🔴 Вебинар: Закрываем 2025 год: пошаговый алгоритм для бухгалтера →
Основные средства
Приказ о вводе в эксплуатацию основных средств: скачать образец

Приказ о вводе в эксплуатацию основных средств: скачать образец

Компания разрабатывает приказ о вводе основных средств в эксплуатацию, чтобы начисленная амортизация верно учитывалась в составе расходов при расчете налога на прибыль. При отсутствии этого документа контролеры посчитают включение амортизации необоснованным, снимут расходы и доначислят налог.

Автор

Подробнее, как ввести ОС в эксплуатацию и оформить это документально, смотрите ниже.

Определение основного средства в учете

К основным средствам относят широкий список материальных активов: от зданий и сооружений до производственного оборудования, инструментов и транспортных средств. Также туда входят измерительные приборы, вычислительная техника, производственный и хозяйственный инвентарь, скот, многолетние насаждения и внутрихозяйственные дороги.

Критерии отнесения объекта к ОС в БУ и НУ могут не совпадать из-за особенностей учета.

В БУ основные средства — это материальные активы, способные приносить организации экономическую выгоду в будущем и предназначенные для использования на протяжении периода более года (п. 11 ФСБУ 6/2020).

Ограничений по стоимости ОС в БУ нет. Компания может самостоятельно произвести оценку основного средства, исходя из принципа существенности ОС для себя.

Обратите внимание на отсутствие/наличие планов компании по перепродаже объекта. Раньше на этот критерий был важен, но после отмены ПБУ 6/01 его упразднили. При этом большинство компаний выделяют такие объекты в особую категорию «долгосрочные активы к продаже».

В НУ основные средства — это активы, которые:

  1. Используются в производственной или управленческой деятельности.

  2. Имеют срок полезного использования (СПИ) более 12 месяцев.

  3. Имеют первоначальную стоимость более 100 000 рублей. Если менее, то это уже материал.

Все три условия должны выполняться одновременно (ст. 257 НК).

Порядок ввода в эксплуатацию основного средства

Первоначальные расходы на приобретение, возведение и подготовку к использованию объекта собираются на 08 счете.

Когда все подготовительные мероприятия с объектом завершены, создается комиссия, которая оформляет акт ввода по форме ОС-1 за подписью директора. С этого момента основное средство считается принятым к учету, со следующего месяца на него начинает начисляться амортизация, и расходы для целей налогообложения прибыли будут считаться обоснованными.

Правильно определить первоначальную стоимость очень важно, на ее основе вычисляется размер амортизационных отчислений в БУ и НУ.

От того, как основные средства поступают в организацию зависит способ определения первоначальной стоимости:

  1. Приобретенные ОС — в стоимость включается цена покупки, затраты на установку, сборку, транспортировку и другие сопутствующие расходы.

  2. ОС, полученные в качестве доли в уставном капитале — их стоимость устанавливается независимым оценщиком.

  3. ОС, переданные безвозмездно — стоимостью считается сумма, указанная в договоре, или привлекается независимый эксперт для оценки.

  4. Обмененные ОС — стоимость определяется как эквивалент переданного имущества.

В течение какого срока ОС нужно ввести в эксплуатацию

Вводить основное средство в эксплуатацию можно только после завершения всех этапов его установки, монтажа и готовности к работе. Дата ввода в эксплуатацию определяется на основании документов бухгалтерского учета, и не обязательно совпадает с моментом принятия к учету и началом фактического использования. Если ОС принято к учету:

  • В БУ начисляйте амортизацию в любом случае.

  • В НУ после момента ввода в эксплуатацию.

Как составить приказ о вводе ОС в эксплуатацию

Обязательной формы приказа о вводе основных средств в эксплуатацию не существует. Обычно для оформления подобных документов используют фирменный бланк.

В шапке документа обязательно должны быть указаны: название, ИНН, КПП (для юр. лиц), адрес и телефон. Посередине листа размещают название документа — «приказ» и номер. Обязательны дата и место подписания.

Основная часть начинается с преамбулы, описывающей ситуацию, приведшую к составлению приказа (например, приобретение ОС). Далее, после слова «приказываю», по пунктам перечисляются распоряжения руководителя. Основная часть должна обязательно содержать следующую информацию:

  1. Дата ввода в эксплуатацию.

  2. Первоначальная стоимость ОС (отдельно для БУ и НУ).

  3. Инвентарный номер для учета и инвентаризации.

  4. Срок полезного использования на основе технической документации.

  5. Амортизационная группа для НУ.

  6. Способ начисления амортизации.

  7. Материально ответственное лицо.

Приказ должен содержать распоряжение главному бухгалтеру о принятии объекта к учету. Главный бухгалтер должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

Перед ознакомительной подписью указывается должность и Ф. И. О. руководителя. Приказ составляется в одном экземпляре и регистрируется в книге приказов.

Образец приказа о вводе основного средства в эксплуатацию в 2025 году

Скачать образец

Ввод в эксплуатацию основных средств, как учесть в БУ

Проводка

Операция

Дт 08 Кт 75

Поставлено на учет ОС как доля в Уставном капитале

Дт 08 Кт 60

Поставлено на учет ОС, купленное либо в обмен на что-то

Дт 08 Кт 98

Поставлено на учет ОС, полученное безвозмездно

Дт 08 Кт 70,10, 23, 25, 26

Отражены расходы на строительство ОС своими силами

Дт 08 Кт 60

Отражены расходы на строительство ОС силами подрядчика

Дт 01 Кт 08

ОС введено в эксплуатацию

Как упростить себе жизнь и избежать ошибок

Вместо того чтобы разбираться во всех нюансах в одиночку, попробуйте подписку Клерк.Премиум.

Она закрывает сразу несколько задач:

  • Персональные консультации с аттестованными экспертами. Задайте вопрос и получите развернутый ответ — от налогообложения УСН и ПСН до настройки 1С.

  • ИИ-помощник бухгалтера. Быстро отвечает на простые вопросы и помогает ориентироваться в нормативке, экономя время на поиске.

  • Доступ к ChatGPT без VPN (ai.klerk.ru). Можно использовать привычный чат прямо из Клерка, не тратя время на обходные пути.

  • Проверка контрагентов. Можно по ИНН мгновенно проверить поставщиков и клиентов, чтобы не нарваться на проблемные сделки.

  • Ежедневные «Разборы» изменений в учёте и налогах, конспекты вебинаров и мини-курсы. Все это готовит редакция Клерка, переводя сложные документы Минфина и ФНС на понятный язык и дополняя практическими примерами.

  • Обучение и развитие. Онлайн-курсы, вебинары и мини-курсы, чтобы бухгалтер рос профессионально и чувствовал уверенность.

С такой подпиской вы разберетесь с учетом, налогообложением и будете уверены, что всегда на шаг впереди налоговых изменений. Не откладывайте — подключите «Клерк.Премиум» и работайте уверенно:

И это не реклама!

Оформить подписку

Комментарии

2
  • Роман

    Какой приказ? Точнее, а все согласны с утверждением:

    Если приказа не будет, налоговые органы исключат суммы амортизации из затрат, учтенных предприятием.

    Акта ОС-1 и первички разве не достаточно, надо еще приказ составлять?

ГлавнаяРозыгрыш