Практически все банки сейчас обратили внимание на предпринимателей, на тех, кто еще совсем недавно был им не интересен, как клиент. На вопросы о перспективах развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину ответила Наталья Голованова, начальник департамента малого и среднего бизнеса Русского Банка Развития
Наталья, насколько активно сейчас предприниматели пользуются услугами кредитных учреждений?
В том случае, если требования банка понятны клиентам, а заявленные изначально условия и обещания выполняются, то предприниматели с готовностью становятся клиентами банков.
Как вы оцениваете состояние рынка кредитования малого и среднего бизнеса? Каковы перспективы его развития?
Прежде всего, хочу сказать, что небольшие фирмы и предприятия – основа любой успешной экономики, поэтому поддерживать их не просто выгодно, а необходимо. Сейчас в нашей стране малый и средний бизнес активно развивается, а для развития предпринимателям нужны средства. Поскольку есть спрос – будет и предложение.
Кредитование малого и среднего бизнеса интересно банкам. Например, в сравнении с потребительскими кредитами физическим лицам, это менее рискованные кредиты, а с точки зрения доходности - они находятся примерно на одном уровне. При хорошей диверсификации и контролируемом риске получается доходный бизнес с умеренным риском.
Направление кредитования малого и среднего бизнеса уже достаточно развито в Москве, а вот в регионах получить кредит предпринимателю – сложнее. Однако ситуация меняется. Банки упрощают процедуру предоставления кредитов, вводят новые программы. Например, в Русском Банке Развития подразделение по обслуживанию малого и среднего бизнеса появилось только в феврале 2006 года. Летом мы запустили целую программу – три вида кредитов с так называемыми аннуитетными платежами, кредитная линия, овердрафт и лизинг. С того момента только в Москве кредитами воспользовались порядка 150 клиентов. Портфель составляет 156 миллионов рублей. 73% заемщиков являются представителями малого бизнеса, 27% - среднего. 80% клиентов - собственники различных торговых точек, 6% - предприниматели, владеющие производственными мощностями, 11% заемщиков работают в сфере обслуживания.
Более того, отследив спрос на наши кредитные продукты, мы внесли изменения в кредитную политику банка. Увеличили сумму беззалогового кредитования и сроки кредитования. А в рамках программы овердрафтного кредитования максимальный лимит увеличился до 50% от среднемесячной суммы поступлений по расчетному счету заемщика. Вскоре мы предложим нашим клиентам приниципиально новый продукт для рынка, а пока открыли специализированное отделение для обслуживания малого и среднего бизнеса. В нем наши клиенты смогут не только воспользоваться расчетно-кассовым обслуживанием, но и проконсультироваться с кредитным инспектором и заполнить заявку на получение кредита.
По вашему мнению, процедура выдачи кредитов упростилась или стала сложнее?
Процедура предоставления кредитных средств, безусловно, упрощается. Банки стараются предоставить потенциальным заемщикам качественную услугу, а это не только сам продукт, но и скорость принятия решения, и индивидуальный подход к оценке бизнеса заемщика, обеспечению кредита.
Считается, что сегодня спрос на кредиты для малых и средних предприятий удовлетворен всего на 20%. В чем причины такого положения дел?
В отношениях между субъектами малого и среднего бизнеса и банков есть два нюанса. Предприниматели стараются обходиться без кредитов, поскольку считают, что банк им попросту не даст денег. Этот стереотип надо преодолевать. Что касается кредитных организаций – то многие не считают мелких и средних заемщиков цивилизованными и выгодными для себя. Однако если заемщик готов раскрыть финансовую информацию о своем бизнесе кредитному инспектору на этапе финансового анализа, если изначально кредитная заявка адекватна и соответствует по сумме, срокам и целевому назначению кредита настоящему этапу развития клиента, то решение о кредитовании, как правило, принимается положительное. Ведь любую кредитную заявку можно структурировать так, чтобы решение соответствовало ожиданиям клиента и не вело к возникновению дополнительных рисков у банка. В случае отсутствия этих двух условий, невозможно даже рассмотрение кредитной заявки, не говоря уже о принятии положительного решения.
Какие виды малого и среднего бизнеса, по вашему мнению, более всего нуждаются в кредитах?
Любое предприятие, вне зависимости от величины бизнеса и принадлежности к отрасли, может стать заемщиком банка, просто цели кредитования будут у всех разные. Кто-то пополняет оборотные средства, кто-то приобретает оборудование, осваивает новое направление и т.п. Все дело в продуктах предлагаемых банками, поэтому оценить, какие предприятия действительно нуждаются в кредитах, достаточно сложно, т.е. ответ будет сформирован не от реальных запросов клиентов, а от запросов (кредитных заявок) с которыми банки готовы работать.
Начать дискуссию