Конструктор цифрового бизнес-сервиса: будущее ОЦО

Разбираемся в перспективах и тенденциях ОЦО на ближайшие 5 лет.
Конструктор цифрового бизнес-сервиса: будущее ОЦО
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

О будущем ОЦО рассказывают: генеральный директор АО «Гринатом Простые Решения» Светлана Борматова и ассоциированный партнер АО «Гринатом», эксперт в области трансформации Элина Бойченко. 

Общий центр обслуживания (ОЦО) — сервисный рычаг любой крупной компании. В нем объединяются, оцифровываются и роботизируются рутинные бизнес-процессы — от документооборота до бухгалтерии. 

Чтобы не вкладывать инвестиции в создание или доработку ИТ-систем и не содержать штат специалистов, предприятия зачастую передают функции поддержки на внешнее обслуживаниеаутсорсинг. О том, как ОЦО будут развиваться в ближайшем будущем, поговорим дальше. 

Человекоцентричность как главный тренд

В глобальных ОЦО (GBS) главный тренд на 2025-2030 годы — цифровая трансформация. Переход от транзакционной модели к диджитал бизнес-сервису. На первый план выходит человекоцентричность — глубинное осознание потребностей клиентов. 

Ключевую роль здесь играют следующие процессы.

  1. Взаимопонимание. Вне зависимости от продуктового подхода и стратегий люди делают сервис удобным для людей, стратегируй-устратегируйся, без команды и климата внутри не выстрелить.

  2. Новый тип сотрудника. Найм в цифровых ОЦО будет сфокусирован только на Digital-ready сотрудников. Экспертов в своей области, которые обладают необходимыми цифровыми навыками — программирование (low-code, no-code), сбор и анализ информации с использованием ИИ, самостоятельное создание и внедрение необходимых цифровых инструментов.

  3. Быстрее и дешевле. Во время глобального кризиса бизнес не хочет пользоваться дорогим сервисом, поэтому три главных составляющих успеха ОЦО: скорость, качество и доступность по цене. 

  4. Партнерство. Создание внутри ОЦО экосистемы сервисов, доступных в облаке.

Цифровое ядро и его задачи в компании

Цифровое ядро ОЦО — люди, процессы и технологии. Все в новом цифровом качестве. 

Систематизация и автоматизация такого рода позволяет создать уникальные цифровые продукты, которые способны экономить финансовые затраты компании — например, предиктивно управлять текучкой сотрудников, выявляя выгорание и считывая негативные реакции на собраниях или в корпоративных мессенджерах. 

Данныеэто новая нефть. «Цифровые» люди — новый актив для компании. А процессы — новые деньги. Именно поэтому в создании цифрового ядра фирмы — будущее для ее развития. 

Операционная модель ОЦО: перспективы развития

Операционная модель ОЦО отражает управление бизнесом. Например,  она может строиться на понятии трехуровневого ландшафта: 

  1. фронт-офис в области географического присутствия клиента (представительская функция и функция сбора документов в гос. учреждениях, там, где законодательно не применима цифра);

  2. бэк-офис (транзакционные операции);

  3. управляющая компания (стратегическое видение и важные решения, взаимодействие с клиентом на новом уровне).

В ближайшем будущем порядка 50% всех операций будут происходить без участия человека, поэтому бэк-офис полностью станет цифровым. 

Операционная модель ОЦО не будет требовать наличия фронт-офисов — они переедут в карман клиента, всеми функциями можно будет воспользоваться через личные кабинеты на базе цифровой платформы или приложения. 

Управление тоже не останется на месте. Оно уже требует принципиально новых ролей, например, CXO (Chief Experience Officer), так называемых руководителей опыта.

Такой управленец на уровне CEO-1 будет оптимизировать клиентский опыт на базе главенствующей экономики — экономики впечатлений. 

Общение с клиентом — главный канал сбора данных о нем. А данные, в свою очередь — проверенный инструмент привлечения к продукту. Зная предпочтения клиента и внутреннее устройство его бизнеса, сервис может предложить максимально удобную концепцию, которую будет приятно купить даже с небольшими издержками для компании. Как платье не из масс-маркета, а персональный пошив в ателье.

Digital-ready сотрудники — еще одно обязательное новшество операционной модели ОЦО. Поскольку речь идет о больших данных, необходим и CDO (Chief data officer) — директор по данным. Он отвечает за структурирование, проверку и корректность данных.

Фокус на сокращение затрат

Когда модель ОЦО только создавалась, стандартизация и централизация давала снижение затрат бизнесу до 30%

Сейчас прибавилась цифровизация, которая способна замещать 50+% кадров в компании. Человеческий фактор компенсируют менее затратные нейронные сети и цифровые помощники. Документооборот, протоколы совещаний и степень участия в них отдельных сотрудников — все это вместо протоколистов способна выполнить одна довольно базовая нейросеть. 

Зачем нужен цифровой бизнес-сервис DBS

Цифровизация необходима бизнесу, чтобы оставаться интересным как для клиентов, так и для потенциальных сотрудников. В большинстве случаев и тем, и другим вряд ли покажется привлекательным имидж компании, которая вручную сканирует договоры и стопорит процессы архаичной бумажной работой. За изменяющимися запросами бизнес-заказчиков невозможно успеть, оставаясь на месте. 

В чем польза Digital-ready сотрудников 

Их отличительная особенность — постоянное развитие. Он знает, как с помощью нейросетей ускорить создание отчета, и какие цифровые инструменты можно использовать, даже не оплачивая на них подписку. 

Чтобы считаться Digital-ready сотрудником, необходимо: 

  • уметь пользоваться цифровыми инструментами;

  • быстро предлагать основу (дашборд) для принятия управленческих решений, благодаря чему процессы проходят в разы оперативнее;

  • самостоятельно находить точки роста компании и предлагать способы экономии бюджета для клиента и фирмы. 

Digital-ready сотрудник — человек, который за свою высокую зарплату экономит ресурсы организации и предлагает уникальные решения, помогающие ей развиваться и быть коммерчески успешной.

Клиентский опыт как инструмент 

Цифровая трансформация выносит клиентский опыт и взаимодействие с заказчиком на первое место. Знание болей клиента гарантирует точность создания продукта, который можно предложить в качестве болеутоляющего.

Чем больше у сервиса информации о клиенте, его продукте и даже клиентах клиента, тем больше решений он может предложить для совершенствования и роста бизнеса. 

Именно поэтому управлением таким опытом должен заниматься отдельный сотрудник — клиентский менеджер, который 24/7 занят своим подопечным и сбором данных о нем. Такой работник экономически полезен и сервису, и бизнесу, о котором этот сервис заботится. 

Главные качества клиентских менеджеров: 

  • эмпатия; 

  • погруженность в специфику клиента; 

  • способность видеть боли бизнеса и предлагать пути их решения. 

Иерархия ролей в цифровом ОЦО

Формула успеха сервиса выглядит так: его хотят получить и от него не хотят отказываться. Если обе этих переменных на месте, значит, сервис качественный, устраивает клиента по цене и отлично справляется с задачами. 

Поэтому иерархия ролей в цифровом ОЦО выглядит так: 

Владелец сервиса → Владелец продукта → CXO → Digital-ready сотрудник.

Приоритеты автоматизации

Главные приоритетные рычаги автоматизации — искусственный интеллект и недорогие цифровые инструменты. Даже на базе бесплатных сервисов можно разработать если не решение, то хотя бы его прототип. Если раньше роботизация требовала огромных бюджетов, то сейчас готовое решение для целого бизнеса можно получить за символическую плату. 

Преимущество автоматизации не только в новаторской дешевизне, но также в скорости и доступности внедрения. Все это дополняют инициативы Digital-ready сотрудников, которые находят дешевый инструмент, и видят способы внедрить его в функционал. 

Начать дискуссию

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
14
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Счета-фактуры

В рознице не надо выставлять счета-фактуры

Розничным покупателям выдают кассовый чек с НДС, а не счет-фактуру.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Северная Корея начнет поставлять яблоки, на Евро-2024 хотят заработать 2,4 млрд евро, мигрантов в России попросят не шептаться на родном языке

Подготовили обзор главных событий дня — 15 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Банкротство

Официально: банкротство в России за первое полугодие 2024

Федресурс опубликовал статистические показатели банкротства граждан и компаний в России за I полугодие 2024 года.