посетителями становятся неотъемлемой частью бизнес-процесса.
Как привлечь и удержать покупателей в офлайн-магазине
Иллюстрация: freepik/freepik

Директор по маркетингу и рекламе ТК «Савёловский» Евгения Бояринцева на конкретных примерах рассказала о действиях, которые помогут магазинам привлекать новых клиентов и удерживать уже существующую клиентскую базу.

Исследование целевой аудитории

Чтобы привлекать людей в офлайн, нужно учитывать поведенческие особенности целевой аудитории. Поведение людей будет зависеть от времени года, погоды, экономической ситуации, индекса тревожности.

Например, как только проходят морозы и устанавливается теплая, солнечная погода, прирост трафика может составить 20–50%. Это связано с тем, что люди уже начинают присматривать одежду на весну, плюс идет распродажа зимних коллекций.

Что касается уровня тревожности, то показательным примером может служить ситуация, которая сложилась с потоком посетителей после событий в Крокус Сити Холле. По предварительным оценкам, трафик в ТЦ Москвы и Подмосковья сократился до 37%. 

Значительно на поведение людей влияет политическая и, как следствие, экономическая ситуация. Так, по аналитике посещаемости ТК мы видим изменения в поведении покупателей, теперь людям нужно больше времени для принятия решения о покупке — необходимо вернуться в магазин один–два раза, чтобы еще раз померить, сравнить с ценой в маркетплейсе, подумать и оплатить вещь.

Учитывая все эти моменты, мы должны анализировать товар, насколько он будет интересным тем или иным категориям покупателей. 

Как определить ключевые группы потребителей

Самый простой способ определить это — проанализировать средний чек. Допустим, средний чек 10 тысяч рублей, и мы можем увидеть портрет покупателя, который делает такую покупку — мужчина это или женщина, в браке или нет, какого возраста, как одет, кому покупает — себе, ребенку, супругу и т. д.

По одежде, в том числе, можно условно определить род деятельности человека или его увлечения. Если мы не проводим полевое исследование — опрос в месте продаж, то оцениваем клиентов только визуально и получаем достаточно общий портрет. 

Таким образом, исходя из ключевой группы потребителей, их интересов, достатка, предпочтений будет формироваться ассортимент, трейд-маркетинговые активности — акции, распродажи, подарки и т. д., чтобы не только привлечь покупателей, но и удержать. 

Как привлекать клиентов в офлайн-магазин

Первый блок работы по привлечению клиентов делает торговый комплекс: он обеспечивает сервис, парковку, гастропространства, предоставляет рекламные площади. Второй блок работ обеспечивает сам арендатор. Начать нужно с оформления точки продаж и выкладки товаров, то есть с визуальной составляющей и атмосферы в целом, ведь даже запах может влиять на продажи.

Выкладка товара — это наука, состоящая из биологических особенностей человеческого взгляда, роста, психологических паттернов, сочетания цветов и многих других аспектов.

В расположении товара на витринах однозначно должна быть какая-то логика: лучше, если и интерьер, и выкладка, и цветовая гамма будут выдержаны в фирменном стиле магазина, в настроении и эмоциях, которые бренд  транслирует. 

Например, если в магазине продается классическая мужская одежда, то однозначно там должны быть манекены, которые одеты в летние, зимние костюмы, дорогие и не очень, на крупного человека и худого, чтобы посетитель сразу мог оценить ассортиментную матрицу. Если же одежда расположена только на вешалках, человеку сложно понять, сможет ли он найти нужную вещь.

В выкладке товара, оформлении магазина, как и во многих аспектах офлайн-торговли, необходим творческий подход. Маленьким магазинам в этом смысле проще, так как не нужно согласовывать свои действия с головным офисом строго придерживаясь правил мерчендайзинга компании, особенно, если он не совсем актуальный для данной локации.

В целом нужно стремиться к тому, чтобы магазин был запоминающимся, и от его посещения оставалось приятное послевкусие как от хорошего вина. 

Очень важно, чтобы на привлечение целевой аудитории работал сам арендатор, ведя активную внешнюю коммуникацию с клиентами: организовывал промо-акции, мероприятия, активно вел социальные сети и телеграм-канал. Это может быть даже собственный пиар. Например, у нас есть владельцы магазинов и студий красоты, которые участвовали в популярных ток-шоу на ТВ. 

Привлечение людей — совместная работа арендатора и торгового центра. Если в магазине плохой товар, не продающая витрина, невежливый продавец, то привлечь трафик практически нереально.

Можно сравнить двух арендаторов — один захочет взять в аренду тысячу квадратов, но сядет на трафик ТК, а второй — пятьсот квадратов, но приведет свой трафик. Мы, как рантье, выберем второго. Свою аудиторию продавец может привести из социальных сетей, интернет-магазина, или точки, которая изначально была открыта на маркетплейсе. 

Как удержать клиентов в офлайн

Трейд-маркетинг

Самые работающие механизмы удержания клиентов на сегодняшний день — это трейд-маркетинг, различные распродажи, акции с короткими механиками: одну вещь купил, вторую получил в подарок, или одну купил, на вторую получил скидку в 50%, и так далее. Актуальны акции и с длинными механиками. Например, когда человек совершает несколько покупок в течение месяца, а потом участвует в розыгрыше ценного приза или купона на крупную сумму на покупку в этом же магазине.

Такие акции привлекают трафик и заставляют покупателей возвращаться в магазин, ведь ассортимент может быть очень похож в разных точках, но покупатель пойдет туда, где что-то происходит, и, конечно, где возможно получить скидку. Из-за экономической ситуации удержать людей можно только рублем.

По моему опыту, посетители ТЦ экономят все больше и больше, поэтому цена для привлечения клиентов будет играть решающую роль. Для удержания покупателей самый главный момент — это постоянный мониторинг цен, и, в первую очередь, у конкурентов.

Сравнивать с маркетплейсами бессмысленно, ведь они все равно будут в выигрыше, поскольку не платят аренду, зарплату продавцам и т. д. Но цены у аналогичных офлайн-магазинов нужно мониторить регулярно.

Уточню, что такой подход относится строго к целевой аудитории: «эконом», «средний минус» и «средний». Но учитывая, что среднего класса в России практически нет, то мы рассматриваем преимущественно аудиторию «средний минус» и «эконом».

Ключ для привлечения и удержания покупателей в этом сегменте — качественный трейд-маркетинг в самых креативных, рабочих и классических формах. В сегменте уровня «средний», «средний плюс» и «премиум» скидки и распродажи работают иначе.

Коллаборации

Коллаборация — это тоже часть трейд-маркетинга. Например, у одного предпринимателя магазин одежды, а у другого — кофейня.

Владелец магазина по договоренности с владельцем кофейни может дарить своим клиентам купоны на кофе при покупке двух вещей и более. Владелец кофейни, в свою очередь, может рассказывать посетителям о том, что в соседнем ТЦ есть отличный магазин одежды, где можно получить купон на бесплатный напиток.

При этом ни один из участников коллаборации, скорее всего, не понесет затрат, ведь стоимость кофе будет изначально заложена в цену товара продавца одежды.

Такие простые механики вполне могут быть использованы мелким бизнесом, индивидуальными предпринимателями. 

Коллаборантов можно найти себе и внутри торгового комплекса. Например, один продавец специализируется на торговле спортивной обувью, а другой — спортивной одежде. В этом случае резонно договориться о взаимном пиаре. Главное не бояться и проявлять креатив, тестировать, проверять гипотезы.

Тестирование гипотез — самый правильный путь для мелких компаний, которые не в состоянии нанять себе профессиональных маркетологов или обратиться в рекламное агентство, за услуги которого придется заплатить сотни тысяч рублей. 

Закрытые распродажи, акции ко Дню рождения

Ключевые группы потребителей хорошо удерживаются благодаря закрытым мероприятиям. Например, если человек сделал покупку, то можно предложить ему подписку на рассылку спецпредложений. В

определенный момент клиенту придет смс или письмо на почту о закрытой распродаже, и он сможет приобрести вещь по большой скидке, но при этом без толпы и очередей. Это такая небольшая, но уникальная преференция в обсуждаемых нами целевых группах. 

Кроме рассылок мы можем поздравлять людей с Днем рождения, отправлять им какие-то подарки в виде набора цифр — человек назовет этот код на карте и получит подарок, условно, 1000 рублей. Акция должна действовать три–семь дней до Дня рождения и столько же после. Кстати, такие акции часто проводят продуктовые сетевые магазины. 

Листовки и флаеры

Листовки теряют актуальность, однако они могут быть эффективными, если содержат конкретные предложения, а не обыденные лозунги вроде: «Приди, купи! Мы открылись!». Например, кофейня может предложить акцию «Каждая пятая чашка кофе — в подарок». Клиент сохраняет листовку, отмечает каждую покупку и получает пятую чашку бесплатно.

Подобный подход часто применяется в сетевых магазинах одежды: после пяти покупок клиент получает скидку 10% на шестую.

Однако выдачу листовок стоит осуществлять после покупки, так как уличная раздача уже не эффективна.

В целом используйте любые механики взаимодействий с покупателями и те которыми вы пользуйтесь сами или ваши знакомые. И не важно, где вы их подглядели — в автосалоне или зоомагазине, главное, чтобы они работали. 

Начать дискуссию

Посоветуте курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что делать, если мобильный оператор требует оплатить навязанные услуги

Роспотребнадзор разъяснил, что все правовые основы деятельности в области связи установлены федеральным законом № 126-ФЗ «О связи».

Предложено провести эксперимент по маркировке моторных масел

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Налог на прибыль

Глава РСПП: повышение налога на прибыль не должно влиять на инвестируемую часть прибыли

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Экономика России

Озвучены цели развития РФ до 2030 года: жизнь будет дольше, бедных будет меньше

Основные национальные цели развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года утвердил свои указом Президент.

Роспотребнадзор: что нужно знать, чтобы принять доставленный другому человеку заказ

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В России создается новая свободная экономическая зона

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Бесплатно с Коды ОКВЭД

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Страхователю, который не подтвердил ОКВЭД, СФР вправе установить взносы на травматизм по самому «опасному» виду деятельности из тех, что были заявлены в ЕГРЮЛ (постановление Кабмина от 01.12.2005 № 713). Рассказываем, что можно сделать в такой ситуации.

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР
Воинский учет

Единый реестр военнообязанных заработает 1 ноября: как будут вручать повестки и какие ограничения накладываются на граждан

Правительство утвердило постановление, которое регулирует работу единого реестра военнообязанных и реестра повесток. Согласно документу, обе системы должны заработать 1 ноября 2024 года.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Госдума хочет заморозить авторские гонорары иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными с 1 мая 2024 года

С 1 мая 2024 года изменены правила работы с электронными больничными. Теперь для того, чтобы запросить в СФР сведения из электронных больничных бухгалтерии нужна машиночитаемая доверенность, выданная руководителем компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства для детей

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Проводки по начислению и уплате единого налогового платежа

Для бухгалтерского учета единого налогового платежа (ЕНП) налогоплательщики должны завести обособленный субсчет, на котором будут отражаться платежи в бюджет и зачет налоговых обязательств. О порядке отражения в бухучете операций по ЕНП читайте в статье.

Иллюстрация: nensuria/freepik
Инвестиции

Российским инвесторам разрешили выводить доходы со счетов типа «С»: условия

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров не будут: почему

Если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных взносов, то начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Путин стал президентом еще на 6 лет, выросли цены на кофе, а на заводе Toyota начнут выпускать Aurus

Подготовили обзор главных событий дня — 7 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Прощайте автообзвоны и СМС рассылки. Как бизнесу без штрафов рекламировать свои услуги?

Сегодня расскажу, правда ли, что бизнесу придется попрощаться с автообзвонами и рекламными рассылками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не шутка: в России впервые промаркировали пиво для собак

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Выписки из государственного адресного реестра заказали больше 130 000 пользователей

Получить выписку из ГАР можно бесплатно, направив запрос в налоговые органы во время личного визита, по почте или через порталы ФИАС и Госуслуги.

Интересные материалы

Бесплатно с НДФЛ

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, проценты по каким вкладам за 2023 год будут облагаться НДФЛ, какие проценты налогом не облагаются и по какой формуле рассчитать сумму налога.

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс