Как это бывает
Александр — младший разработчик в команде, ответственной за проект для крупного клиента. Он постоянно откладывает задачи, проводя время в социальных сетях, из-за чего старший разработчик Ольга вынуждена дописывать и вычищать код в последний момент. Всё это ставит под угрозу сроки проекта и репутацию Ольги.
Ирина работает оператором на производственной линии завода. Ее коллега Кирилл часто забывает следить за показателями оборудования и не вносит данные в отчеты, что приводит к сбоям на линии. Ирина теряет время на отладку оборудования — это отвлекает ее от собственных задач и снижает производительность работы.
Дмитрий и Татьяна — продавцы в магазине электроники. Татьяне работа неинтересна, она интроверт и избегает общения с клиентами. Это плохо сказывается не только на общих KPI, но и на премии Дмитрия.
Почему коллега может работать хуже, чем необходимо
Причина | Описание проблемы | Влияние на коллектив и процессы |
Лень | Коллега не стремится выполнять задачи, у него нет привычки трудиться | Задерживается выполнение проектов, снижается командная эффективность |
Забывчивость | У коллеги проблемы с организацией времени и задач | Необходимо напоминать ему сроках — это отвлекает от собственных дел |
Проблемы с мотивацией | Нет интереса к работе или к конкретной задаче | Ухудшается рабочая атмосфера, снижается командный дух |
Несоответствие должности | Работа не соответствует профессиональным навыкам и интересам | Снижается качество выполнения задач — это может отразиться на репутации коллег или компании в целом |
Личные проблемы | У коллеги проблемы в личной жизни, и именно они влияют на производительность | Коллега закрывается, перестает быть командным игроком — это негативно влияет на результат работы |
Отсутствие ясности в задачах | Коллега получил нечеткие инструкции, не понимает, что и как делать | Неэффективно используются ресурсы и время — это снижает общую производительность |
Алгоритм действий
Если из-за такого поведения коллеги страдают ваши личные или общие результаты, не стоит ждать у моря погоды и скрежетать зубами от бессилия.
Обязательно примите меры, но помните: самого коллегу вы не измените. Нужно лишь понять, что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Шаг 1. Выясните причины такого поведения
Это поможет тактично начать диалог и предотвратить недоразумения в будущем. Чем четче вы определите, что именно мешает коллеге работать, тем более удачные решения проблемы предложите.
Наблюдайте за коллегой, обращайте внимание на все необычные или, наоборот, обычные проявления.
Ведите заметки о том, как коллега выполняет свои задачи (те, что связаны с вашими). Отмечайте его реакцию на новые задания и на критику.
Аккуратно опросите коллег, замечают ли они проблемы в работе и, если да, в чем видят причину.
Прямо спросите коллегу о причинах его ошибок.
Примеры вопросов:
«Я заметила, что тебе сложно справляться с заданиями. Есть ли что-то, с чем я могу помочь?»
«Ты часто опаздываешь с проектами. У тебя всё в порядке?»
«Я понимаю, бывает сложно. Как справляешься?»
«Как ты чувствуешь себя в команде? Тебе комфортно? Есть что-то, что можно улучшить?»
Как действовать? | Этого делать не стоит |
Проявить заинтересованность | Обвинять в безответственности |
Использовать активное слушание | Игнорировать точку зрения коллеги |
Задавать открытые вопросы (включают вопросительные местоимения «как», «какой», «когда», «где», «почему») | Задавать закрытые вопросы (когда ответы подразумевают лишь «да» или «нет») |
Проявлять эмпатию, предлагать поддержку | Проявлять безразличие к проблемам коллеги |
Делиться своими наблюдениями и обсуждать факты | Навязывать свои выводы без аргументов |
Прежде чем переходить к следующему шагу, убедитесь, что вы не стали жертвой так называемой ошибки атрибуции.
Когда у человека всё получается, он склонен приписывать все заслуги себе, наделять себя положительными и уникальными качествами. А когда что-то идет не так — считает, что результат не зависел от его усилий. В отношении других он мыслит с точностью до наоборот.
Шаг 2. Оцените степень влияния коллеги на свою карьеру
Это позволит вам понять, стоит ли вмешиваться в ситуацию, или можно дать коллеге шанс — то есть просто дождаться улучшений. Точно оценив влияние недоработок коллеги на общий результат, вы выберете подходящую стратегию действий.
Вопросы для обдумывания:
«Как часто поведение коллеги влияет на качество и сроки выполнения моих задач?»
«В каких ситуациях я чувствую, что недоработки коллеги ставят под угрозу мой профессиональный имидж или карьерный рост?»
«Как я могу оценить негативное влияние конкретных действий коллеги по шкале от одного до 10, где один — незначительное влияние, а 10 — критическое?» Здесь полезно сначала составить список конкретных действий, которые были выполнены недостаточно хорошо.
«В каких ситуациях взаимодействие с коллегой становится “бутылочным горлышком”, замедляющим мой рабочий процесс?»
Шаг 3. Поговорите откровенно и конструктивно
Честный и безэмоциональный диалог улучшает рабочие отношения и помогает найти решения, выгодные для обеих сторон.
Как подготовиться к разговору:
соберите конкретные примеры проблем, связанных с работой коллеги;
запишите ключевые моменты, которые хотите обсудить;
определите свои цели и ожидания;
подумайте о компромиссах и возможных решениях — но будьте готовы на них не настаивать;
запаситесь позитивным настроем и желанием помочь.
Ваше предложение должно быть четко сформулированным. А еще — ограниченным по срокам: дайте человеку понять, что это временная мера, а не стратегическое решение.
Момент для разговора подходящий, если:
коллега не загружен срочными задачами;
успешно завершился общий проект, благодаря чему все испытывают душевный подъем;
коллега в хорошем настроении и открыт для общения;
у вас есть возможность поговорить один на один — это поможет избежать чрезмерного внимания, вмешательства или психологического давления со стороны других.
Примеры формулировок:
«Я вижу, что в проекте возникают сложности. Думаю, мы можем сделать работу более эффективной, если обсудим некоторые моменты».
«Мне важно, чтобы нам обоим было комфортно работать. Давай поговорим о том, как я со своей стороны могу улучшить нашу совместную работу?»
«Понимаю, у всех нас бывают трудные дни. Может, перераспределим нагрузку, чтобы результат был лучше?»
«Я заметил, что ты не перезвонил клиенту. Могу я сделать это за тебя — в этот раз?»
После обратной связи от руководителя «Босс прав, мы можем работать лучше. У меня есть идеи, что нужно изменить и поправить, чтобы в следующий раз встреча прошла приятнее. Послушаешь?»
Как действовать? | Этого делать не стоит |
---|---|
Начать разговор в спокойной обстановке. Убедиться, что коллега готов выслушать вас и обсудить проблему | Начинать разговор в стрессовой ситуации, например, после критики со стороны руководителя |
Использовать я-сообщения, внимательно слушать ответы | Прямо обвинять коллегу в лени и плохой работе |
Выразить желание помочь и поддержать, подчеркнуть общую цель | Игнорировать проблемы и требовать, чтобы коллега делал «как положено» |
Сохранять спокойствие и общаться вежливо | Использовать сарказм, негативные высказывания |
Шаг 4. Пересмотрите процессы и снизьте зависимость от коллеги
Даже в условиях командной работы есть пространство для маневра: вы можете организовать процесс так, чтобы лень, разгильдяйство, рассеянность коллеги не отражались на общем результате или на вашей репутации.
Стратегии оптимизации:
По возможности автоматизируйте рутинные задачи, чтобы снизить нагрузку на всех участников.
Пропишите четкие регламенты, чтобы результат меньше зависел от действий (и, соответственно, ошибок) конкретного человека.
Научите коллег подменять друг друга — в том числе брать на себя задачи ленивого коллеги.
Предложите проводить регулярные встречи-летучки для обсуждения прогресса и выявления проблем.
Используйте инструмент ведения проектов, например Asana или WEEEK.
Неочевидные варианты:
Попросите руководителя о дополнительных индивидуальных заданиях. Звучать это может так: «Мне нравится быть частью команды, но я ищу новые вызовы и хочу делать больше. Есть ли какие-нибудь задачи, которые я мог бы взять на себя?» Ваша цель — продемонстрировать свою компетентность, стать заметнее и добавить начальнику еще одну возможность оценить вашу работу.
Документируйте процессы, прогресс, результаты и достижения. Делайте скриншоты, сохраняйте переписку. Составляйте отчеты или презентации о проделанной работе. Ведите личный «журнал побед». Отправляя письмо ленивому коллеге, ставьте руководителя в копию (не всегда, только в ключевые моменты).
Если из-за ленивого коллеги буксует проект, в котором вас только двое, привлеките «независимого аудитора» — третьего коллегу, готового помочь. Так повысится взаимное доверие и, вполне вероятно, улучшится динамика работы: например, новичок поделится идеями, предложит полезные навыки или даст конструктивную обратную связь.
Когда стоит обратить на ситуацию внимание руководства
Вы не раз пытались поговорить с коллегой, предлагали и оказывали помощь — но он не реагирует на замечания и ничего не меняет в поведении.
Безалаберность, невнимательность или непунктуальность коллеги подрывает общую производительность команды (несмотря на попытки перестраховаться, например закладывая запас времени).
Вы устали работать за двоих, начали хуже справляться с собственными задачами.
Клиенты или партнеры начинают выражать недовольство из-за недостатков в работе коллеги.
Некачественное выполнение задач коллегой приводит к конфликтам в команде, становится трудно вместе работать.
Вы чувствуете, что ситуация отрицательно сказывается на вашей профессиональной репутации или перспективах карьерного роста.
Начать дискуссию