УСН

Подводные камни «упрощёнки»

Для намеревающихся перейти на упрощённую систему налогообложения в следующем году ноябрь – период раздумий. До 30-го числа (в этом году – до 28 ноября) упомянутые лица могут подать в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) соответствующее заявление по форме № 26.2-1 (утв. приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495).

Иван БОГАТЫЙ
Аудитор

Для намеревающихся перейти на упрощённую систему налогообложения в следующем году ноябрь – период раздумий. До 30-го числа (в этом году – до 28 ноября) упомянутые лица могут подать в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) соответствующее заявление по форме № 26.2-1 (утв. приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495).

Напомним, что переход на упрощённую систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. В заявлении соискатели указывают выбранный объект налогообложения, а организации сообщают о размере доходов за 9 месяцев (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Согласно пункту 2 статьи 346.12 НК РФ, использовать «упрощёнку» вправе лишь те организации, у которых доход от реализации товаров (работ, услуг), определяемый в соответствии со статьёй 249 НК РФ, за 9 месяцев текущего года не превышает величину 11 000 000 руб. (без учёта НДС и налога с продаж).

Помимо этого законодатель в пункте 3 статьи 364.12 НК РФ перечислил ряд ограничений, наличие которых не позволяет организациям применять упрощённую систему налогообложения. Так, при превышении величины остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по бухгалтерскому учёту 100 000 000 руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, организация не имеет права воспользоваться «упрощёнкой». Величину остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов необходимо указать в заявлении.

Кроме того, у потенциального «упрощенца» - организации:

  • средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, за налоговый (отчётный) период не должна превышать 100 человек. В заявлении имеется отдельная строка для указания средней численности;
  • доля непосредственного участия других организации (в том числе государственных органов власти, органов местного самоуправления) в деятельности кандидата не может превышать 25%;
  • не должно быть филиалов.

Там же указаны и некоторые виды деятельности, ведение которых несовместимо с применением «упрощёнки». Одним из таких видов является производство подакцизных товаров. В то же время организации, только реализующие подакцизные товары (не являющиеся их производителями), могут применять упрощённую систему налогообложения, если ими соблюдаются иные ограничения, установленные статьёй 346.12 НК РФ.

В подаваемом заявлении потенциальный налогоплательщик единого налога подтверждает соблюдение всех условий и ограничений, определяемых НК РФ при переходе на «упрощёнку».

Для индивидуальных предпринимателей ограничений несколько меньше. На них распространено требований по численности работающих, а также в части видов деятельности.

С 1 января 2004 года снимается ограничение по возможности применения упрощённой системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, переведёнными в соответствии с главой 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности» на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности. Данные налогоплательщики вправе применять «упрощёнку» в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 41 ст. 1 Федерального закона от 07.07.03 № 117-ФЗ).

По результатам рассмотрения поданного заявления налоговый орган в месячный срок со дня регистрации в письменной форме уведомляет налогоплательщика о возможности либо о невозможности применения упрощённой системы налогообложения. Для каждого случая предусмотрена своя форма уведомления. В случае положительного решения используется форма № 26.2-2, в случае отрицательного - форма 26.2-3 (обе утверждены тем же приказом МНС России). В уведомлении о невозможности применения «упрощёнки» налоговики должны указать основания, не позволяющие применять заявленную систему налогообложения. При положительном решении в уведомлении указывается объект налогообложения.

Выбор объекта

Объектом налогообложения при применении упрощённой системы налогообложения могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ). Причём первоначально при введении главы 26.2 НК РФ «Упрощённая система налогообложения» статьёй 6 Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ устанавливалась возможность использования в качестве объекта налогообложения доходов лишь в 2003 и 2004 годах. С 1 января 2004 года эта статья упраздняется Федеральным законом № 117-ФЗ. Поэтому право на выбор претендентом объекта налогообложения сохраняется как в текущем году, так и в последующие периоды.

К выбору объекта налогообложения необходимо отнестись со всей серьёзностью, так как он не может меняться в течение всего срока применения упрощённой системы (ст. 346.11 НК РФ). Если налогоплательщик, применяющий упрощённую систему налогообложения, пожелает всё же поменять объект налогообложения:

  • ему придётся до конца налогового периода (календарный год) использовать «упрощёнку», если не произойдёт потеря права (п. 3 ст. 346.13 НК РФ);
  • он должен будет перейти на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает использовать общий режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ);
  • в IV квартале года, в котором используется общий режим налогообложения, он будет вправе подать заявление на применение упрощённой системы налогообложения, указав в нём новый объект налогообложения. Право перейти на «упрощёнку» предоставляется налогоплательщику не ранее чем через один год, после того, как он утратил право на применение упрощённой системы налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Соискателям упрощённой системы налогообложения предоставляется право изменить заявленный объект налогообложения лишь до момента начала её использования. Об этом необходимо уведомить налоговый орган до 20 декабря.

По каждому из объектов установлена своя налоговая ставка. По объекту налогообложения в виде доходов ставка налога – 6%, разница между доходами и расходами облагается по ставке 15%. Поэтому потенциальные налогоплательщики, зная величину доходов и расходов за 9 месяцев текущего года, могут определить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. Но не только абсолютная величина налога интересна соискателям. В большей степени их интересует величина чистой прибыли, остающейся после учёта всех понесённых расходов и уплаченного налога. Тем более что не все произведённые расходы при исчислении налога на прибыль принимаются при исчислении единого налога при объекте налогообложения, которым являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Перечень таких расходов закрытый и приведён в статье 346.16 НК РФ.

Напомним также, что при выборе объекта налогообложения в виде доходов налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную величину налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за отчётный (налоговый) период, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счёт средств работодателя. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Работодатель при применении «упрощёнки» выплачивает пособия по временной нетрудоспособности за свой счёт в размере, определяемом как разность между исчисленной величиной пособия и суммой, не превышающей за полный календарный месяц 1 МРОТ, установленного федеральным законом. Последняя сумма выплачиваемой за счёт средств ФСС России.

Подробнее о выборе объекта налогообложения при применении упрощённой системы налогообложения можно ознакомиться в « ПБУ» № 10, 2003 .

Переходные операции

Большинство потенциальных налогоплательщиков до применения «упрощёнки» применяют общий режим налогообложения прибыли с использованием метода начислений. Вполне возможно, что на 1 января 2004 года у них имеются заключённые договоры, исполнение которых осуществляется после даты перехода. Данные налогоплательщики должны включить полученные денежные средства в текущем году в налоговую базу при исчислении налога. Причём законодатель обязал учесть их в базе 1 января, в момент перехода на упрощённую систему. Хотя это несколько и противоречит порядку определения доходов.

Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ (п. 1 ст. 246.15 НК РФ). Пункт 1 статьи 249 НК РФ признаёт доходами от реализации выручку от реализации товаров (работ, услуг). Реализацией товаров, работ или услуг НК РФ признаёт соответственно передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ). В большинстве случаев такого перехода права собственности на товары (работы, услуги) 1 января не происходит.

По аналогии с данной нормой налоговики действуют и в периоде применения «упрощёнки», требуя включать предварительную оплату (авансы) в счёт отгрузки товаров (выполнение работ, оказание услуг) в налогооблагаемую базу в отчётном (налоговым) периоде их получения, причём независимо от того, произошла ли реализация или нет (письмо МНС России от 11.06.03 № СА-6-22/657).

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощённую систему налогообложения, если по правилам налогового учёта по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при применении общего режима налогообложения.

Расходы, осуществлённые налогоплательщиком после перехода на упрощённую систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления. Если оплата была произведена в виде авансового платежа в период применения общего режима налогообложения, эта сумма учитывается на момент осуществления расходов. Если же оплата была осуществлена после перехода организации на упрощённую систему налогообложения, то расходы признаются на дату оплаты.

Перечисленные в период применения упрощённой системы налогообложения денежные средства в счёт расходов, учтённых налогоплательщиком до момента перехода при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, не вычитаются из налоговой базы.

Пример 1

Организация с 1 января 2004 года применяет упрощённую систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В ноябре 2003 года ею был перечислен аванс в сумме 45 500 руб. по договору поставки продукции, осуществляемой в январе 2004 года. На 1 января 2004 года у организации числилась дебиторская задолженность за реализованную в декабре продукцию на сумму 69 000 руб., в том числе НДС – 11 500 руб. и кредиторская задолженность за выполненные в ноябре работы в сумме 42 000 руб., в том числе НДС – 7000 руб. При исчислении налога на прибыль за 2003 год в доходах была учтена стоимость реализованной продукции - 57 500 руб., в расходах – стоимость выполненных работ в сумме 35 000 руб. Дебиторская задолженность погашена в феврале 2004 года, за выполненные работы деньги перечислены организацией в январе.

При исчислении налоговой базы за I квартал 2004 года в расходах учитывается сумма 45 500 руб. за поставленную в январе продукцию. Полученные же денежные средства в сумме 69 000 руб. в счёт погашения дебиторской задолженности и перечисленные 42 000 руб. за выполненные работы не учитываются соответственно в доходах и расходах налогоплательщика.

___________________________

Конец примера

Погашение организацией кредиторской задолженности за 2003 год, которая определялась с НДС, вызовет необходимость представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2004 года, так как у неё возникает право на принятие вычета налога по приобретённым товарам (работам, услугам) в 2003 году. Аналогичная обязанность возникнет у организаций при погашении дебиторской задолженности, которые учётной политикой на 2003 год определили момент определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) по мере поступления денежных средств.

У многих организаций при переходе на упрощённую систему налогообложения находятся на учёте основные средства. Как было сказано выше, для выполнения необходимых условий для перехода на «упрощёнку», а также отслеживания возможности её применения необходимо определять их остаточную стоимость по бухгалтерскому учёту соответственно на момент подачи заявления и конец отчётного (налогового) периода. Если по итогам отчётного (налогового) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте, превысит 100 000 000 руб. или доход налогоплательщика превысит 15 000 000 руб., то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Помимо бухгалтерской остаточной стоимости объектов основных средств соискатель должен определить и их остаточную стоимость в налоговом учёте на дату перехода на «упрощёнку», определяемую как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Эту величину налогоплательщик может учесть в расходах по определённому правилу в зависимости от срока полезного использования объектов, определяемого в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1).

Величина остаточной стоимости объектов по налоговому учёту на 1 января 2004 года включается в расходы по основным средствам со сроком полезного использования:

  • до трёх лет включительно - в течение одного года применения упрощённой системы налогообложения;
  • от трёх до пятнадцати лет включительно - в течение первого года применения упрощённой системы налогообложения – 50% от остаточной стоимости, второго года – 30%, третьего – оставшихся 20%;
  • свыше пятнадцати лет - в течение 10 лет применения упрощённой системы налогообложения по 10% от остаточной стоимости ежегодно.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчётным периодам равными долями.

Пример 2

Организация с 1 января 2004 года применяет упрощённую систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Величина остаточной стоимости объектов основных средств организации по налоговому учёту на момент перехода на «упрощёнку» составляет 845 678 руб. Из этой суммы на объекты со сроком полезного использования до трёх лет приходится 25 467 руб., на объекты со сроком полезного использования от трёх до пятнадцати лет – 187 962 руб., на объекты со сроком полезного использования свыше пятнадцати лет – 632 249 руб.

При исчислении величины единого налога по итогам I квартала 2004 года в расходах, уменьшающих полученные доходы, будет включена сумма, складывающаяся из:

1/4 остаточной стоимости объектов со сроком полезного использования до трёх лет – 6366,75 руб. (25 467 руб. : 4);

1/8 остаточной стоимости объектов со сроком полезного использования от трёх до пятнадцати лет – 23 495,25 руб. (187 962 руб. х 50% : 4);

1/40 остаточной стоимости объектов со сроком полезного использования свыше пятнадцати лет – 15 806,23 руб. (632 249 руб. : 10 : 4).

Таким образом, ежеквартально в 2004 году в расходах учитывается сумма в 45 668,23 руб. (6366,75 + 23 495,25 + 15 806,23) как расходы на приобретение основных средств.

_______________________________

Конец примера

В 2003 году соискатели на переход могут получить авансовый платёж (100-процентную предоплату) в счёт поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в 2004 году. При исчислении причитающегося к уплате в бюджет НДС за соответствующий налоговый период необходимо учесть и полученные авансовые платежи (постановление Президиума ВАС России от 19.08.03 № 12359/02). Реализация же товаров (работ, услуг) в 2004 году у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, не облагается НДС, так как они не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

В этом случае налогоплательщики единого налога должны будут произвести с покупателем соответствующий перерасчёт, предусматривающий возврат суммы НДС, полученного при поступлении предоплаты и включённого ими в декларацию в периоде получения от покупателя этой предоплаты. Для этого необходимо:

  • сообщить покупателю (заказчику), что налогоплательщик перешёл на упрощённую систему налогообложения, вследствие чего реализация предварительно оплаченных товаров (работ, услуг) не облагается НДС;
  • вносятся соответствующие изменения в ранее составленный договор, в котором цена товара (работ, услуг) указывается без НДС;
  • ранее полученный в составе аванса НДС при 100-процентной предоплате возвращается покупателю (заказчику), при меньшей величине авансового платежа – засчитывается в счёт окончательных расчётов.

Без выполнения такого перерасчёта с покупателем (заказчиком) налогоплательщик не вправе будет истребовать из бюджета перечисленную до момента перехода сумму НДС с поступившей предоплаты.

Восстановление НДС

Вышеперечисленные правила для переходных операций закреплены законодателем в статье 346.25 НК РФ. Помимо них работники налоговых органов выдвигают дополнительное требование по восстановлению ранее принятого к вычету НДС по материально-производственным запасам, не реализованным и не использованным при производстве товаров (работ, услуг) на момент перехода, и не полностью амортизированным основным средствам и нематериальным активам. Аргументируют данное требование следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

До момента перехода на уплату единого налога организации, являющиеся плательщиками НДС, имели право принять к вычету сумму налога, уплаченную поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), если эти товары (работы услуги) приобретались для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.

Суммы НДС, предъявляемые покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, которые используются после перехода на упрощённую систему налогообложения, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг) на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ в случае принятия плательщиком НДС сумм налога, указанных в пункте 2 статьи 170, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Причём период, в котором ещё потенциальные налогоплательщики единого налога должны восстановить НДС, налоговики определили по аналогии с правилом, установленным для плательщиков НДС, воспользовавшихся правом от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 8 ст. 145 НК РФ). Данные суммы предлагается восстановить в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощённую систему налогообложения. Плательщикам НДС, которые исчисляют и уплачивают налог помесячно, предлагается это сделать в декабре 2003 года, тем же, кто его уплачивает поквартально – при исчислении налога за IV квартал 2003 года.

Восстановленная сумма отражается по строке 430 раздела «Налоговые вычеты» декларации по НДС. При отражении по строке 430 сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по основным средствам и нематериальным активам, в данную строку включаются суммы НДС, исчисленные с остаточной стоимости основных средств или нематериальных активов (без учёта переоценки), не использованной для налогооблагаемых операций (разд. III Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость; утв. приказом МНС России от 21.01.02 № БГ-3-03/25).

Если следовать пожеланиям налоговиков, то в примере 2 при величине остаточной стоимости основных средств на 1 января 2004 года - 845 678 руб. соискатель в декабре текущего года должен восстановить сумму, равную 169 135,60 руб. (845 678 руб. х 20%). На эту сумму должна быть увеличена первоначальная стоимость объектов в бухгалтерском учёте, так как данное действие предписывается законодательством РФ и не противоречит пункту 14 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н). Поэтому в бухгалтерском учёте в декабре 2003 года должна быть произведена следующая запись:

Дебет 01 Кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДС»

- 169 135,60 руб. – увеличена первоначальная стоимость объектов основных средств на сумму восстановленного НДС, исчисленную исходя из их остаточной стоимости.

С вышеупомянутыми требованиями работников налоговых органов можно было бы согласиться, если бы в подпункте 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ (а именно он является отправным в аргументации) не указывалось, что выполнять норму должны « лица, не являющиеся налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой (главой 21 НК РФ. - Примеч. авт. ) либо освобождённые от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога» .

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в силу пунктов 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ. И несколько не логично распространять предписанные законодателем нормы для одних налогоплательщиков на других. В самой же главе 26.2 отсутствуют нормы, обязывающие налогоплательщиков восстанавливать НДС как по основным средствам и нематериальным активам, так и по товарно-производственным запасам, приобретённым в период применения общего режима налогообложения. Умалчивают об этом и Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощённая система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС России от 10.12.02 № БГ-3-22/706). Вышеупомянутая инструкция по заполнению декларации по НДС обязывала отражать по строке 430 декларации восстановленный НДС лиц, перешедших на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ.

При использовании старой «упрощёнки», определяемой законом № 222-ФЗ, налоговые органы также предписывали налогоплательщикам восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по материально-производственным запасам, не реализованным и не использованным при производстве товаров (работ, услуг) на момент перехода, и не полностью амортизированным основным средствам и нематериальным активам. В случае невыполнения этих пожеланий налоговики доначисляли сумму налога, пени и привлекали к ответственности за неполную уплату налога согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ. Ряд федеральных арбитражных судов становились на сторону налогоплательщика, признавая необоснованность таких требований (постановления ФАС Уральского округа от 28.10.02 № Ф09-2288/02-АК, от 13.02.02 № Ф09-221/02-АК, ФАС Северо-Западного округа от 17.09.01 № А05-5242/01-262/20).

Возможность утраты «упрощёнки»

Переходя на упрощённую систему налогообложения, необходимо помнить о возможности потери её использования. Как было сказано выше, если по итогам отчётного (налогового) периода доход налогоплательщика превысит 15 000 000 руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте, превысит 100 000 000 руб., то такой налогоплательщик единого налога считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Потеря права использования «упрощёнки» повлечёт за собой ряд дополнительных обязанностей.

Во-первых, ведение бухгалтерского учёта. Напомним, что при применении упрощённой системы налогообложения налогоплательщики освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учёта, за исключением учёта основных средств и нематериальных активов. Учёт доходов и расходов они ведут в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (п. 3 ст. 4 закона о бухучёте). Поэтому если предоставляемое право будет утеряно в середине года, то организации придётся восстанавливать бухгалтерию за период использования «упрощёнки».

Во-вторых, организациям необходимо будет произвести расчёт сумм амортизации основных средств за период использования «упрощёнки» по правилам, предусмотренным главой 25 НК РФ, так как объекты при переходе на общий режим налогообложения в налоговом учёте отражаются по остаточной их стоимости на дату перехода на общий режим налогообложения. Помимо этого необходимо определить разницу между расходами на приобретение основных средств, принятыми при исчислении налоговой базы за время использования «упрощёнки» в соответствии с главой 26.2 НК РФ, и начисленной амортизацией в соответствии с главой 25 НК РФ. Данная разница признаётся доходом при переходе на общий режим налогообложения (п. 3 ст. 346.25 НК РФ).

Помимо этого законодателем уточнены некоторые моменты в части доходов и расходов. Так, не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учёта указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощённой системы налогообложения. Расходы же, осуществлённые налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов (п. 2 ст. 346.25 НК РФ).

Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения (а таковыми для организаций будут НДС, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, ЕСН) исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Начать дискуссию