ЕСН

Дискриминационная льгота по ЕСН

Летом 2006 года в первом чтении Госдумой был принят законопроект «Об особых экономических зонах», который предусматривает снижение единого социального налога для предприятий, работающих в ОЭЗ, с 26,5% до 14%. О возможных последствиях вступления в силу вышеупомянутого закона для работников подобных предприятий корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Олег Еремеев, председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР).
Дискриминационная льгота по ЕСН

Летом 2006 года в первом чтении Госдумой был принят законопроект «Об особых экономических зонах», который предусматривает снижение единого социального налога для предприятий, работающих в ОЭЗ, с 26,5% до 14%. О возможных последствиях вступления в силу вышеупомянутого закона для работников подобных предприятий корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Олег Еремеев, председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР).   

Олег, кто является автором идеи снижения единого социального налога для предприятий, работающих в ОЭЗ?

Идея снизить ЕСН в особых экономических зонах была выдвинута Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), чтобы уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда.

На ваш взгляд, какие перспективы прохождения в Госдуме имеет этот законопроект?

Я думаю, что шансы принятия этого закона в ближайшем будущем очень высоки!

На ваш взгляд, как столь значительное снижение ставки отразится на государственных пенсиях, на качестве медицинского обслуживания населения, занятого на этих предприятиях?

Если ЕСН для предприятий, работающих в особых экономических зонах, будет снижен с 26,5% до 14%, то, на мой взгляд, работники этих организаций подвергнутся дискриминации с точки зрения накопительной части трудовой пенсии. За людей, работающих в таких зонах, не будут перечисляться в установленном для всех размере платежи в страховые внебюджетные фонды. Поэтому подобное снижение ставки ЕСН отразится не на качестве медицинского обслуживания, а на размере страховых пособий (например, больничных, пособий по беременности и т.д.). Если снижать ЕСН, то снижать его нужно для всех. Если этого не сделать, то граждане одной страны оказываются в разных условиях, что, на мой взгляд, является нарушением конституционных норм.

Но ведь сегодня организации, находящиеся, например, на упрощенной системе налогообложения, платят ЕСН по ставке 14%... Почему в отношении работников этих предприятий не встает вопрос о дискриминации относительно накопительной части трудовой пенсии?  

В настоящее время существуют четкие пропорции распределения 26-процентного ЕСН, а обсуждаемый закон, снижающий ставку ЕСН для предприятий, работающих в ОЭЗ, не дает параметров такого разделения. Сегодня для меня не понятно – за счет каких отчислений будет уменьшен налог? Если будут уменьшены платежи во внебюджетные фонды, то может так случиться, что к старости страховая и накопительная части пенсий работающего в ОЭЗ населения, не будут соответствовать тем заработным платам, которые оно получает. Что же касается упрощенцев, то там все ясно – снижение происходит за счет федерального бюджета, они платят только ту часть налога, которая поступает в Пенсионный фонд.

На ваш взгляд, существуют ли какие-либо другие альтернативы снижению ЕСН, для того чтобы облегчить налоговое бремя этих предприятий?

По моему мнению, менее болезненно с точки зрения принципа равенства в социальном страховании, было бы некоторое снижение налога на прибыль организаций. Этот платеж зачисляется в бюджет и распределяется между всеми гражданами страны. А ЕСН в значительной степени персонифицирован.

Начать дискуссию