НК РФ

Вниманию акционеров!

16 ноября 2006 года на заседании Комитета Госдумы по собственности был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О нюансах законопроекта корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказала Лиана Пепеляева, депутат Государственной Думы.
Вниманию акционеров!

16 ноября 2006 года на заседании Комитета Госдумы по собственности был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О нюансах законопроекта корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказала Лиана Пепеляева, депутат Государственной Думы.

Лиана, что послужило основанием для внесения данного законопроекта, одним из авторов которого вы являетесь?

С 1 июля этого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах», которыми определен порядок приобретения более 30 процентов акций в открытых акционерных обществах, а также порядок выкупа ценных бумаг лицом, которое самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами стало владельцем более 95 процентов голосующих акций.

Данный документ является крупным шагом в законодательном регулировании корпоративных отношений. Это вторые серьезные изменения с момента принятия закона «Об акционерных обществах». Закон регулирует сферу корпоративных отношений –  многие нормы являются результатом компромисса, может быть, не всегда успешного. Однако некоторые отношения оказались неурегулированными.

В числе таких проблемных норм в первую очередь следует выделить так называемые переходные положения, которые определяют порядок выкупа ценных бумаг акционером, который по состоянию на 1 июля 2006 года являлся владельцем пакета голосующих акций размером более 95 процентов.

При разработке правил выкупа ценных бумаг актуальным стал вопрос об обеспечении справедливости цены выкупа в современных условиях. Именно с этой целью закон установил требования к порядку определения цены выкупа. В частности, определено, что ценные бумаги должны быть оценены независимым оценщиком. По инициативе Минэкономразвития России данная норма была дополнена положением, согласно которому  отчет об оценке ценных бумаг должен быть подвергнут экспертизе со стороны саморегулируемой организации.

Какие действия необходимы, чтобы применение закона было эффективным на практике?

Для того чтобы закон начал работать, необходимо выполнение двух условий:

1) законодательное определение порядка страхования ответственности оценщиков – соответствующий закон вступил в силу с начала августа, и с начала августа вступили в силу переходные положения, началось течение установленных в них сроков выкупа;

2) определение порядка проведения экспертизы отчета оценщика и выбора саморегулируемой организации. Минэкономразвития соответствующий документ подготовило только в конце сентября, и только в конце октября он был зарегистрирован в Министерстве юстиции.

Однако при реализации процедуры выкупа была выявлена следующая коллизия. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» существенно изменил правовое положение  саморегулируемых организаций оценщиков и установил, что некоммерческая организация будет приобретать статус саморегулируемой организации только с даты включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций. Соответствующий реестр должен вести государственный орган, уполномоченный Правительством РФ на осуществление надзора за деятельностью СРОО.

Существует два варианта решения этой проблемы: первый – определить уполномоченный орган; второй – законодательно предоставить некоммерческим организациям, объединявшим по состоянию на 31 июня 2006 года лицензированных оценщиков право, на определенный период сохранить статус саморегулируемых организаций оценщиков без включения их в государственный реестр.

В этой связи в Государственную Думу был внесен законопроект, направленный на разрешение, в частности, и описанной проблемы.

Если говорить об установленных сроках процедуры выкупа, то не нарушает ли права акционеров их фактическое сокращение?  

Проблема реального сокращения сроков для осуществления процедуры выкупа – это серьезная проблема. Напомню, что течение годичного срока для реализации права требовать выкупа (для миноритариев) или права выкупа оставшихся акций (для мажоритария) началось со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ». Поскольку до настоящего времени реальная возможность реализации этих прав отсутствует, фактическое сокращение срока, которое продолжается, приводит к ущемлению прав обоих групп акционеров. В этой связи нами также предложено продлить срок действия прав на осуществление выкупа на период до 1 августа 2008 года, то есть практически на год.

Какие еще положения предусматриваются данным проектом федерального закона?

Внесенный законопроект также содержит положения, направленные на устранение ряда недостатков, которые были выявлены в ходе анализа и правоприменения норм новой главы Федерального закона «Об акционерных обществах». Например, закон предусматривает, что при поступлении в открытое общество публичного предложения о приобретении акций совет директоров обязан принять рекомендации в отношении этого предложения и направлять предложение акционерам уже с рекомендациями. Между тем не во всех открытых обществах должен быть совет директоров, поскольку его наличие обязательно, только если в обществе более 50 акционеров – владельцев голосующих акций. Законопроект соответственно устанавливает, что требование распространяется на общества, в которых совет директоров создан.

Кроме того, закон дополняется нормой, запрещающей установление разной цены приобретения для различных по размеру пакетов акций, что направлено на защиту интересов миноритариев.

Также законом предусмотрено, что обязательное предложение направляется в случае приобретения более 30 процентов голосующих акций лицом самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами. Смысл, который мы закладывали в эту норму, заключался в том, что обязательное предложение должно быть сделано во всех случаях приобретения контроля над соответствующим пакетом акций вне зависимости от последовательности приобретения и оснований  возникновения такого контроля.

Однако при определении срока направления обязательного предложения было указано, что он начинает течь с момента внесения соответствующей записи по лицевому счету или счету депо приобретателя. Тем самым непреднамеренно оказалась упущена ситуация, когда лица сначала приобретают в совокупности более 30 процентов акций, а впоследствии между ними возникают отношения аффилированности.

Урегулирование случаев приобретения контроля группой аффилированных лиц требует дальнейшей доработки. Например, юристы часто обращают внимание на то, что не определено, в отношении кого именно из группы аффилированных лиц наступают негативные последствия неисполнения обязанности направить обязательное предложение (в виде ограничения права голоса на общем собрании).

Поэтому законопроект содержательно может дополняться с целью устранения иных выявляемых практикой недостатков и разночтений.

Когда предполагается рассмотреть законопроект в первом чтении?

Полагаю, что рассмотрение законопроекта в первом чтении состоится 6 декабря 2006 года.

Начать дискуссию