НК РФ

Для чего нужна банковская гарантия

Чтобы заключить выгодный договор, организация должна доказать, что она может обеспечить свои обязательства. Одним из способов обеспечения является банковская гарантия. О том, как ее получить, вы узнаете из нашей статьи.

Чтобы заключить выгодный договор, организация должна доказать, что она может обеспечить свои обязательства. Одним из способов обеспечения является банковская гарантия. О том, как ее получить, вы узнаете из нашей статьи.

Статья 329 Гражданского кодекса предполагает несколько видов обеспечения обязательств фирмы перед ее контрагентами. Прежде всего это неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, задаток и банковская гарантия.

Банковская гарантия выгодно отличается от иных способов обеспечения тем, что организации, в пользу которой она выдана, не придется взыскивать с должника неустойку через суд или продавать заложенное имущество. Она может сразу получить причитающиеся ей деньги, предъявив гарантию в банк, который ее выдал.

Для организации-контрагента, которая получила банковскую гарантию в пользу своего партнера, это тоже довольно выгодно. Она подтверждает свою платежеспособность и может работать без предварительной оплаты.

Кроме того, банковская гарантия позволяет покупать товары, работы или услуги с отсрочкой платежа. Так, если организация получит в пользу своих контрагентов такую гарантию, они могут передать ей товар на реализацию.

Банковская гарантия чаще всего используется во внешнеэкономической деятельности. Но в последнее время многие российские организации, убедившись в надежности и удобстве этого вида обеспечения, стали использовать его во внутренних расчетах. Во многих случаях гарантия банка является непременным условием выгодных коммерческих предложений.

Суть банковской гарантии

Банковская гарантия – это вид поручительства. Правда, в данном случае поручителем может выступать не любая третья сторона, а лишь банки, кредитные или страховые организации. На это указано в статье 368 Гражданского кодекса.

Как правило, такие гарантии выдают банки. Так как банковская гарантия является своеобразным кредитным продуктом, организация, которая хочет ее получить, должна предоставить обеспечение. Это могут быть денежные депозиты, ценные бумаги, здания, квартиры, оборудование, транспорт и товары в обороте. Кроме того, в качестве обеспечения принимаются поручительства других организаций и граждан, а также гарантии третьих банков.

Затем банк оценивает предоставленное обеспечение, и с учетом предполагаемого риска по операции его стоимость снижается до цены возможной реализации. Если организация не выполнит своих условий по договору и банку придется платить по гарантии, он может покрыть свои расходы за счет предмета залога либо обратиться к поручителю.

После того как банк оценит обеспечение, он заключает с организацией договор о предоставлении банковской гарантии. В таком договоре оговаривается, кому выдается гарантия (принципал), в чью пользу (бенефициар), сумма гарантии, срок действия, банковская комиссия, вид обеспечения.

Следом за этим банк оформляет саму гарантию и отдает ее организации, которая передает гарантию своему контрагенту.

Если организация не выполнит обязательства в срок, контрагент обратится в банк и потребует свои деньги. В этом случае банк погасит долг за счет собственных средств, а затем выставит организации требование о возмещении этой суммы.

Если организация выполнила все свои обязательства или ничего не должна банку, он освободит ее имущество из залога.

Важные моменты

Согласно статье 370 Гражданского кодекса, банковская гарантия является самостоятельным обязательством банка и фактически не зависит от основного обязательства по договору между организациями.

Это означает, что банковская гарантия считается действительной, даже если обязательства по договору по каким-то причинам признаны недействительными. Об этом говорится в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 1998 г. № 6318/97. В такой ситуации банк обязан оплатить неисполненные обязательства своего клиента. Правда, вначале, узнав о недействительности договора, он сообщит об этом обеим сторонам. И лишь после того как банк получит требование о погашении долга во второй раз, он выполнит свои обязательства. Это следует из статьи 376 Гражданского кодекса.

Еще одним спорным моментом может явиться вступление в силу банковской гарантии. Так, иногда банки отказываются выплачивать деньги, пока организация не заплатит за гарантию комиссионное вознаграждение.

Однако согласно статье 373 Гражданского кодекса, гарантия действует с того момента, как ее выдал банк-гарант, если в ней не предусмотрено иное. Чтобы гарантия вступила в силу после того как организация заплатит за нее комиссию, банк должен указать это в тексте самой гарантии. Такое условие называется отлагательным. Если банк этого не сделает, то он обязан выполнить свои обязательства по гарантии. При этом не имеет значения, перечислила ему организация комиссионное вознаграждение или нет. На это указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 11 марта 1997 г. № 5710/96.

Еще один важный момент: банк, который выдал гарантию, не имеет права разрешать спорные ситуации между организациями. Его задача – четко следовать условиям выданной гарантии. То есть если ему предъявят все предусмотренные в ней документы, банк должен выплатить условленную сумму. При этом он не может ее снизить, даже если организация, которая получила гарантию в пользу своего контрагента, частично выполнила свои обязательства. Если же банк, выдавший гарантию, вовремя не выплатит деньги, с него можно потребовать штрафные санкции.

Богатство выбора

Банковские гарантии бывают нескольких видов. Так, в зависимости от того, для каких операций они используются и кто их получает, гарантии подразделяются на:

– платежные;

– исполнения обязательств;

– выполнения;

– возврата платежа;

– возврата кредита;

– тендерные;

– по таможенным платежам.

Платежная гарантия – одна из самых популярных. Банки выдают ее по просьбе покупателя в пользу продавца. Гарантию исполнения обязательств, напротив, выдают продавцу в пользу покупателя.

Гарантию выполнения организации требуют от своих партнеров, чтобы застраховать себя от срыва графика поставок или несвоевременного выполнения работ. В этом случае банк обязуется заплатить оговоренные заранее штрафы.

Для того чтобы вернуть ранее перечисленный аванс, если партнер не выполнит условия договора, организации требуют гарантию возврата платежа. В качестве обеспечения кредитных операций используется гарантия возврата кредита.

Тендерную гарантию просят те организации, которые объявляют тендер (конкурс) и рассматривают поступившие от возможных партнеров предложения. Оформив такую гарантию, эти партнеры обязаны возместить определенную денежную сумму, если впоследствии откажутся от своего предложения или не подпишут договор после торгов.

Гарантия по таможенным платежам выдается организациям в пользу таможни. Она используется для обеспечения их обязательств по уплате таможенных тарифов, сборов и штрафных санкций.

Как проверить и подтвердить гарантию

Организация может не только получить в банке гарантию в пользу своего партнера, но и авизовать гарантию, которую ей предоставил контрагент.

В таком случае банк проверит гарантию на подлинность, а затем отошлет ее организации с сопроводительным письмом, в котором изложит свое мнение. Кроме того, он может в дальнейшем сопровождать эту гарантию, то есть осуществлять все необходимые действия для получения по ней денег.

Но это не все услуги банков, связанные с предоставлением гарантий. Так, многие банки предлагают подтвердить гарантию. Иными словами, банк может взять на себя солидарную ответственность по гарантии, выданной другой кредитной организацией.

Но и это далеко не все. Некоторые банки не только подтверждают чужую гарантию от своего имени, но и помогают получить ее подтверждение от надежного иностранного банка. Такая услуга может потребоваться организации, которая занимается внешнеторговой деятельностью и хочет заключить крупный контракт.


Ю.С. Шемелева, редактор-эксперт АГ «РАДА»

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

Интересные материалы

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО