Когда чужие грехи не дают спокойно жить

Вступая в должность, главный бухгалтер должен принять дела фирмы от предыдущего главбуха. Но что делать, если недостачу товарно-материальных ценностей выявили уже после того, как оформили акт приема-передачи?
Когда чужие грехи не дают спокойно жить

Вступая в должность, главный бухгалтер должен принять дела фирмы от предыдущего главбуха. Но что делать, если недостачу товарно-материальных ценностей выявили уже после того, как оформили акт приема-передачи?

Как начиналось

После того, как истек срок трудового контракта, генеральный директор ОАО «Деньги» уволился. Вслед за ним покинул фирму и главный бухгалтер. Но главбух – должность особенная, поэтому уволиться не так-то просто. Прием и сдачу дел при назначении главного бухгалтера на должность и освобождении от нее оформляют актом. А перед этим обязательно проведут инвентаризацию имущества и обязательств компании.

Инвентаризация показала, что дела компании в полном порядке. Расхождений между фактическим наличием товарно-материальных ценностей ОАО «Деньги» и сведениями его бухгалтерского учета не обнаружили. Что примечательно, передачу дел от бывшего главбуха новому последний принял «устно». Результаты проведенной инвентаризации зафиксировали в бухучете.

Назревает конфликт

После того, как новый гендиректор вступил в должность, он решил провести повторную инвентаризацию. Вот тут-то и началось самое интересное. По ее итогам была обнаружена недостача, причем значительная. Нового главбуха ждал еще один «сюрприз» – выяснилось, что часть первичных документов за период работы бывшей администрации исчезла загадочным образом.

Напомним, что по закону в бухгалтерии должны находиться абсолютно все необходимые отчетные документы, в том числе первичные. И если их нет, то проблем с инспекторами фирме уже не избежать.

А тут еще новый директор обнаружил, что прежний руководитель заключил невыгодный для фирмы контракт, в результате чего компания понесла серьезные убытки. Исходя из всего этого, новая администрация выставила претензии бывшему главбуху и генеральному директору по выплате ущерба, который понесла фирма в результате их действий.

Что в итоге

Разумеется, прежнее руководство с претензиями не согласилось и наотрез отказалось выплачивать деньги. Ведь по результатам инвентаризации, которая предшествовала их увольнению, никаких ошибок не было. Согласитесь, резонное возражение.

Новая администрация решила нанести ответный удар. И под предлогом погашения обнаруженной недостачи задержать выплату окончательного расчета с бывшим руководством фирмы. Более того, оклады уволившихся главбуха и топ-менеджера были уменьшены задним числом.

В общем, ситуация зашла в тупик. И возникает вопрос, чьи действия более неправомерны – бывшего руководства или нового?

материал подготовил В. Воронин, эксперт бератора «Практическая бухгалтерия»


«Качественная инвентаризация позволит избежать проблем…»

И. Плеханов, генеральный директор ООО «Советник»

В случае если в организации происходит смена руководителя и главного бухгалтера, необходимо провести инвентаризацию ее имущества и обязательств (ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Осуществляет инвентарную проверку специальная комиссия, назначенная приказом директора. По общему правилу ее результаты требуют документального оформления. Так, расхождение между фактическим наличием ТМЦ и данными бухучета члены комиссии фиксируют в установленном порядке и доводят до сведения материально ответственных работников. Кроме того, для главных бухгалтеров предусмотрена обязанность составлять акт приема-передачи дел (п. 6 постановления Совмина СССР от 24 января 1980 г. № 59). Однако, если этот документ отсутствует, нарушения не будет. Законодательством о бухучете не определена ответственность главбуха и руководителя за ошибки, допущенные в ходе приема-передачи дел. Трудовым кодексом также не предусмотрена обязанность увольняющихся работников передавать дела на основании каких-либо актов.

Тем не менее после выяснения причин недостач и выявления конкретных виновников директор может взыскать недостачу за счет виновных сотрудников или отнести ее на финансовые результаты фирмы. Очевидно, качественно проведенная инвентаризация позволит избежать проблем и успешно завершить прием-передачу дел как главбуху, так и директору.


«Главбух несет ответственность, если…»

А. Кудинов, юрист ООО «Консалтинговая группа «БиАйКью»

В настоящее время единственная процедура, которая фиксирует передачу дел генеральным директором и главным бухгалтером новому руководству – инвентаризация имущества и обязательств фирмы.

Если при проведении инвентаризации не было выявлено нарушений со стороны главного бухгалтера, то отсутствие письменного оформления приема-передачи дел не является основанием для привлечения его к материальной ответственности. Ведь контролировать проведение инвентаризации обязан руководитель организации (ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Главный бухгалтер будет отвечать за свои действия рублем только в том случае, если это условие предусмотрено в его трудовом договоре (ст. 243 ТК РФ).

Кроме того, законодательство возлагает на руководителя фирмы бремя ответственности за нарушения при организации бухгалтерского учета и выполнении хозяйственных операций.

Ведь руководство учетом компании возложено на главбуха, который подчиняется непосредственно генеральному директору (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

В случае если директор причинил предприятию своим виновным действием или бездействием убытки, компания может потребовать их возмещения в судебном порядке. Более того, руководитель фирмы в соответствии с законодательством может привлекаться не только к материальной, но и к налоговой, административной или даже уголовной ответственности. >


«За отсутствие «первички» – штраф…»

С. Гаврилова, ведущий консультант по праву отдела консалтинга АКГ «ФинЭкспертиза»

После завершения процедуры инвентаризации ее результаты отражают в бухгалтерском учете. В случае если в ходе инвентаризации будет установлена недостача материальных ценностей, компания вправе взыскать с виновного сотрудника суммы причиненного ущерба в размере, который не превышает его среднемесячный заработок (ст. 248 ТК РФ). Однако следует учитывать, что взыскать убытки с работника можно только до его фактического увольнения. В рассматриваемой ситуации главный бухгалтер и директор могут нести ответственность за недостачу, обнаруженную в ходе инвентаризации, лишь в том случае, если будет доказано, что она произошла по их вине в период работы в компании.

При этом новая администрация не вправе задерживать выплату окончательного расчета бывшему руководству под предлогом взыскания суммы ущерба от недостачи. Это правило распространяется также на выдачу трудовой книжки и других документов, связанных с работой. В случае задержки новое руководство компании могут оштрафовать на сумму от 500 до 5000 рублей, а саму фирму – от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Если же будет установлено, что по вине бывших руководителей отсутствуют первичные документы, их могут оштрафовать на сумму от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП РФ). Вместе с тем за подписание невыгодного контракта прежний генеральный директор ответственности не несет. Ведь понятие «невыгодный договор» является оценочным.

Начать дискуссию

УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Интересные материалы

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать