Учет займов и кредитов

Факторинг или кредит?

В последнее время организации, пользующиеся банковскими кредитами, стали обращать внимание на новый финансовый инструмент – факторинг. О том, что представляет из себя факторинг корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказала Людмила Климанова, директор по маркетингу ЗАО «МФК «ТРАСТ».
Факторинг или кредит?

В последнее время организации, пользующиеся банковскими кредитами, стали обращать внимание на новый финансовый инструмент – факторинг. О том, что представляет из себя факторинг корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказала Людмила Климанова, директор по маркетингу ЗАО «МФК «ТРАСТ».

Людмила, в чем разница между факторингом и кредитом?

Различий между факторингом и кредитом гораздо больше, чем общего. Кредит – это денежные средства, которые даются во временное пользование и кредит непременно нужно вернуть в установленный срок. Факторинг – это финансовая услуга, которая представляет собой выкуп дебиторской задолженности, соответственно, полученные деньги возвращать не надо. Кроме того, факторинг – это не только полученные средства, но и еще ряд дополнительных услуг, таких как, управление дебиторской задолженностью, страхование валютных, процентных рисков и рисков неплатежа.

Есть ли преимущества у факторинга перед кредитованием?

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, давайте чуть-чуть подумаем вот над каким вопросом: «Что происходит, когда клиент берет кредит?» А происходит следующее: банк перечисляет клиенту деньги, и все, что в данном случае интересует финансовую организацию, это вернет ли клиент кредит в срок желательно вместе с уплаченными процентами. При этом клиент обязан сам решить вопрос, где ему эти деньги вместе с процентами взять точно в срок.

А что происходит, когда клиент пользуется факторингом? Все, что требуется для получения финансирования от факторинговой компании – это договориться о том, какую цену придется заплатить за предоставленную услугу. Далее факторинговая компания перечисляет деньги в адрес предприятия и работает с дебиторской задолженностью самостоятельно. При этом у предприятия решаются еще две проблемы: дебиторская задолженность передается на аутсорсинг факторинговой компании, страхуются все риски, связанные с недобросовестными плательщиками. Более того, клиент получает абсолютно прозрачную и надежную систему планирования собственных денежных потоков. И, самое главное, ему не нужно заботиться о том, чтобы точно в срок вернуть деньги.

Итак, если резюмировать, то преимущества факторинга перед кредитом следующие:

  • оптимизация денежных потоков;
  • отсутствие залога;
  • возможность быстро увеличить объемы финансирования;
  • возможность улучшить показатели ликвидности и оборачиваемости, в том числе, по данным официальной бухгалтерской отчетности;
  • получение квалифицированной оценки действующих и потенциальных дебиторов компании;
  • возможность пользоваться коллекторскими услугами, которые предоставляет факторинговая компания.

Кто чаще всего пользуется услугами факторинга?

Факторинг используют предприятия самого различного уровня. Факторинг – это продукт, объединяющий в себе «три в одном»: финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью. Соответственно, каждая компания независимо от уровня, может найти для себя определенные преимущества при использовании данного продукта, и от масштаба компании это не всегда зависит. Зависит, скорее всего, от того, насколько прогрессивны взгляды руководства компании, насколько финансовый директор готов отказаться от привычной схемы финансирования и посмотреть на проблему под другим углом, пытаясь оценить дополнительные преимущества, которые предлагаются при предоставлении такой услуги как факторинг.

На Западе, как правило, факторингом не пользуются очень большие компании.  Крупные фирмы обладают известными преимуществами в управлении дебиторской задолженностью. Во-первых, учет платежей, оформление и обработка счетов – всем этим видам деятельности свойствен эффект масштаба (т.е. потенциальная экономия при увеличении объема операций). Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Малой фирме может быть просто не по карману нанять или подготовить специализированного кредитного менеджера. Соответственно, многие западные компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, работающие в отраслях, где действует множество мелких производителей и розничных продавцов, не связанных между собой длительными устойчивыми связями, предпочитают пользоваться услугами факторинговых компаний, особенно сейчас, когда стало крайне модно выводить за пределы компании любую деятельность, которую можно отдать на аутсорсинг.

А какие компании становятся постоянными клиентами факторинговых фирм?

У нас пока чаще факторингом пользуются оптовые компании и предприятия, относящиеся, к среднему и малому бизнесу. Специально для малого бизнеса, например, наша компания разработала продукт «Факторинг-экспресс». Мы считаем, что средние и малые предприятия очень быстро придут к пониманию того, что возможность передать управление дебиторской задолженностью на аутсорсинг и при этом получить финансирование крайне способствует успешному ведению бизнеса и дает компании огромный потенциал и конкурентное преимущество.

Ожидается ли рост рынка факторинга?

Российский рынок факторинга растет последние три года огромными темпами, прирост каждый год к объему предыдущего составляет не менее 50 %. При этом объем российского рынка факторинга по отношению к ВВП составляет 0,9%. Для сравнения: в Италии этот показатель равен 12 %, в Великобритании – 10%, в Германии – 3 %.

Необходимо упомянуть, что последние годы во многих западных странах наблюдается бурный рост объема факторинга. Так, в Австралии, за три года, объем рынка вырос в 4 раза! Почему эта услуга так бурно развивается на Западе? По одной простой причине: компании поняли, что стоимость факторинга в любом случае ниже, чем они потратят, пытаясь самостоятельно оценивать кредитные риски на дебиторов и управлять дебиторской задолженностью. Наши предприятия также, особенно в этом году, обнаружили эту простую истину и интерес к услуге факторинга колоссальный.

Повышение образованности менеджмента предприятий, стабильная обстановка в стране, требования торговых сетей и предприятий о получении все более длительной отсрочки – это те факторы, которые будут способствовать росту рынка факторинга. По прогнозам нашей компании объем рынка факторинга в 2006 году составит  $ 7-8 млрд. против $ 5,5 млрд. в 2005 году.

Какие направления вы видите в развитии российского факторинга?

Направления развития можно рассматривать в трех ракурсах: особенности продукта, сегмент клиентов и компании, предоставляющие услуги факторинга.

Развитие особенностей продукта или изменения в условиях предоставления данной услуги. Здесь тенденция будет к  увеличению сроков финансирования. Уже сейчас факторинговые компании готовы выкупать дебиторскую задолженность со сроком отсрочки до 180 дней, буквально год назад об этом можно было только мечтать. Кроме того, в настоящее время превалирует факторинг с регрессом, постепенно, с увеличением кредитной прозрачности компаний, доступности кредитных историй, будет происходить замещение регрессного факторинга на безрегрессный.

Сегмент клиентов пользующихся услугами факторинга. Если сейчас все-таки основной процент клиентов факторинговых компаний составляют оптовые компании, то в ближайшем будущем число производственных предприятий будет неуклонно увеличиваться.

Кто будет предоставлять услуги факторинга. В настоящее время рынок представлен тремя видами финансовых институтов, предоставляющих услуги факторинга: первая, и самая многочисленная группа – универсальные банки, вторая – факторинговые компании, имеющие банковскую лицензию, но, при этом занимающиеся только факторингом, третья – специализированные факторинговые компании. В третью группу входит и наша «Межрегиональная факторинговая компания «ТРАСТ». Исходя из западного опыта развития, особенностей российского законодательства, нормативных актов ЦБ России, в частности, требований по резервированию, можно с уверенностью сказать, что будущее за специализированными факторинговыми компаниями.

Комментарии

1
  • Алексей

    Статья от 2006 года. Автор предполагал все правильно. Остается добавить что услуги факторинга

    становятся все более технологичными, как в плане получения и сопровождения финансирования, так и в плане привлечения клиентов.