ЕСН

Новый виток борьбы с теневыми зарплатами

Налоговое ведомство вновь активизировало работу по повышению собираемости сумм единого социального налога. Для этого Федеральная налоговая служба создала комиссии по выявлению «альтернативной» заработной платы в компаниях и обнаружению схем по уклонению от уплаты ЕСН.

Ольга Сумина, адвокат Московской областной коллегии адвокатов

Налоговое ведомство вновь активизировало работу по повышению собираемости сумм единого социального налога. Для этого Федеральная налоговая служба создала комиссии по выявлению «альтернативной» заработной платы в компаниях и обнаружению схем по уклонению от уплаты ЕСН.

До недавнего времени успехи налоговых органов в борьбе с так называемыми теневыми зарплатами были незначительными. «Серая» заработная плата – это неофициальные выплаты работникам, которые не учитываются при налогообложении. Как правило, чтобы скрыть реальный заработок, деньги выдают «в конвертах» или в виде страховых премий и представительских расходов.

В 2006 году в регионах были созданы межведомственные комиссии по работе с руководителями компаний. У каждого региона своя практика их создания и наделения полномочиями. Комиссии не обладают функциями контролирующих, надзорных органов, не имеют права давать обязательные для исполнения указания, издавать распоряжения и нормативно-правовые акты. Их основная задача заключается в выявлении факта сокрытия выплат реальных окладов сотрудникам и вывода заработных плат из тени, что в конечном итоге должно привести к увеличению собираемости зарплатных налогов.

Опыт столицы

Согласно письму УФНС России по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/ 290, при Правительстве Москвы создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов уплаты компаниями обязательных взносов с сумм оплаты труда. В ее состав вошли руководители ведущих комплексов социальной и экономической сферы Правительства г. Москвы, Комитета города по делам о несостоятельности (банкротстве) ГУВД г. Москвы, Государственной инспекции труда по г. Москве, УФНС России по г. Москве, государственных внебюджетных фондов. Данная комиссия планирует выдвигать предложения по применению к несговорчивым организациям более жестких мер воздействия, в том числе ограничивающих их финансово-хозяйственную деятельность на территории города Москвы. При каждой налоговой инспекции действует рабочая группа этой комиссии.

Если при проверке компании налоговые инспекторы обнаружат факт сокрытия реальной заработной платы, представитель фирмы на основании уведомления приглашается на заседание комиссии для дачи объяснений и представления доказательств по выводу зарплаты из тени (например, штатное расписание). С момента создания комиссии на ее заседаниях было заслушано 524 руководителя различных компаний, среди которых представители банков, страховых, инвестиционных, строительных организаций, предприятий игорного бизнеса, торговли и других наиболее прибыльных отраслей экономики.

Понимая, что прямых полномочий и мер воздействия на работодателей у комиссии нет, налоговые инспекторы собираются применять к руководителям компаний, скрывающим реальную заработную плату своих сотрудников, все процедуры, предусмотренные Налоговым кодексом. Контролеры будут проводить углубленные камеральные проверки, анализировать показатели деятельности как отдельных налогоплательщиков, так и отрасли в целом.

Схемы уклонения от уплаты ЕСН

Инспекторы определили основные способы, которые компании используют для того, чтобы уйти от уплаты ЕСН:

  1. С физическим лицом заключают гражданско-правовой договор вместо трудового. Это позволяет не перечислять взносы в ФСС (п. 3 ст. 238 НК РФ).
  2. Согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ, компания вправе не начислять ЕСН на суммы выплат и вознаграждений сотрудникам, которые организация не относит к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль.
  3. Часть заработной платы или премии выдается под видом представительских расходов, тем самым денежные суммы полностью выводятся из-под налогообложения.
  4. Заработная плата выдается «в конвертах».
  5. Оплата труда производится под видом страховой премии.
  6. Из налогообложения исключаются суммы выплат в пользу физических лиц, которые не являются инвалидами, но работают в общественных организациях инвалидов (подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ).
  7. Используются положения статьи 238 НК РФ по исключению ряда выплат в пользу физических лиц из налоговой базы по ЕСН.

Практика выдачи вознаграждения «в конвертах» получила наибольшее распространение среди работодателей. И именно этой проблеме инспекторы уделяют большое внимание в процессе контроля.

Как выявить нарушителей

Если у контролеров возникнут подозрения, что руководители выплачивают сотрудникам зарплату «в конвертах», они могут затребовать и проанализировать следующие бумаги:

  1. Кадровые документы (штатное расписание, внутренние распорядительные документы по выплатам, трудовые, авторские, гражданско-правовые и коллективные договоры).
  2. Формы статистического наблюдения.
  3. Учетную политику организации.
  4. Документы по учету использования рабочего времени и заработной платы.
  5. Главную книгу.
  6. План счетов, применяемый в организации.
  7. Кассовые документы, выписки по счетам в банках, платежные поручения, кассовую книгу, документы, подтверждающие командировочные, представительские расходы.
  8. Индивидуальные карточки сотрудников по ЕСН и пенсионным взносам, налоговые карточки по НДФЛ, расчетную ведомость по взносам в ФСС.
  9. Декларации (расчеты) по ЕСН, пенсионным взносам, справки 2-НДФЛ, в том числе справки о доходах с прежних мест работы.

Налоговые инспекторы определяют, нет ли в представленных документах противоречий, неточностей, правильно ли (в полном объеме) отражена на счетах бухгалтерского учета выручка от реализации, заключала ли компания сомнительные договоры, предмет которых может свидетельствовать о переводе денежных средств на счета третьих лиц с целью их вывода из-под налогообложения. Также проверяются представительские и командировочные расходы и оформление выдачи денежных средств под отчет (как регулярно, каким лицам, в каких размерах).

Кроме того, контролеры обязательно обратят внимание на тот факт, что работники были приняты на новое место с заработной платой ниже, чем в прежней фирме. В дополнение к этому представители ФНС России заявили о желании получить доступ к данным кредитных организаций о финансировании физических лиц. Также они хотят поднять вопрос об усилении налогового контроля за расходами граждан.

Согласно статье 90 НК РФ, при проверке можно активно использовать свидетельские показания работников о порядке получения заработной платы, причинах перехода на более низкую официальную оплату труда, если такой факт имел место. В ряде случаев налоговые инспекции привлекают к проверке органы внутренних дел, которые обладают более широкими полномочиями по истребованию доказательств совершения налогового правонарушения организациями.

Для исчисления налогов инспекторы также применяют расчетный метод, при котором выбираются два предприятия аналогичной отрасли и проводится анализ основных финансово-хозяйственных показателей, в частности средней численности персонала, выплат в пользу работников, налогооблагаемой базы по ЕСН, выручки от реализации. Проверяющий сверяет доходы и расходы этих компаний, проверяет способность инспектируемой организации выплачивать заработную плату, приближенную к оплате труда, установленной на аналогичном предприятии, с учетом ее финансового положения. Важно изучить условия труда в каждой организации, гарантии и социальные пакеты, которые предоставляются работникам.

Если в результате проведенной проверки будут выявлены обстоятельства выдачи заработной платы «в конвертах» или подтвердится тот факт, что показатели деятельности компании отклоняются от среднего уровня оплаты труда, принятой в отрасли, налоговый орган доначислит сумму ЕСН. В данном случае она будет определена расчетным путем в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Последнее слово за арбитражным судом

Компании, которые не согласны с действиями контролеров, могут обжаловать результаты проверок в арбитражных судах.

Особый интерес представляет решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2005 г. № А71-609/04-А19, правомерность которого подтвердил ФАС Уральского округа в своем постановлении от 22 сентября 2005 г. по делу № Ф09-4201/05-С2. В своем письме от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742@ ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов тексты указанных судебных актов. На примере этого дела можно проследить, как контролеры выявляют схемы по уклонению от ЕСН.

Инспекторы не только изучили документы налогоплательщика, допросили работников предприятия, изъяли системные блоки и восстановили в них удаленные файлы, содержащие ведомости начисления «неофициальной» заработной платы, но и сделали запрос в Комитет государственной статистики. Контролеры попросили предоставить им информацию о среднем уровне заработной платы в отрасли, в которой занята проверяемая компания. Было установлено, что величина оклада должностных лиц, несущих ответственность за деятельность организации (директора, главного бухгалтера) значительно ниже средней заработной платы рядовых сотрудников. Дополнительным доказательством стали сведения, обнаруженные при осмотре отдела кадров компании. На доске объявлений был представлен список имеющихся вакансий с указанием окладов, не совпадающих с размера- ми, отраженными в отчете по ЕСН.

Кроме того, в рассматриваемом случае арбитражный суд признал правомерным применение расчетного метода определения сумм налогов, подлежащих уплате, с использованием данных по аналогичным предприятиям. По мнению суда, основанием для применения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ стало ведение учета с нарушением действующего порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги. Представленные руководством компании документы содержали недостоверные сведения. Поэтому они не были приняты к учету и не могли служить основанием для признания действий организации законными.

Рассмотренные методы по выявлению «альтернативной» заработной платы и схем по уклонению от уплаты ЕСН показывают, что государство намерено всерьез заняться борьбой с теневыми зарплатами, используя для этого самые разные методы – от разъяснительных бесед, доначислений по итогам налоговых проверок до возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Компании Московской области поставлены в жесткие рамки

Что касается компаний, зарегистрированных в Московской области, то, по мнению властей, их руководители должны выплачивать реальную заработную плату своим сотрудникам в размере не менее 15 000 рублей. А в декабре 2008 года – 27 000 рублей.

Глава региона Борис Громов призвал УФНС России по Московской области, органы прокуратуры и внутренних дел пристально наблюдать за предприятиями, на которых оплата труда будет ниже обозначенных цифр.

 

Начать дискуссию