Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».
Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как создавать и продавать персонализированные решения, разбираемся вместе с генеральным директором АО «Гринатом Простые Решения» Светланой Борматовой и директором Департамента разработок и исследований ООО «ЛЕ-Интеграция» Сергеем Кружилиным. 

Продажи технологичных продуктов зачастую находятся в прямой корреляции от подхода исполнителя к запросу заказчика — если он не индивидуален, в 90% случаев работа обречена на провал. Почему это так, и что необходимо сделать, чтобы выйти на успешные продажи? Сейчас разберемся.

Шаг I: Провести анализ

Представим, что запрос заказчика — небольшой юридической компании — разработка пропускной системы для сотрудников и клиентов. Она необходима, чтобы отслеживать опоздания и переработки сотрудников и ограничивать круг лиц, которые могут попасть в офис без приглашения.

  • Вариант 1: внедрить базовую стандартизированную систему, где n-ное количество безымянных пропусков распределят по сотрудникам, а оставшиеся будут вручать постоянным клиентам. Работоспособность этого пути — неубедительная: типовое решение не отвечает запросам заказчика. 

  • Вариант 2: направить в офис заказчика аналитика и, на основе собранных им данных о бизнес-процессах клиента, разработать индивидуальную пропускную систему, которая будет учитывать персональные пропуска сотрудников и безымянные пропуска клиентов. Работоспособность в этом случае — гарантированная: все запросы заказчика проработаны. 

В ИТ-компании со специальной экспертизой до старта разработки бизнес-процессы компании-заказчика изучают специально обученные специалисты. Они должны не только быть компетентными в своей сфере деятельности, но и уметь подстроиться и оперативно изучить бизнес клиента.

Работа на этом этапе может длиться от недели до года — в зависимости от сложности проекта. 

Например, в компании, которая нуждается в импортозамещении на отечественные ОС и прикладное ПО, необходимо применить многоступенчатый подход и изучить всю инфраструктуру предприятия, связанную с процессом автоматизации: принципы работы, количество отделов и сотрудников, структуру бизнес-процессов, используемое программное обеспечение и так далее. Такое исследование будет намного более ресурсозатратным, нежели внедрение пропускной системы из примера выше.

Без детальной аналитики любое IT-решение рискует оказаться нерабочим. Поэтому ответственная команда никогда не будет экономить время и ресурсы, необходимые для этого процесса. Это залог успеха всего предприятия. 

Только детальное изучение бизнес-процессов и специфики деятельности клиента дает аналитику и возможность выступить с решением по автоматизации. 

Зачастую на этапе аналитики и разработки становится очевидным, что автоматизация целевого процесса, над которой работают IT-специалисты, будет неактуальна, если смежный процесс так и останется на прежнем уровне. Тогда появляется потребность расширить работу над задачей как со стороны разработчиков, так и со стороны клиента. 

Подобная инертность иногда позволяет добиться даже больших результатов, чем было запланировано в самом начале пути.

Индивидуальный подход здесь имеет не меньшее значение. В автоматизации, созданной из коробки с лицензией, зачастую нет никакого смысла: она не работает, потому что не учтена специфика тех или иных подразделений, и отсутствует единое решение. В любом случае такое решение потребуется докручивать и настраивать под нужды клиента. Для этого должно быть одно из двух: либо высокая экспертиза внутри бизнеса заказчика, либо привлеченный IT-интегратор или IT-специалист.

Шаг II: Следовать циклу сделки

Масштабные проекты, в которых заказчику нужно все и сразу, могут потерять свою актуальность к моменту завершения. Жизнь вносит коррективы в экономическую реальность. 

Именно поэтому проект можно и нужно разбивать на логические части, поэтапное решение которых обеспечит результативность всей работы. Их длительность при этом может варьироваться от 3 месяцев до 3 лет — в зависимости от масштабов. 

Цикл включает в себя

  • аудит;

  • предпроектное обследование процессов клиента;

  • составление технического задания, согласованного с клиентом на основании предпроектного обследования;

  • разработка;

  • внедрение;

  • тестирование и отслеживание проекта — под ключ или этапами. 

Шаг III: Рассчитывать издержки 

Каждый проект несет клиенту издержки. Исполнитель рассчитывает их во время аудита: какое программное обеспечение необходимо, каков цикл разработки, и сколько потребуется времени, ресурсов и человеко-часов для его реализации. 

Расходы зависят от уровня продукта и экспертизы: есть редкие специалисты, которые стоят очень дорого, а есть те, которых на рынке много, а значит и цены за их услуги ниже.  

Если заказчик и исполнитель понимают, что уровня экспертизы обоих не хватает для грамотной разработки какой-то части IT-решения, не стоит стесняться помощи опытных IT-интеграторов — подрядчиков, которые помогут наладить никак не поддающийся процесс или найти людей, которые на это способны.

Небольшой бизнес может и вовсе не прибегать к помощи крупных IT-корпораций. Для задач их уровня достаточно найти грамотного фрилансера. Однако стоит помнить, что при работе с компанией рисков намного меньше. 

На стоимость проекта может повлиять также выбор технологий, сложность задач, необходимая заказчику скорость реализации. Результат работы над проектом может привести к очевидной экономии для бизнеса.

Чтобы клиенту это было так же прозрачно, как и исполнителю, составляется финансовая модель, которая отражает затраты заказчика и экономическую выгоду от внедрения решения в долгосрочной перспективе. Горизонт планирования не ограничен и может составлять от нескольких месяцев до десятилетий. 

Шаг IV: Грамотно составить техническое задание

Составление технического задания (ТЗ) — самая болезненная для айтишников тема. Действительное понимание того, что и как хочет сделать заказчик, есть у него очень редко. В таких исключительных случаях клиент сам пишет ТЗ, по которому может работать команда. 

Однако чаще всего разработчики сталкиваются с заказчиком, который не различает видение продукта и техническое задание на его воплощение, и рассказывает, скорее, пользовательскую историю о том, как должен выглядеть результат. 

Запрос к IT-компании чем-то похож на тот, что люди оставляют, обращаясь к строителям. Чтобы дом построили так, как нужно клиенту, необходимо сообщить исполнителю, какой проект дома, какие материалы использовать, как клеить обои и класть кирпич. Но если строитель построит по указанию заказчика дом, то каким этот дом будет, отвечает исключительно заказчик

Поэтому, чтобы IT-решение было действительно рабочим и используемым, в идеале техническое задание составляется исполнителем при плотном взаимодействии аналитиков с заказчиком.

В этом случае будут запрошены все данные и показатели о бизнес-процессах заказчика, необходимые для успешной разработки и внедрения рабочего решения. 

Существует четыре стратегии работы с ТЗ:

  • Доверить все одному исполнителю.

Это — самый распространенный вариант. Однако заказчику всегда стоит внимательно оценивать экспертизу и компетентность исполнителя: иногда профессионалы в генерации идей и составлении ТЗ оказываются абсолютно посредственными специалистами, когда дело доходит до реализации проекта. 

  • Разделить работу над проектом и составление ТЗ между разными исполнителями.

Поскольку техническое задание — это большой, весомый и объемный документ, на его разработку требуется много времени и средств. Поэтому иногда заказчик сначала обращается к одной компании для того, чтобы сделать предпроектное обследование и написать ТЗ, а потом нанимает другую компанию для непосредственной разработки. 

  • Доверить составление ТЗ сотрудникам компании заказчика. 

В редких случаях внутри компании клиента достаточно собственных квалифицированных кадров для составления ТЗ, и передавать задачу на аутсорсинг не требуется. 

  • Не составлять ТЗ.

Бывают ситуации, когда необходимости в составлении технического задания нет. Это происходит, если заказчик хочет сэкономить деньги, исключив этап составления ТЗ из цикла работы над проектом. В таких случаях делают предпроектное обследование и сразу приступают к внедрению. За счет тесной связи аналитиков и разработчиков без этого этапа действительно можно обойтись, но только в некоторых случаях.

Шаг V: Выстроить личные отношения с клиентом

Несмотря на то, что реализацией проекта занимается IT-команда, заказчику необходимо объяснить, что участвовать в этой работе — его прямая задача

Лучший вариант — договориться с клиентом о том, чтобы отдельный специалист из компании-заказчика непосредственно взаимодействовал с процессом разработки. Таким образом, у проекта появляется два руководителя: со стороны клиента и со стороны исполнителя. 

Выгода такого решения — возможность оперативно решать вопросы, не размышляя о способах получить ответ от начальства или менеджера. 

Оптимальное количество рабочих встреч с руководителем со стороны клиента — раз в неделю или две. Однако все зависит от масштабов проекта и этапа разработки или внедрения. 

Успешный проект

Создание персонализированного IT-продукта — комплексный процесс, который начинается задолго до его разработки. 

Эффективность коммуникации компании-исполнителя и компании-заказчика и — как результат — успешный проект зависят от доверительных взаимоотношений потенциальных участников с обеих сторон, а также качественного планирования и прохождения указанных выше значимых шагов сделки. 

В таком случае компания-исполнитель позиционирует себя как безопасного, ответственного и качественного партнера, что вероятнее приведет к взаимовыгодному сотрудничеству.

Начать дискуссию

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Интересные материалы

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом