Компьютерные «заморочки»

Первые дни на новой работе часто становятся для главбуха очередным жизненным испытанием. Ведь всегда есть риск обнаружить «недоделки», оставленные бывшим сотрудником. Например, по части учета основных средств. Своим опытом делится москвичка Евгения Родионова.
Компьютерные «заморочки»

Первые дни на новой работе часто становятся для главбуха очередным жизненным испытанием. Ведь всегда есть риск обнаружить «недоделки», оставленные бывшим сотрудником. Например, по части учета основных средств. Своим опытом делится москвичка Евгения Родионова.

«Я пришла главным бухгалтером в фирму в октябре 2006 года. Своего предшественника я не застала: он уволился сразу после того, как сдал квартальный отчет. Акт передачи дел был, но по его содержанию я поняла, что документ составили формально. Как оказалось, это – только «цветочки». А вот самое интересное началось, когда я стала проверять, как налажен учет основных средств.

Принтер стоимостью 6000 рублей был приобретен в 2005 году. Тогда же его ввели в эксплуатацию, а первоначальную стоимость списали на затраты. Насторожило то, что в составе основных средств компьютеров нет! Значит, формально подключать принтер было просто не к чему?! Конечно, физически он был подключен к старенькому компьютеру. Так что при необходимости работу принтера (а не его присутствие в качестве мебели) продемонстрировать можно кому угодно. А вот откуда взялся этот компьютер, мне еще предстояло выяснить.

Но, обо всем по порядку. Понятно, что раз принтер начали эксплуатировать в 2005 году, то и учитывать его надо было по нормам, которые действовали в это же время. Я решила ознакомиться с учетной политикой. То, что фирма в 2005 году (до вступления в силу изменений в ПБУ 6/01) учитывала периферийные устройства не в комплексе, а отдельно, меня слегка успокоило. Хоть здесь не «напортачили» и все сделали правильно. Ведь у принтера и компьютера разные сроки полезного использования: 37 и 48 месяцев, соответственно».

От редакции

В соответствии с классификацией основных средств (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним) относится к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от трех до пяти лет включительно.

«Дальше – больше. Никакой другой первички, кроме документов поставщика, на этот принтер не оказалось. Я работаю главбухом не первый год и повидала на своем веку не одну налоговую проверку. И мне прекрасно известно, что отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. А это, в свою очередь, может ударить «по карману фирмы». Ведь штрафов по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации еще никто не отменял! Поэтому, чтобы контролировать эту «малоценку», я оформила на принтер следующие документы: акт по форме № ОС-1 и инвентарную карточку по форме № ОС-6. Ведь еще до внесения изменений именно этого требовал пункт 18 ПБУ 6/01».

От редакции

С 1 января 2006 года начали действовать поправки в ПБУ 6/01. В частности, изменения коснулись и пункта 5 ПБУ 6/01 (приказ Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н). Теперь основные средства, стоимость которых не превышает 20 000 руб., по решению фирмы могут быть отражены в составе материально-производственных запасов. В этом случае по «малоценке» нужно вести документы, предусмотренные для материалов: приходный ордер, требование-накладную, карточку учета материалов. В свое время об этом говорили и сотрудники Минфина России (письмо от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).

Списанное на расходы имущество со свойствами основных средств фирма, скорее всего, будет использовать в течение нескольких лет. Для контроля организация может отразить такие активы на забалансовом счете. Учитывать на счете 01 «Основные средства» фирме нельзя. Иначе проверяющие сочтут, что организация приняла решение амортизировать малоценку, исключат ее первоначальную стоимость из расходов и доначислят налог на имущество.

«Ситуацию с принтером вроде удалось “разрулить”. Чего нельзя было сказать о компьютере стоимостью 15 000 рублей, к которому было подключено это печатающее устройство. Документов о вводе ПК в эксплуатацию я не обнаружила. Что меня, в общем-то, уже и не удивило. Поэтому я решила попытаться выяснить, почему компьютер оказался неучтенным.

В ходе проведения «следственных мероприятий» оказалось, что сразу же после покупки (ноябрь 2005 года) на компьютере стали работать. Акт о вводе в эксплуатацию составить никто не удосужился. Поэтому бывший бухгалтер, имея на руках только бумаги об оплате и получении имущества, сделал проводки только по этим операциям. В итоге компьютер так и остался «висеть» на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по первоначальной стоимости 15 000 рублей.

У этой проблемы было довольно простое решение. Для этого мне просто нужно было составить первичный документ, констатирующий дату начала фактической эксплуатации (в ноябре 2005 года) и собрать подписи уполномоченных лиц. А вот проводку по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 сделаю в октябре (2006 года), когда и обнаружила ошибку, – подумала я. – Тогда же спишу в расходы всю накопившуюся амортизацию».

От редакции

Эта ситуация имеет налоговые последствия. За весь период с момента совершения ошибки до момента ее обнаружения придется пересчитать налог на имущество. Ведь основное средство не попало в налоговую базу, хотя и должно было попасть. А значит, придется пересчитать и налог на прибыль. При его расчете надо будет учесть в расходах дополнительно начисленный налог на имущество и амортизацию.

«Потом я задумалась. А нельзя ли первоначальную стоимость этого компьютера списать на затраты? Чтобы развеять все сомнения, я обратилась за советом к более опытным коллегам.

Они мне объяснили, что если бы компьютер был введен в эксплуатацию в 2006 году, то по новым правилам ПБУ 6/01 у меня появилась бы такая возможность. Но поскольку его начали эксплуатировать еще в 2005 году, то бухучет нужно вести по правилам, которые действовали на тот момент, то есть амортизировать.

Вот с такой ситуацией я столкнулась, устраиваясь на новую работу. В итоге для себя я решила, что самый оптимальный вариант передачи дел – это аудиторская проверка перед увольнением прежнего главбуха и приходом нового. Ведь в аудиторском заключении не только напишут о недочетах, но и дадут рекомендации, как их исправить. А своим коллегам хочу пожелать следующее: перед приемом дел на новой работе обязательно ознакомьтесь с документацией фирмы и укажите в акте приемки-передачи все обнаруженные несоответствия, а также недостающие бумаги».

От редакции

Передают те документы, за которые отвечает непосредственно главный бухгалтер. Так, если в штате бухгалтерии есть кассир, то кассу передавать не надо. А вот ведение учета, отчетности, формирование учетной политики – это прямые обязанности главного бухгалтера (п. 2 ст. 7 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, далее – Закон). Налоговый учет – тоже его прерогатива.

За какой период передают документы? Все бухгалтерские документы должны храниться не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Закона). Но особое внимание следует обратить на последние три года деятельности фирмы, которые непосредственно предшествовали году проведения проверки. Ведь согласно статье 87 Налогового кодекса именно за этот период налоговые органы имеют право проверить организацию.

Начать дискуссию

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Интересные материалы

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

9