Ошибки, которые на работе хоть раз совершал каждый. И как после них выплывать

Ошибок бояться — на работу не ходить. Они не просто неизбежны, но важны для профессионального роста, даже если в моменте вызывают дискомфорт / смущение / желание дауншифтнуть. Расскажем о пяти ошибках, которые совершает за свою карьеру каждый, а также подскажем, как справиться с последствиями и предотвратить оплошность в будущем.
Ошибки, которые на работе хоть раз совершал каждый. И как после них выплывать
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Ошибки типа «сразу не сообразил»

Случаются, когда делаешь что-то осознанно, целенаправленно, точно в соответствии с планами — но в критический момент или спустя некоторое время осознаешь, что можно было сделать иначе (читай: лучше).

Почему возникают? Недостаточная осведомленность; плохо выстроенная коммуникация с коллегами, руководством, подчиненными, клиентами; неверные предположения.

Примеры:

  • Вы задаете клиенту вопрос, на который ваш руководитель уже знает ответ (и стоило бы спросить именно его, не дергая клиента).

  • Вы используете неверный формат или шаблон документа при составлении отчета.

  • Вы обнаруживаете, что использовали устаревшую статистику в презентации.

Как исправить? Начните с извинений, но старайтесь не оправдываться: что сделано, то сделано.

Не перекладывайте ответственность на коллег и не объясняйте случившееся обстоятельствами. Просто исправьте ошибку так быстро, насколько это возможно.

Как извлечь уроки и предотвратить в будущем:

  • Выполняя какую-либо задачу, не стремитесь к автоматизму. Наоборот, время от времени останавливайтесь и анализируйте свои действия.

  • Регулярно запрашивайте обратную связь у коллег и непосредственного руководителя. Перед началом работы над задачей попросите совета у того, кого считаете экспертом в данной сфере.

  • Регулярно освежайте знания и проверяйте источники информации.

  • Совершив ошибку, 15–20 минут подумайте о том, какой урок вы получили и что будете впредь делать иначе. Поделитесь своими размышлениями с опытными коллегами, прислушайтесь к их мнению.

  • Непрерывно совершенствуйте навыки, пробуйте новые методы и инструменты, которые помогут справляться с задачами лучше.

Лайфхак. Не пренебрегайте посиделками с коллегами, собраниями в стиле стендапа, посвященными провалам и неудачам, и любыми другими неформальными способами обменяться опытом. Внимательно слушайте истории о том, как кто-то пытался справиться задачами, похожими на ваши.

Пройдите курс Софт-скилы для бухгалтера: тайм-менеджмент, психология, стресс и выгорание. Узнаете, как управлять своим временем, чтобы сохранять баланс работы и отдыха в жизни, как настроиться на позитив и находить мотивацию для решения трудных задач.

Вы узнаете, как с помощью развитых софт-скилс подняться по карьерной лестнице, стать успешным специалистом, который погружен в любимое дело. 

Выгодная цена: 3 690 рублей вместо 8 990 рублей.

Купить курс

Ошибки типа «опять 25»

Происходят, когда совершаешь оплошность, даже заранее зная, что она вероятна, — в том числе потому, что уже хотя бы раз так ошибался.

Почему возникают? Усталость, выгорание, стремление к многозадачности, спешка, чрезмерное волнение.

Примеры:

  • Вы в очередной раз забываете отправить документы на утверждение.

  • Вы неверно составили бюджет, так как не внесли поправку в формулу.

  • Вы путаете даты важных встреч.

  • Вы третий день подряд опаздываете на работу.

  • Вы пропускаете несколько опечаток в отчете для инвесторов.

  • Вы отправляете письмо не тому адресату.

Как исправить? Просто исправьте. При удачном стечении обстоятельств вашу оплошность могут не заметить. А если все-таки заметят — спросите, как можете загладить вину.

Озвучьте свое намерение не повторять ошибку и поделитесь с теми, кого она затронула, идеями, как избежите ее в будущем.

Как извлечь уроки и предотвратить в будущем:

  • Установите напоминания о важных встречах/датах/созвонах.

  • Составьте чек-листы для сложных задач, включающих выполнение большого количества действий.

  • Возьмите за правило фокусироваться на одной задаче в один момент времени.

  • Отвлекайтесь в выходные и делайте перерывы на отдых в рабочие дни.

  • Анализируйте алгоритмы и процессы на предмет «слабых мест» — ситуаций, когда высока вероятность ошибок.

Лайфхак. Делитесь своими выводами о повторяющихся ошибках с командой. Кому-то ваши откровенные признания помогут не ошибаться, а кого-то вдохновят обменяться с вами идеями.

Ошибки типа «быстрее, выше, сильнее»

Случаются, когда выходишь за пределы своих текущих возможностей и опыта.

Почему возникают? Желание расти в карьере, развиваться как личность и профессионал; любовь к нововведениям и экспериментам; стремление произвести впечатление на руководителя/коллег.

Примеры:

  • Вы меняете шаблонную структуру презентации для акционеров — и получается неудачно.

  • Вы беретесь за сложный проект и не справляетесь.

  • Вы пытаетесь внедрить инновации, но они не работают.

  • Вы осваиваете новый инструмент и не всегда действуете верно из-за незнания всех нюансов.

Как исправить? Зависит от содержания ошибки. Если вы выступили с неудачной презентацией — назначьте новую встречу, переделайте презентацию и выступите еще раз. Если взялись за проект и не потянули — честно признайтесь, попросите помощи и не сдавайтесь, пока не начнет получаться.

Ошибки типа «быстрее, выше, сильнее», по сути, уникальны — потому что обязательны. Стоит насторожиться, если вы таких не совершаете.

Это может означать, что вы не стремитесь выходить из зоны комфорта, в глубине души боитесь роста или вам не интересна нынешняя работа.

Как извлечь уроки и предотвратить в будущем:

  • Разбивайте большие и сложные задачи на простые и понятные шаги.

  • Запрашивайте обратную связь на каждом этапе проекта.

  • Беритесь за задачи вне своих текущих, привычных обязанностей — но в так называемой зоне ближайшего развития.

  • Ищите вдохновение и подсказки у экспертов и коллег.

Лайфхак. Применяйте новые навыки и внедряйте инновации в условно безопасных, не самых важных рабочих ситуациях. Будьте готовы к провалу и заранее обдумывайте планы Б, В и Г. Выходите на принципиально новый уровень с инструментами и решениями, которые уже подтвердили свою эффективность.

Ошибки типа «кажется, конец карьере»

Просто происходят — потому что мы склонны ошибаться. Отличаются от остальных типов тем, что влекут серьезные последствия для карьеры, наносят заметный ущерб бизнесу/компании/репутации.

Почему возникают? Стресс; незнакомые и неожиданные ситуации; чрезмерные амбиции и завышенные ожидания; чересчур сложные задачи; VUCA-мир — нестабильная, неопределенная, неоднозначная реальность, в которой современные люди живут, работают и строят карьеру.

Примеры:

  • Вы пропускаете важный дедлайн, что приводит к потере клиента.

  • Вы пропускаете опечатку в заголовке интервью с первым лицом компании (хуже того — в его фамилии).

  • Вы случайно раскрываете конфиденциальную информацию.

  • Вы неправильно составляете налоговую отчетность, что приводит к большому штрафу.

  • Вы забываете внести важный пункт в договор доставки дорогостоящего товара, и, когда он приходит поврежденным, компания не вправе требовать возмещение ущерба.

Как исправить? Порой исправить такую ошибку невозможно. Остается ее признать: например, сообщить руководителю до того, как он узнает о случившемся из других источников.

Попросите помощи с предотвращением последствий у тех, кто обладает властью, ресурсами, авторитетом. Возьмите на себя ответственность и достойно примите наказание, даже если это увольнение.

Как извлечь уроки и предотвратить в будущем (если вас не уволили / не перевели в другой отдел / не понизили в должности):

  • Проведите с командой мозговой штурм о том, какие действия помогут подстраховаться от подобных серьезных ошибок в будущем.

  • Составьте «план быстрого реагирования», который поможет свести последствия похожей ошибки к минимуму.

  • Обдумайте варианты повышения квалификации или обретения навыков, из-за отсутствия которых с вами и случилась неприятность.

Лайфхак. Старайтесь различать истинные и ложные ситуации типа «кажется, конец». Люди склонны придавать важность тому, что второстепенно, и считать безнадежным то, что легко поправимо чувством юмора, творческим подходом или звонком от высокопоставленного стейкхолдера (= лица, заинтересованного в успехе).

Ошибки типа «моя твоя не понимай»

Возникают, когда мы друг друга недопонимаем или недостаточно внимательно слушаем. Могут привести к ошибкам любого другого типа, вызвать конфликт с руководителем или коллегой.

Почему возникают? Невнимание к деталям при общении; различия в восприятии и интерпретации информации; недостаточно развитая эмпатия; языковой барьер или профессиональный жаргон; неполная или некорректная передача информации; неумение «читать между строк».

Примеры:

  • Вы недопонимаете инструкции коллеги, стесняетесь или ленитесь прояснить, в результате выполняете задачу неправильно или не укладываетесь в срок.

  • Ваши слова в искаженном виде или сильном сократив пересказывают коллеге — и тот на вас обижается, из-за чего в дальнейшем страдает рабочий процесс.

Как исправить? Если коллега готов общаться — поговорите откровенно. Старайтесь проявлять эмпатию, быть тактичным.

Если идти на контакт он не хочет — обратитесь за помощью к посреднику, например к эйчару или кому-то авторитетому в коллективе.

Как извлечь уроки и предотвратить в будущем:

  • Развивайте навыки активного слушания.

  • Всегда запрашивайте детали и задавайте уточняющие вопросы.

  • Формулируйте мысли просто и ясно.

  • Используйте визуализацию: схемы, рисунки.

  • Старайтесь не обсуждать коллег в их отсутствие: так недоброжелатели не смогут втянуть вас в конфликт или подковерную игру.

Лайфхак. Составляйте краткие конспекты важных рабочих бесед, отправляйте их всем участникам одновременно, дополняйте совместно, затем сохраняйте в папке с общим доступом.

Начать дискуссию