Сегодня в «Коммерсанте» опубликована статья об очередной утечке базы данных о «плохих» заемщиках. Специально для ИА «Клерк.Ру» ситуацию комментирует Андрей Обрядов, заместитель генерального директора ООО «Межрегиональное Бюро кредитных историй».
— Андрей, что вы можете сказать о статье? Это правда?
— Хочется вновь и вновь повторить давно известную, но почему—то забытую некоторыми представителями федеральных властей фразу о том, что легче предупредить появление неблагоприятного факта, нежели потом разбираться в «завалах». Превенция неблагоприятных событий уже признана в мире. Да и простому обывателю ясно, что легче раз присесть на час—два и хорошо подумать, нежели потом тратить несколько дней на выяснение причин и устранение последствий. Но в России до сих пор действует иная, совершенно обратная схема – разбираются уже после того, как что—то случится. А не случится – как говорится, Бог миловал. Почему, используя эту поговорку, забывают о другой – «На Бога надейся, да сам не оплошай»?.
В отношении баз данных о заемщиках банков. Да и вообще о базах данных. К чести московских властей, вот уже несколько лет, бывая в Москве, я не обнаруживаю на центральных улицах города «лотошников» с CD—дисками. Однако, почтовые рассылки спамеров приходят – значит, рынок этот живет и процветает. А процветать он может только в том случае, если имеется спрос. А если есть спрос – обязательно возникнет предложение. Весь вопрос в том, сколько это будет стоить. А стоимость действительно невысока, как явствует из статьи «Ъ»!
Выживать субъекты рынка научились уже – и каждый по—своему. Если опросить на условиях анонимности (думаю, для понимания сущности проблемы) сотрудников служб безопасности банков, что они думают по этому поводу, или вообще провести социологическое исследование в данной группе – можно получить очень даже интересные цифры. Но, получив их, можно будет просто «схватиться за голову»…
— Почему в таком случае есть спрос на эти нелегальные базы данных?
— Ответ прост – СИСТЕМА отсутствует, единого понимания нет, нет ни методик, ни требований, ни порядков, утвержденных федеральными органами власти в лице регуляторов соответствующих направлений экономической деятельности.
Принятие закона № 218—ФЗ «О кредитных историях» ждали не все участники рынка. До сих пор (а 30 декабря исполнится 2 года со дня его принятия) приходится разъяснять и пояснять представителям банков, что этот закон был принят, чтобы поставить на ЛЕГАЛЬНЫЕ рельсы локомотив обмена информацией между службами безопасности банков. Но локомотив—то за период «вольности» привык к ней, и переучивается крайне тяжело – ведь «учителей—перевоспитателей» на федеральном уровне определили не в том количестве, какое нужно…
У нас уже имеется информация (хотелось бы обратить на нее внимание таких уважаемых федеральных структур, как Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России), что в ряде регионов появились коммерческие и некоммерческие организации, именующие себя «бюро кредитной информации». С до боли знакомой и уже понятной многим аббревиатурой «БКИ» — «бюро кредитных историй»! В частности, такие «фирмы» предлагают свои услуги в Алтайском крае, Новосибирской области, Кемеровской области. Они предлагают гораздо больший перечень информации, чем установлен федеральным законом «О кредитных историях». Но насколько законна эта деятельность? Почему до сих пор никто еще не обратил внимания на это?
Более того, некоторыми представителями этих «бюро» распускаются слухи и сплетни, что БКИ не располагают никакой информацией, что в лучшем случае получите только паспортные данные! Вот такие вот «бюро» и иже с ними и будут основными потребителями этих ворованных баз данных! При этом нарушаются все законы – и Конституция России в том числе.
— Банк России своими указаниями в 2006 году переломил нежелание банков работать с БКИ. Однако, теперь, когда информация бюро собрана, говорят, что банки ею не пользуются в той мере, в какой должны бы и могли бы пользоваться?
— Да. К тому же к нам поступала информация, что некоторые банки применяют практику написания клиентами заявлений о непередаче кредитных историй в бюро. Понятно, что у таких банков есть некоторый определенный умысел на сокращение своих затрат. Но почему этот «ум» такой «короткий» то?! Неужели сложно несколько приподнять голову и посмотреть вдаль, на перспективу? А ведь там далеко не всегда и не с каждым клиентом ясное пространство, освещенное лучами беспроблемного возврата! Да, информация, предоставляемая бюро, в соответствии с законом предоставляется на платной основе. Но стоимость ОФИЦИАЛЬНОГО документа, предоставляемого бюро гораздо ниже тех издержек, которые банк может понести в будущем. К чести ряда банкиров, они просто «сели, подумали и сделали вывод».
— Как вы можете прокомментировать заявление, что информация из БКИ приходит через несколько дней?
– Человек, который высказал это, либо лукавит, либо сам был обманут. Мы общаемся между собой (прошу не путать с обменом информации о кредитных историях – это запрещено письмом ФСФР от 12.05.2006 г. №06—ВС—02—3/7105), и я могу уверенно сказать, что все БКИ используют в своей работе современные программно—аппаратные комплексы. К тому же, согласно закону, обмен информацией ведется только в электронном виде. Другое дело, когда банк требует письменного кредитного отчета, подписанного руководителем БКИ – но тут вопросы к самому банку. Оценить правдивость информации (а этот вопрос также ставится в статье), имеющейся в предлагаемой базе данных, думаю, смогут только государственные правоохранительные и надзорные органы, либо сотрудники служб безопасности банков, которые будут упомянуты в базе.
— Вашему бюро не предлагали продать базу?
— К нам предложение о покупке базы данных не поступало.
Начать дискуссию