Автоматизация учета

Автоматизация vs Excel: почему компаниям лучше перейти на новые системы 

Сейчас компании все чаще переходят на автоматизированные системы с привычных программ. Например, с Excel. Автоматизация помогает в решении рутинных задач, повышает точность данных и минимизирует допущение ошибок. 
Автоматизация vs Excel: почему компаниям лучше перейти на новые системы 
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Павел Горбачев, генеральный директор МКСКОМ рассказывает, как переход с традиционных платформ на автоматизированные помогает крупному бизнесу оптимизировать внутренние процессы и повысить финансовые показатели.

Почему Excel неэффективен с технической точки зрения

В Excel есть много возможностей, что делает его многофункциональным инструментом для обработки данных и создания отчетов. Несмотря на это, большие компании часто сталкиваются с техническими ограничениями. Рассмотрим основные из них:

1. Пределы размера и структуры

Excel накладывает жесткие ограничения на количество данных: на одном листе можно использовать максимум 1 048 576 строк и 16 384 столбца. Такие лимиты могут быстро стать проблемой для крупных компаний, работающих с многолетними данными или сложными аналитическими моделями.

Кроме того, ширина столбца ограничена 255 символами, а ячейки могут содержать не более 32 767 символов.

Ограничения создают значительные препятствия при работе с детализированными данными, особенно когда требуется включение разнообразных метаданных или сложных многоуровневых структур.

2. Устаревшие форматы и ошибки конвертации данных

При конвертации данных из старых форматов в новые могут возникать ошибки: потеря информации или неправильное отображение данных. 

Особенно это актуально, когда используются сложные формулы или функции, которые не поддерживаются в старых версиях Excel.

Так, например, национальная служба здравоохранения Великобритании потеряла данные о 15 841 пациенте в период пандемии COVID-19. Причиной послужило использование устаревшего формата Excel, в котором можно хранить только около 65 тысяч строк. 

3. Нехватка оперативной памяти и зависания

Крупные файлы занимают немалое количество оперативной памяти и системных ресурсов.

Использование макросов и программирования на VBA (Visual Basic for Applications) не гарантирует сильного снижения времени обработки документов. 

Особенно, если нужно загрузить таблицы с тысячью листами формул и автоматических расчетов. А долгое ожидание и зависания программы сказываются на производительности и эффективности работы команды.

4. Трудности синхронизации

Используя Excel, компании сталкиваются с проблемой, когда несколько работников хотят отредактировать таблицу одновременно.

Если не настроить определенные ограничения и запреты на действия — программа может не синхронизировать все изменения, что приведет к конфликту версий. На поиск ошибок и их исправление уйдет не один час работы.

5. Атаки мошенников

Макросы, широко применяемые для автоматизации различных процессов, могут быть использованы злоумышленниками в своих целях. 

Внедрение вредоносного кода через макросы представляет собой одну из распространенных угроз для организаций, работающих с конфиденциальной информацией в Excel.

6. Вызовы, связанные с автоматизацией и увеличением масштаба

Excel демонстрирует слабую масштабируемость, особенно когда требуется интеграция с другими системами. Разработка и поддержка сложных макросов и формул требуют значительных навыков программирования.

Кроме того, недостаток гибкости для интеграции с API и внешними источниками данных сужает возможности автоматизации рабочих процессов и затрудняет оперативное обновление информации.

Помимо всех вышеперечисленных ограничений, в Excel повышен риск ошибок из-за человеческого фактора. Одна маленькая неточность сотрудника может привести к большим потерям. 

Например, фонд Fidelity столкнулся с серьезными последствиями из-за одной ошибки в таблице: налоговый бухгалтер не поставил знак минус перед суммой убытков в $1,3 млрд. В результате, убытки были восприняты как прибыль, что привело к искусственному увеличению дивидендов. 

Как автоматизация минимизирует риск ошибок 

Чтобы перейти на новый уровень обработки данных и снизить влияние человеческого фактора на эффективность работы — компании внедряют автоматизированные системы управления. Например, ERP, ВРМ, CPM

1. CPM-системы

Для управления стратегиями и аналитической обработки информации подходят CPM-системы. Они интегрируются с ERP-системами через API или напрямую подключаются к базам данных, чтобы извлечь оттуда информацию для последующего анализа.

CPM используют OLAP-кубы и аналитические движки для многомерного анализа данных и построения сценарных прогнозов. 

Где применяются CPM-системы:

  • Оптимизация бюджета и прогнозирование: с помощью CPM-систем финансовый отдел может автоматически прогнозировать расходы и доходы, учитывая предыдущие и настоящие показатели. Автоматизация ускоряет процессы бюджетирования и выдает более точный результат;

  • Эффективная автоматизация финансовой отчетности: оптимизируется сбор и консолидация финансовых данных из различных подразделений или бизнес-единиц, принимая во внимание различные валюты, учетные стандарты и учетные системы;

  • Автоматизация отчетности: CPM собирают данные и формируют отчетность, позволяя получить актуальную информацию в режиме реального времени; 

  • Отслеживание KPI в режиме реального времени: CPM-системы помогают отслеживать прогресс с помощью сборки и анализа KPI. Системы также визуализируют полученные данные для удобства восприятия;

  • Уведомление о рисках и нарушениях: системы способны определить нарушения и риски, связанные с ключевыми показателями эффективности.

Из чего состоит механизм: 

  • Аналитические платформы, которые поддерживаются с помощью OLAP-кубов, для глубокого анализа данных;

  • Алгоритмы прогнозирования, основанные на машинном обучении для оценки результатов и рисков;

  • ETL-процессы, что расшифровывается как извлечение (Extract), преобразование (Transform), загрузка (Load), которые позволяют переносить данные из внешних источников в общую систему;

  • Потоковые алгоритмы, которые обеспечивают обработку информации в реальном времени и позволяют моделировать сценарии, а также универсальные проверки данных на каждом этапе.

2. ERP-системы

Системы основываются на единой базе данных, которая координирует функционирование различных модулей: бухгалтерию, управление запасами, логистику и производство. Эти модули взаимодействуют друг с другом через API и промежуточное программное обеспечение. 

Где применяются ERP-системы:

  • Оптимизация процессов закупок и управления запасами: с помощью ERP можно не волноваться о закупках материала. Система сама рассчитывает, когда появляется потребность в новых поставках и отправляет заявки на закупку;

  • Эффективное управление финансами: ERP-системы автоматизируют финансовые процессы, учитывая затраты, доходы, налоги и другие финансовые показатели. Такой подход минимизирует допуск ошибок в отчетах;

  • Координация производственных операций: системы способны автоматически рассчитать оптимальный график работ, учитывая объем заказов и количество ресурсов; 

  • Упрощение расчета заработной платы и трудозатрат: используя HR-модули системы автоматически рассчитывают зарплату, учитывая рабочее время, отпуска и больничные;

  • Оценка производительности и KPI: автоматизация отчетности по ключевым показателям экономит время и помогает руководству принимать оперативные решения.

Из чего состоит механизм:

  • ETL-процессы — процесс, при котором данные извлекаются из внешних источников и загружаются в систему;

  • Бизнес-логика и встроенные сценарии, которые помогают автоматически выполнять операции и проверять данные;

  • Интеграционные сервисы, которые построены на сервисно-ориентированной или микросервисной архитектуре. Они обеспечивают обмен данными между различными модулями.

Где применяются ERP-системы:

  • Оптимизация процессов закупок и управления запасами: с помощью ERP можно не волноваться о закупках материала. Система сама рассчитывает, когда появляется потребность в новых поставках и отправляет заявки на закупку.

  • Координация производственных операций: системы способны автоматически рассчитать оптимальный график работ, учитывая объем заказов и количество ресурсов. 

  • Эффективное управление финансами: ERP-системы автоматизируют финансовые процессы, учитывая затраты, доходы, налоги и другие финансовые показатели. Такой подход минимизирует допуск ошибок в отчетах.

  • Оценка производительности и KPI: автоматизация отчетности по ключевым показателям экономит время и помогает руководству принимать оперативные решения.

  • Упрощение расчета заработной платы и трудозатрат: используя HR-модули системы автоматически рассчитывают зарплату, учитывая рабочее время, отпуска и больничные.

Для управления финансами многие компании выбирают 1С:УНФ. Правильно настроить программу поможет курс повышения квалификации с удостоверением «Управленческий учет и финансы в 1С:УНФ» вы узнаете, как автоматизировать управленческий учет, отслеживать в 1С доходы и расходы, составлять платежный календарь и выгружать отчеты о состоянии компании и финансовых результатах. Сейчас на курс установлена специальная цена 7 900 рублей вместо 15 900 рублей.

Как еще исключить ошибки, используя современные технологии

Рассмотрим несколько рекомендаций, с помощью которых можно повысить надежность данных и снизить количество ошибок.

Механизмы блокировки отчетности для защиты от ошибок:

  1. Автоматические уведомления. Система позволяет настроить автоматическую отправку уведомлений о блокировках из-за ошибок. Это можно сделать через встроенные функции системы или с помощью внешних инструментов для отправки электронных писем;

  2. Триггеры в ERP-системах. При обнаружении ошибок настроенные триггеры в системах помогают блокировать формирование отчетов автоматически. Для этого можно использовать встроенные инструменты, такие как 1С:ERP и 1С:Управление Холдингом. Эти правила могут проверять обязательные поля, диапазоны значений и дублирующиеся записи.

Инструменты для обнаружения и устранения несоответствий:

  1. Анализ и отчеты. CPM-системы могут провести автоматический анализ данных для формирования отчетов о выявленных несоответствиях;

  2. Управление мастер-данными (MDM). Такие программы, как 1С:Управление Холдингом и 1С:MDM, помогают провести детальную очистку данных и идентификацию несоответствий. 

Для обнаружения и устранения ненужной информации применяются специальные алгоритмы. Вместе с этим, ошибки исправляются автоматически.

Интеграция с существующими приложениями и системами:

  1. API и шины данных. Чтобы предотвратить рассинхронизацию, следует применять API и интеграционные платформы, такие как 1C:Шина. Это позволит синхронизировать данные между различными системами и обеспечит их актуальность;

  • ETL-платформы. ETL-инструменты 1С позволяют автоматизировать процесс извлечения, преобразования и загрузки данных, а также проверять данные на каждом этапе. 

Сопротивление сотрудников переходить на автоматизированные решения и как с ними бороться

Нововведения не всегда вызывают радость у сотрудников, даже если они могут помочь им в рабочих процессах. Использование новых инструментов может вызвать недоверие у тех, кто долгое время использовал привычные им системы, как Excel. Рассмотрим основные причины сопротивления.

1. Проблемы с адаптацией

Для многих людей переход с привычного на что-то новое может стать большим стрессом. Для таких сотрудников Excel — понятный и родной инструмент, который они знают вдоль и поперек. Переход на автоматизированные системы может стать большим шоком.

2. Препятствия на пути к обучению

Современные системы зачастую обладают сложным интерфейсом и функциональными возможностями, что может усложнить процесс обучения сотрудников. На освоение этих систем потребуется некоторое время, которое не всегда есть у компаний.

3. Угроза потери важной информации

Существует риск потери или повреждение данных при переносе их из Excel в автоматизированные системы. Причиной может стать неправильный формат данных или ошибка в процессе переноса.

4. Затраты на техподдержку

После перехода компании на автоматизированные системы возможны неисправности и неполадки, которые требуют постоянной технической поддержки. Это может привести к увеличению затрат на обслуживание и задержкам в работе.

Какие решения компания может предпринять:

  1. Перед внедрением новых программ стоит провести предварительные консультации с командой, демонстрируя преимущества новой системы. Когда сотрудник услышит четкие цели и разъяснения, зачем все это нужно, уровень сопротивления спадет;

  2. Чтобы облегчить обучение, рекомендуется создать специальные обучающие программы. В них можно включить видео-уроки и интерактив, что поможет более точно показать, как работают новые системы. Возможно рассмотрение более опытных сотрудников в качестве менторов;

  3. Для снижения этих рисков важно провести всестороннее тестирование миграции данных на пилотных группах и применять автоматизированные инструменты для проверки целостности информации. Кроме того, перед началом переноса данных необходимо создать резервные копии всех данных. Уникальные таблицы можно прикрепить как вложенные файлы и всегда вернуться к источнику, если это потребуется.

  4. Чтобы предотвратить лишние затраты, стоит вложиться в обучение внутренней команды технической поддержки и разработать детализированную документацию. 

Подводим итоги. Зачем бизнесу нужен переход на автоматизацию 

Автоматизируя бизнес-процессы, компания способна повысить эффективность работы и трансформировать подход к управлению данными. Более того, существенно снижается допущение ошибок в ходе ручного ввода и самостоятельной обработки данных. Также, компании могут:

  • Повысить эффективность и скорость бизнес-процессов, используя автоматизированные решения, такие как RPA (Robotic Process Automation) и BPM (Business Process Management);

  • Повысить безопасность и защиту конфиденциальной информации. Системы позволяют управлять уровнем доступа к данным, так как действия пользователей регистрируются для отчетности;

  • Оперативно обрабатывать данные и интегрироваться с аналитическими инструментами. Благодаря этому, отчеты составляются автоматически в реальном времени, что помогает бизнесу принять обоснованные решения;

  • Сократить время на выполнение рутинных задач. Это дает возможность перераспределить ресурсы на более стратегические направления бизнеса и сократить операционные расходы;

  • Повысить финансовые показатели бизнеса. Сотрудниками больше не нужно тратить часы на выполнение определенных задач — системы сделают работу за несколько минут. 

🔍 Узнайте то, чего нет в интернете!

💼 Главбух на УСН
Экспертные лайфхаки и методы, проверенные практикой.
💰 4 200 ₽ 15 950 ₽

📊 Работа с ЭДО
Легко настроите самые используемые системы ЭДО в компании
💰 4 200 ₽ 15 990 ₽

🎓 Профессия бухгалтер с нуля
Секреты профессионалов для старта карьеры.
💰 4 200 ₽ 19 900 ₽

🚀 Знания, которые вы не "нагуглите"! Начните обучение сейчас!

Каталог курсов

Начать дискуссию


Похожие материалы

Плата за поручительство перед банком облагается страховыми взносами

Если человек выступает поручителем перед банком по кредиту компании, то на вознаграждение за такое поручительство надо начислять страховые взносы.

За два дня самозапрет на оформление кредита подключили почти 2 млн человек

Средний возраст пользователей, которые установили самозапрет на Госуслугах, — 53 года.

НДФЛ

Ремонт в квартире не уменьшает базу по НДФЛ при ее продаже

При продаже квартиры для НДФЛ можно учесть расходы на ее покупку, но не на ремонт.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
АУСН

5 марта лица, применяющие АУСН, должны представить сведения за февраль

До 5 марта лица, применяющие АУСН, должны представить в ИФНС сведения за февраль 2025 года.

5 марта лица, применяющие АУСН, должны представить сведения за февраль

За выращивание лососевых рыб будут давать государственные субсидии

Предпринимателям, которые выращивают красную рыбу, возместят расходы на питомники, помещения и оборудование.

УСН

Доход ИП от продажи имущества идет по УСН, если оно для бизнеса и в ЕГРИП есть нужные коды ОКВЭД

Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, заявленный ИП в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от предпринимательской деятельности.

Благотворительное пожертвование для ИП

Подскажите, пожалуйста, как будет верно. Ип на УСН Д6, занимается курсами робототехники для школьников, планирует сопровождать команду на соревнования. Оплатить...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Так на какие статьи в письме ссылаются? Гранты есть в пп.14 п.1 ст.251 НК, даже если её применить к ИП, то никак не получается. Потому что ООО...

Читать полностью

Елене Блиновской дали реальный срок за уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и незаконный оборот средств платежей. 🙅‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1882

Блогеру Елене Блиновской дали срок пять лет колонии общего режима и штраф в 1 млн рублей. В течение 4-х лет ей запретили заниматься коммерческой деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Банкротство

Кабмин начал реформировать процедуру банкротства

Правительство уточнит, когда должны появляться сведения в реестре о банкротстве, а также даст участникам СВО право обращаться за внесудебным банкротством.

⚡️ Итоги дня: ЦБ будет искать сообщник мошенников среди сотрудников банка, а по воскресеньям могут запретить продажу алкоголя

Подготовили обзор главных событий дня — 3 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

6
Обучение для бухгалтеров

Какие новые КС нужно использовать для заполнения уведомления по НДФЛ

Сегодня, 3 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП на НДФЛ за период с 23.02.2025 по 28.02.2025. Рассказываем, какие изменения 2025 года надо учесть, чтобы сдать отчет без ошибок.

Какие новые КС нужно использовать для заполнения уведомления по НДФЛ

Весенняя акция к 8 марта! Онлайн-курсы по 4 200 рублей

Пока мужчины выбирают тюльпаны и мимозы, мы решили собрать букеты, которые никогда не завянут и будут всегда радовать. Составьте свой букет знаний из онлайн-курсов со скидкой! До 4 марта вы можете купить самые свежие онлайн-курсы по 4 200 рублей. Поторопитесь — букеты разбирают на глазах!

Для налога на имущество по объекту общепита учитывают всю его площадь

Налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых по ЕГРН или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей.

Проверки

Отели должны получить свидетельство о классификации до 1 сентября

Сайты для туристов не смогут публиковать информацию о гостиницах и других средствах размещения, которые не получили классификацию.

Отпуска

Минтруд объяснил, потеряет ли сотрудник стаж для отпуска при смене должности

Отработанное время будут учитывать при переходе на новую должность, но только у того же самого работодателя. Если устроиться в другую компанию, то отпуск придется «заработать» заново.

Рестораторов пока что не будут наказывать за несоблюдение новых правил работы с ККТ

Чтобы кафе могли печатать чеки до расчета с клиентом, нужно перенастроить программу, но обновления еще не прошли тесты. Поэтому ФНС пока что не будет штрафовать предпринимателей за неправильную работу с кассой.

Судебная практика. Возмещение расходов на перелет в место командировки раньше ее начала не облагается взносами на травматизм

Сотрудник купил билет на субботу, при этом согласно приказу командировка начиналась с понедельника. Компания ему возместила расходы, но СФР стал настаивать на уплате взносов на травматизм. Суд встал на сторону компании и признал требование фонда необоснованным.

Судебная практика. Возмещение расходов на перелет в место командировки раньше ее начала не облагается взносами на травматизм

При возврате импортированного товара будет ставка НДС 0% как при экспорте

При ввозе товаров из стран ЕАЭС надо заплатить таможенный НДС. Но если товар оказался бракованным, после его возврата надо скорректировать декларацию и заявление о ввозе, убрав оттуда возвращенный товар. Для товара надлежащего качества это правило не работает.

Изменение данных ЕГРЮЛ по клиенту: появление сведений о недостоверности директора

Появление отметки о недостоверности директора в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) — что это значит, чем это грозит и какие шаги следует предпринять?

Изменение данных ЕГРЮЛ по клиенту: появление сведений о недостоверности директора

Владельцев квартир обяжут делиться информацией об арендаторах

Для безопасности жителей многоквартирного дома собственников могут обязать сообщать в МВД и управляющие компании о сдаче жилья в аренду.

3

Интересные материалы

ООО заключило договор с контрагентом из Казахстана: что будет с налогами

Если ООО заключает договор для предоставления услуг с помощью собственного ПО, то нужно учесть нюансы уплаты НДС при электронных услугах. Разбираемся, кто исчисляет и уплачивает НДС и что будет с налогом на доходы.

ООО заключило договор с контрагентом из Казахстана: что будет с налогами