НДС

Расчет НДС при передаче товаров в качестве сувениров

С 1 января 2006 года Налоговый кодекс был дополнен новой льготой. Фирме не нужно платить НДС с сувениров, которые она дарит в рекламных целях. Правда, при условии, что себестоимость единицы подарка не превышает 100 рублей.

С 1 января 2006 года Налоговый кодекс был дополнен новой льготой. Фирме не нужно платить НДС с сувениров, которые она дарит в рекламных целях. Правда, при условии, что себестоимость единицы подарка не превышает 100 рублей.

Письмо Министерства финансов РФ от 22.09.2006 № 03-04-11/178

Напомним, что ранее порядок начисления НДС при таких операциях вызывал многочисленные споры. С одной стороны, это – затраты фирмы на рекламу. А такие расходы не должны облагаться налогом. С другой – это операция по безвозмездной передаче тех или иных товаров. А их облагать налогом уже нужно.

С начала 2006 года количество споров по данному вопросу уменьшилось. Как мы сказали ранее, стоимость данных товаров в пределах 100 рублей налогом облагать не следует. Если такие ценности стоят больше, то налог платят в общем порядке. Остановимся на этом подробнее.

Как посчитать НДС

При передаче “дешевых” сувениров налог не начисляют, а сумму входного НДС по ним к вычету не принимают. Ее включают в расходы фирмы. В данном случае считается, что товары были использованы в операциях, не облагаемых НДС.

Пример 1

ЗАО “Союз” заключило договор с ООО “Салют” на поставку шариковых ручек с символикой “Союза” в количестве 2000 штук на общую сумму 94 400 руб. (в т. ч. НДС – 14 400 руб.).

Ручки были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции.

Расходы на покупку одной ручки составят:

(94 400 руб. – 14 400 руб.) : 2000 шт. = 40 руб.

Так как себестоимость 1 ручки не превышает 100 руб., то при их передаче в рекламных целях НДС начислять не нужно. При этом НДС, предъявленный поставщиком, следует отнести на расходы, поскольку реализация этих ручек освобождается от налогообложения.

Бухгалтер “Союза” сделает проводки:

Дебет 10 Кредит 60

– 80 000 руб. (94 400 – 14 400) – приобретены ручки для презентации;

Дебет 19 Кредит 60

– 14 400 руб. – учтен НДС по приобретенным ручкам;

Дебет 44 Кредит 10

– 80 000 руб. – списана стоимость ручек, розданных во время рекламной акции;

Дебет 44 Кредит 19

– 14 400 руб. – списан НДС по розданным ручкам;

Дебет 60 Кредит 51

– 94 400 руб. – перечислены деньги поставщику ручек.

Если расходы на приобретение (изготовление) единицы рекламной продукции превысят 100 рублей, тогда налог нужно начислить в бюджет в том же порядке, что и при безвозмездной передаче товаров. Причем на какую сумму будет это превышение (пусть даже на один рубль), неважно. Платить налог придется “по полной программе”. Налоговую базу определяют, исходя из рыночной цены переданных товаров. На необлагаемый минимум (т. е. 100 рублей) ее не уменьшают.

Входной НДС по переданным подаркам принимают к налоговому вычету. Ведь в данной ситуации фирма их использует для проведения операций, облагаемых этим налогом.

Пример 2

ЗАО “Актив” заключило договор с ООО “Пассив” на поставку сувениров в количестве 100 штук. Их общая стоимость – 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.). Сувениры были куплены для бесплатного распространения на презентации новой продукции.

Расходы на покупку одного сувенира составят:

(23 600 руб. – 3600 руб.) : 100 шт. = 200 руб.

Себестоимость одного сувенира превышает 100 руб. Значит, их облагают НДС. При начислении налога должна учитываться не фактическая себестоимость сувенира, а его рыночная цена. Предположим, что она соответствует цене покупки сувениров. Следовательно, с 1 сувенира фирме надо начислить налог в сумме:

200 руб. x 18% = 36 руб.

Общая сумма начисленного НДС составит:

36 руб. x 100 шт. = 3600 руб.

Бухгалтер “Актива” сделает проводки:

Дебет 10 Кредит 60

– 20 000 руб. (23 600 – 3600) – приобретены сувениры для презентации;

Дебет 19 Кредит 60

– 3600 руб. – учтен НДС по приобретенным сувенирам;

Дебет 68 субсчет “Расчеты по НДС” Кредит 19

– 3600 руб. – списана сумма НДС;

Дебет 44 Кредит 10

– 80 000 руб. – списана стоимость сувениров, розданных во время рекламной акции;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”

– 3600 руб. – начислен НДС по сувенирам;

Дебет 60 Кредит 51

– 23 600 руб. – перечислены деньги поставщику сувениров.

Как посчитать налог на прибыль

Рекламные расходы при расчете облагаемой прибыли нормируют. Затраты на покупку призов учитывают в налоговой себестоимости только в пределах 1 процента выручки, которую получила фирма. Сумма превышения облагаемую прибыль не уменьшает. Причем, как подчеркнули финансисты в письме, нельзя учесть в налоговой себестоимости и НДС, начисленный по сувенирам, стоимость единицы которых превышает 100 рублей. Аргументы у финансового ведомства просты. Во-первых, при расчете облагаемой прибыли учитывают любые налоги, кроме “предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров”. А к таким налогам относят прежде всего начисленный НДС. Кроме того, не учитывают в налоговых расходах и любые затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров. К этим затратам Минфин отнес и начисленную сумму налога.

Расскажем про один “скользкий” момент – подтверждение “рекламных целей” подарков. Напомним, что реклама – это “информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке”. Такое определение есть в статье 3 Закона “О рекламе”.

Подвох в том, что рекламные товары должны раздаваться не конкретным людям. Только в этом случае можно говорить об их распространении в рекламных целях “неопределенному кругу лиц”. Если они адресованы, например, потенциальным клиентам, то налоговая инспекция может счесть, что этот круг людей определен. Значит, под определение рекламы такие расходы не подходят. Кстати, аналогичные выводы были сделаны и в некоторых судебных решениях. Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2002 № Ф08-0676/ 2002-245. Вывод: данные затраты связаны не с рекламой, а с безвозмездной передачей товаров. Следовательно, стоимость таких ценностей не уменьшает облагаемую прибыль даже в пределах норм.

Поэтому, если вы проводите рекламную кампанию, в которой запланировано дарить какие-то подарки, то лучше организовать это мероприятие так, чтобы в документах не фигурировал список участников мероприятия. Плюс к этому желательно иметь бумаги, подтверждающие “рекламность” акции: приказы на ее проведение, программу мероприятия и т. п.

Аудитор А.Н. Соловьев

Начать дискуссию