Страхование

Цивилизованные принципы работы по ОСАГО – не для нас?

В начале ноября текущего года Госдума одобрила в третьем чтении поправки к закону об ОСАГО, привязывающие коэффициент "Бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля. Новый порядок будет действовать только для договоров с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению машиной. О последствиях этих изменений корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказывает Мария Жилкина, руководитель аналитического центра Медиа-Информационной группы «Страхование сегодня» .
Цивилизованные принципы работы по ОСАГО – не для нас?

В начале ноября текущего года Госдума одобрила в третьем чтении поправки к закону об ОСАГО, привязывающие коэффициент "Бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля. Новый порядок будет действовать только для договоров с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению машиной. О последствиях этих изменений корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказывает Мария Жилкина, руководитель аналитического центра Медиа-Информационной группы «Страхование сегодня» .

Мария, по вашему мнению, почему возникла необходимость этих поправок?

Собственно, о необходимости связать размер скидок или надбавок к цене полиса (коэффициент «бонус-малус», КБМ), говорилось достаточно давно, и, прямо скажем, небезосновательно. Даже с точки зрения здравого смысла, виновником аварии является ведь не транспортное средство само по себе, а человек за его рулем, не правда ли? Поэтому норма на вид вполне справедливая: тот, кто ездит хуже, платит больше. Другое дело, что наш законодатель как всегда перестарался, и в той формулировке, что прошла сейчас в Думе, содержится скрытая ловушка. Но прежде чем мы перейдем к подробностям того, что она собой представляет, необходимо кратко обрисовать, чем наш рынок автострахования отличается от всех прочих стран.

В США число автомобилей на душу населения уверенно превышает 0,75 (то есть в среднем на 4 человека, включая грудных младенцев, пенсионеров и получателей пособий по безработице, приходится более чем 3 машины). Россия по уровню автомобилизации продолжает занимать место где-то между Уругваем и Сейшельскими островами, несмотря на якобы происходящий в стране «автомобильный бум». Что это означает с точки зрения страхования? Прежде всего, что вся европейская страховая технология, на которую мы ориентировались при формировании нашей системы ОСАГО, к нам вообще-то неприменима, поскольку по уровню автомобилизации эти страны далеко обошли нас. Но и состояние автопарка в этих странах – принципиально лучше, а мы выполняем роль всемирной свалки старых авто (правда, в последние годы, к счастью, уже не только свалки, но и промежуточного звена перед «сливом» их в другие страны СНГ).

Таким образом, средний российский водитель сидит за рулем далеко не новой машины, которую к тому же меняет где-то раз в три года на чуть лучшую. В то же время, если посмотреть статистику страховых компаний, то этот самый водитель оказывается вписан, в среднем, в число лиц, допущенных к управлению 3 автомобилями. Вопрос: как при всем этом следует считать тариф по ОСАГО, как вознаграждать водителя за безаварийность, а кого и за что – наказывать рублем? Для этого и используется коэффициент «бонус-малус», который раньше давал возможность безаварийному водителю при продлении полиса на той же машине на новый срок, заплатить меньший страховой взнос. Теперь же, в соответствии с принятыми поправками, водитель не потеряет право на скидку, даже если сменит автомобиль.

На ваш взгляд, насколько важен КБМ для страхователя?

Все что связано с ценой полиса, с деньгами – для страхователя важно. Вы откажетесь за тот же товар заплатить меньше? В особенности, если купить его, вас заставляет закон, а все блага получит совсем другой человек (потерпевший). Точно так же и здесь, любая мера, способная снизить стоимость ОСАГО, грозит быть популярной в народе.

По вашей экспертной оценке, как отразится введение этих поправок на стоимости полиса по ОСАГО?

В целом, пока принципиально не поменяется практика потребления автомобилей у нас в стране, полисы не подешевеют, а подорожают. Я не просто так сказала о заложенном здесь (уж не берусь сейчас утверждать, намеренно или по неаккуратности) противоречии. И связано оно с нормой о списке водителей, допущенных к управлению транспортным средством. Формально сейчас страхователь, не ограничивая список допущенных лиц, платит на 50% больше, а «малус» за прошлую аварию – намного меньше. В то же время, по новой системе аварийный водитель, который как мы уже только что отметили, вписан в список отнюдь не единственной машины, потянет вверх цену нескольких полисов. В связи с чем эксперты уже прогнозируют даже некоторое увеличение сборов страховщиков из-за этого нововведения – аварийность то растет год от года, рост автомобилизации и приток на российские дороги неопытных молодых водителей на кредитных авто делают свое дело. Добавьте сюда еще то, что российский парк меняется в пользу более мощных и старых авто – и убедитесь, что ОСАГО в ближайшее время явно не подешевеет.

Плюс ко всему, не надо забывать про то, что бонус в первые годы страхования – это всего лишь 5–10%. В сущности, это мизер, который просто тонет в общем потоке скидок и подарков, которые предлагают страхователю агенты. Уж сколько раз писали о том, что все скидки кроме КБМ незаконны – но нет, все по-прежнему, конкуренция заставляет продавцов идти на всевозможные ухищрения. Схема тут предельно проста: страховая компания незаконно увеличивает агентскую комиссию, а тот в свою очередь «делит» ее с клиентом. Иногда подобная «экономия» переносится с взноса по каско – в общем, фантазия страховщиков неистощима. Но в любом случае, разглядеть «бонус» по сравнению с 15–20 и более %-ными скидками агентов – непросто.

Согласно новым поправкам в закон необходимо будет вести учет аварийности на каждого конкретного страхователя, чтобы сохранить за ним скидки по КБМ, на сколько отечественные страховщики, органы ГИБДД готовы к этому?

Вы лучше спросите для начала, готовы ли к этому хотя бы непосредственные участники сделки – страховые агенты и страхователи? Часто ли, к примеру, при переходе клиента из компании в компанию соблюдается требование о предоставлении справки об аварийности в прошлые годы? Нет, в лучшем случае удовлетворяются просто собственноручной распиской страхователя, что аварий не было, а то и вовсе дают скидку-бонус по умолчанию.

Естественно, единая национальная база страхователей, построенная по западному образцу, решила бы очень многие проблемы страховых компаний – и по учету аварийности, и по противодействию мошенничеству, однако, создала бы проблемы гораздо большие, связанные с переманиванием и потерей клиентов. А то, что невыгодно – то не создашь насильно. Поэтому до сего момента ситуация, когда каждый страховщик ведет учет собственных клиентов обособленно, представлялась более адекватной.

Возможно, нам следует ожидать создания системы, подобной кредитным бюро в банковском секторе?

Возможно, но не за пять минут. ОСАГО на Западе начинало вводиться в 40-е годы прошлого века. За это время, естественно, система прошла серьезный путь развития. А мы хотим сделать аналог за пару лет. Если прямо сейчас начинать вводить «публичные страховые истории» водителей – конкуренция и переманивание клиентов достигнет абсурдных форм. По половине размера взноса будут в том или ином виде отдавать клиенту, не задумываясь о последствиях для будущей убыточности в компании, а за внесение или невнесение в историю сведений будут предлагаться взятки или «особые подходы» к калькуляции возмещения и т.п. – чего наш человек только не придумает. Уровень криминализации в российском ОСАГО с западным не сравним. А на каком уровне функционирует сам рынок – теми методами будет формироваться и его  информационная составляющая, заполняться «кредитные истории» и т.п. А до честного ОСАГО нам пока еще далеко.

Является ли это шагом со стороны России в стороны «зеленой карты»?

Думаю, нет. На самом деле, для интеграции в международную систему ОСАГО важнее подходы к выплатам, например, пресловутый «европейский протокол» в урегулировании убытков и т.п. А взносы и их размер для внутрироссийского рынка западным коллегам малоинтересен. С другой стороны, можно понять и тех функционеров, которые оттягивают прием России в мировую систему «зеленой карты». Вряд ли образ нашего водителя – неопытного, аварийного, бездумно рискованного и склонного к криминалу – внушает им доверие и желание видеть его на своих дорогах с российским полисом. Кроме того, на продаже достаточно дорогих западных «зеленых карт» нашим автотуристам кто-то ведь сейчас неплохо зарабатывает. А российский страховщик-демпингер, который возьмется эмитировать «зеленую карту» на тех же началах, как сейчас предлагает скидки и подарки на внутреннее ОСАГО, на том рынке конкурентам явно не нужен. Поэтому окончательный переход России на цивилизованные принципы работы по ОСАГО - вопрос не одного дня.

Начать дискуссию

Снизили налог на 1,1 миллиона в год! Кейс клиента из строительного бизнеса

Компания Клиента работает в строительной сфере: строительство и ремонт жилых и нежилых помещений в Калужской области. Обратился в мою компанию для оптимизации налогов, и ему было предложено оптимальное решение.

Воинский учет в компаниях в 2024 году: все нюансы регулярной работы, от сбора документов до сверок

Разбираемся, из чего состоит регулярный воинский учет: о каких нюансах нужно помнить, какие документы обновлять, какие отчеты и как часто сдавать и как проводить сверки.

Воинский учет в компаниях в 2024 году: все нюансы регулярной работы, от сбора документов до сверок

Исследование: как изменения в налоговой системе скажутся на экономике страны

Средние годовых доходы вырастут на 1,5% ВВП, но с увеличением ставки по налогу на прибыль снизится деловая активность.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Отпускные

При расчете компенсации за отпуск уволенным учитывают индексацию зарплаты. Но не всегда

Если в компании было повышение зарплаты, то в дальнейшем при расчете отпускных или компенсации отпуска при увольнении зарплата до повышения войдет в расчет тоже в проиндексированном виде.

🔥 Сегодня стартует последний летний поток обучения! Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки с выгодой до 79%

Сегодня, 1 августа, начинается обучение на всех программах «Клерка». Успейте купить курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками до -79%. Не теряйте времени — скорее выбирайте курс и присоединяйтесь.

СПБ Биржа примет участие в экспериментальных торгах криптовалютой

С 1 сентября 2024 года в рамках экспериментально-правового режима начнутся биржевые торги и внешнеторговые расчеты в криптовалюте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Американский брокер Interactive Brokers ввел очередные ограничения для клиентов из России

На этот раз он запретил пополнять счета в 12 валютах, среди которых турецкие лиры, офшорные юани, швейцарские франки и японские иены.

1

За подлог при регистрации ИП введут уголовную ответственность

Если индивидуальный предприниматель впервые совершил подлог при регистрации бизнеса и готов сотрудничать со следствием, уголовной ответственности будет можно избежать.

НДС

Услуги застройщика при строительстве гостиницы с этого года облагаются НДС

С 01.01.2024 заработала норма НК, не позволяющая застройщикам применять льготу по НДС на свои услуги, если идет строительство помещений, предназначенных для временного проживания без права на постоянную регистрацию.

Кассовых чеков для подтверждения расходов недостаточно. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение. В котором судьи признали, что одни кассовые чеки без первички не подтверждают расходы подотчетного лица.

Иллюстрация: master1305/freepik
8

Правомерен ли штраф за непредставление документов, если инспекция направила требование по почте, а не по ТКС?

На этот вопрос ответил АС Уральского округа в Постановлении от 03.07.2024 по делу № А76-27137/2023.

Правомерен ли штраф за непредставление документов, если инспекция направила требование по почте, а не по ТКС?
ЭДО

«Платформа ЭПД» открыла тест-драйв ЭДО на транспорте

Сервис электронных перевозочных документов «Платформа ЭПД» от лидера рынка ОФД, компании «Платформа ОФД», — запускает тест-драйв на 3 месяца для всех желающих. С бесплатным доступом на 90 дней к сервису обмена электронными путевыми листами и транспортными накладными.

«Платформа ЭПД» открыла тест-драйв ЭДО на транспорте

Совет Федерации хочет лишить иностранцев льготных налоговых режимов

Иностранцев и лиц без гражданства могут лишить права на применение упрощенной и патентной систем налогообложения.

Выдача сотрудникам «пайкового» угля для печного отопления идет в расходы и не облагается НДС

Для целей налога на прибыль выдачи бесплатного «пайкового» угля – это расходы на оплату труда, для целей НДС – это благотворительность.

Кадры

Привлечение массового персонала теперь дороже найма руководителя: с чем связан рост расходов бизнеса. Как этого избежать

В современном мире расходы бизнеса на персонал — одна из главных статей бюджета. В последние годы на массовый персонал наблюдается существенный рост затрат. Но что делать, если зарплаты растут, а бизнес хочет оставаться конкурентоспособным? 

Привлечение массового персонала теперь дороже найма руководителя: с чем связан рост расходов бизнеса. Как этого избежать

Как правильно оформить декретный отпуск внешнему совместителю

Рассказываем, как внешнему совместителю оформить декретный отпуск.

Как правильно оформить декретный отпуск внешнему совместителю

Оплату разъездной работы берут в расходы без норматива по НК: условие

Сотрудникам с разъездным характером работы работодатель должен возмещать расходы по проезду, найму жилого помещения, суточные и иные расходы, понесенные ими с разрешения работодателя.

О смене фамилии ИП-работодателя нужно сделать запись в трудовые книжки работников

Если женщина-ИП-работодатель вышла замуж и сменила фамилию, необходимо внести изменения в кадровые документы.

К предпринимателям стали относиться лучше, а каждый 10-й считает себя предпринимателем

Доля граждан, положительно относящихся к предпринимателям, увеличилась с 79% в 2009 году до 92% в 2024 году (+13 п.п).

Интересные материалы

🧊 Начните обучение уже сегодня! Охлаждающие скидки августа до -79% на курсы повышения квалификации и профпереподготовки

Сегодня, 1 августа, стартует обучение на всех потоках всех программ «Клерка». Успейте купить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки со скидками. Поторопитесь — выбирайте курс и приступайте к обучению прямо сейчас!

🧊 Начните обучение уже сегодня! Охлаждающие скидки августа до -79% на курсы повышения квалификации и профпереподготовки