О товарных знаках

Каждая компания стремится стать узнаваемой среди потребителей. Поэтому рано или поздно придется задуматься о создании, регистрации и защите собственного товарного знака.

М.Кошкина, юрист

Каждая компания стремится стать узнаваемой среди потребителей. Поэтому рано или поздно придется задуматься о создании, регистрации и защите собственного товарного знака.

Товарный знак – это обозначение, помещаемое для индивидуализации товара и его производителя. Товарные знаки бывают трех типов:

  • словесные, когда продукт идентифицирует слово, например, «Бератор»;
  • изобразительные (картинка, логотип, например, Мойдодыр на коробке моющего средства);
  • комбинированные (изображение совмещено с текстом, например, эмблема Сбербанка). Товарный знак в отношении услуг называется знаком обслуживания.

Разработать товарный знак фирма может самостоятельно или поручить творческий процесс специализированной компании.

Фирме, которая решила обзавестись собственным брендом, необходимо будет его своевременно зарегистрировать. Если этого не сделать, можно лишиться торговой марки: товарный знак может перехватить недобросовестный конкурент. Вполне вероятно, что он первым подаст заявление на регистрацию в Патентное ведомство. И после выдачи свидетельства он получит право запретить первоначальному (истинному) владельцу использовать товарный знак. Ведь теперь бренд принадлежит ему на законных основаниях. Пока знак не зарегистрирован, владелец не может запретить его использование другим лицам.

Регистрируем право на имя

После того как логотип готов, можно приступать к оформлению исключительного права на его использование. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарных знаков утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32.

Регистрацией товарных знаков занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента).

Подать заявку для оформления права на бренд фирма может как самостоятельно, так и через патентного поверенного. Такой специалист должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

После подачи заявки на товарный знак проходит предварительный поиск на выявление сходных и тождественных торговых марок. Определенно гарантировать отсутствие сходных товарных знаков (по написанию, цветовой гамме) нельзя, даже если «податель прошения» уверен в уникальности картинки или слогана. По результатам поиска патентное ведомство определяет, есть ли среди аналогичных товарных знаков, сходные с новым образцом до степени смешения. Если такие будут обнаружены, то в регистрации откажут. Если прямого подобия нет, то процедура регистрации идет дальше.

Примерно через месяц после подачи заявки из патентного ведомства должно прийти уведомление о принятии заявки к рассмотрению по существу. Это означает, что все документы оформлены правильно.

За регистрацию товарного знака взимается пошлина (ст. 44 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1). Ее размер установлен Положением о пошлинах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793.

По окончании рассмотрения заявки по существу, специалист патентного ведомства выносит решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака. Отказ возможен, например, когда после поиска не сразу была подана заявка на регистрацию товарного знака и в этот промежуток времени заявку подала другая фирма с таким же как у вас товарным знаком. Поэтому, направлять документы лучше сразу после получения положительных результатов поиска.

После получения решения о регистрации товарного знака, необходимо оформить свидетельство. Для этого в патентное ведомство подают ходатайство о его выдаче. Данный документ удостоверяет приоритет товарного знака. Свидетельство подтверждает исключительное право владельца на пользование и распоряжение товарным знаком, а также запрет его использования другими лицами.

Лишить бездеятельного владельца прав на бренд может все тот же конкурент. При наличии интереса применять товарный знак, он вправе подать заявление об аннулировании его регистрации.

Исключительное право на товарный знак действует 10 лет. Отсчет этого срока ведется от даты подачи заявки в Роспатент (п. 1 ст. 16 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1). В дальнейшем, если вы захотите продолжить его правовую охрану, в течение последнего года действия свидетельства надо подать заявление на продление действия регистрации. Тогда охрана бренда будет продлена еще на десять лет (ст. 16 Закона № 3520-1). К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока.

Ставим бренд на баланс

В бухгалтерском учете затраты на госпошлину, а также на услуги сторонних компаний по разработке и регистрации товарного знака включаются в его первоначальную стоимость. Такие траты собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В налоговом учете первоначальная стоимость товарного знака определяется аналогично (п. 3 ст. 257 НК РФ). Но это вовсе не значит, что они всегда совпадают. Различия могут возникнуть, например, в процентах по кредитам, суммовых и курсовых разницах. В налоговом учете эти расходы не включаются в первоначальную стоимость (подп. 2, 5, 6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

На основании полученного свидетельства об исключительном праве, товарный знак включается в состав нематериальных активов компании как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Амортизация по товарному знаку начисляется:

  • в бухгалтерском учете – линейным методом, способом уменьшаемого остатка или способом списания стоимости пропорционально объему продукции;
  • в налоговом учете – линейным или нелинейным способом.

Включать амортизацию в состав расходов следует с 1-го числа месяца, который следует за месяцем выдачи свидетельства и принятия его к бухгалтерскому учету. При расчете срока полезного использования учитывают и то время, которое потрачено на получение свидетельства. То есть десять лет уменьшают на те один-два месяца, пока шло оформление бумаг. В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». В налоговом учете сумма амортизации, начисленная по товарному знаку, включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).

После включения товарного знака в состав нематериальных активов его первоначальная стоимость не меняется (п. 12 ПБУ 14/2000, п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому расходы на уплату пошлины за продление действия регистрации товарного знака в его первоначальную стоимость не включаются.

При продлении срока действия регистрации товарного знака организация обязана уплатить пошлину (ст. 44 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1, постановление Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793). Такая пошлина в налоговом учете включается в состав прочих расходов (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подтверждается это и арбитражной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 ноября 2004 г. по делу № А11-3274/2004-К2-Е-2706). В бухгалтерском учете это расходы будущих периодов (п. 65 Положения «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н), которые должны учитываться в течение нового срока действия правовой охраны товарного знака – десяти лет.

Пример

ООО «Ромашка» обладает исключительным правом на товарный знак. Срок действия свидетельства на товарный знак истекает 30 ноября 2006 года. В сентябре 2006 года бухгалтерия ООО «Ромашка» перечислила 15 000 руб. – патентные пошлины за продление срока действия регистрации товарного знака. Свидетельство о продлении срока действия регистрации получено в октябре 2006 года.

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

в сентябре

Дебет 76 Кредит 51

– 15 000 руб.– уплачена пошлина за продление срока действия регистрации товарного знака;

в октябре

Дебет 97 Кредит 76

– 15 000 руб.– отражена в составе расходов будущих периодов пошлина за продление срока действия регистрации товарного знака.

это важно

Далеко не любой товарный знак может быть зарегистрирован. Нельзя оформить свидетельство на бренд, отражающий вид товара. Словосочетание «Моющее средство» нельзя зарегистрировать для стирального порошка или мыла. Нельзя зарегистрировать товарный знак, который характеризует товар, указывает на его качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства и сбыта. (ст. 6 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1).

 

это важно

Чтобы удерживать в силе комплекс исключительных прав на товарный знак его необходимо использовать. Нельзя, чтобы товарный знак просто лежал. Если бренд не используют ни на продукции, ни в рекламе в течение любых трех лет после регистрации, его правовую охрану могут прекратить досрочно (ст. 22 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3520-1).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию