Бухгалтерский учет

Реформация баланса в свете последних изменений

Наступает горячая пора подготовки годовой бухгалтерской отчетности. Не секрет, что перед этим бухгалтеру фирмы нужно проверить правильность остатков на счетах бухучета, а также провести реформацию баланса. Как правильно это сделать по итогам 2006 года, подскажет наша статья.

Наступает горячая пора подготовки годовой бухгалтерской отчетности. Не секрет, что перед этим бухгалтеру фирмы нужно проверить правильность остатков на счетах бухучета, а также провести реформацию баланса. Как правильно это сделать по итогам 2006 года, подскажет наша статья.

Проверяем остатки

Начинать проверку остатков по счетам нужно с инвентаризации имущества компании и ее обязательств. Напомним, что фирмы обязаны проводить такую ревизию перед формированием годовой бухгалтерской отчетности. По сути, инвентаризация – это сверка данных фактического состояния имущества (обязательств) с бухгалтерскими записями. В результате такого сравнения зачастую возникают расхождения, которые могут быть связаны:

– с выявлением излишков и недостач имущества;

– с счетными ошибками.

В первом случае расхождения корректируют так:

– излишки оприходуют. Для этого делают запись по дебету счетов учета материальных ценностей (01 “Основные средства”, 04 “Нематериальные активы”, 10 “Материалы”, 41 “Товары” и др.) и кредиту счета 91-1 “Прочие доходы”;

– недостачи в пределах норм естественной убыли списывают на расходы, сверх норм – предъявляют к возмещению материально-ответственному лицу. Если виновник не обнаружен, убыток списывают на финансовые результаты.

Обратите внимание: входной НДС по недостающим ценностям, ранее принятый к вычету, восстанавливать к уплате в бюджет не нужно. Так решил Высший Арбитражный Суд. Решение суда от 23.10.2006 № 10652/06 опубликовано на стр. 53.

Если расхождение произошло из-за ошибки в учете, то в бухгалтерские регистры нужно внести корректирующие записи. При этом недочеты текущего года исправляют в том месяце, когда их обнаружили. Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до сдачи отчетности, исправления датируют 31 декабря 2006 года. Если в текущем году выявлены прошлогодние недочеты, а баланс уже сдан в инспекцию, исправления делают в текущем году.

Исправляют ошибки двумя способами:

– сторнируют все неправильные проводки и записывают верные (при журнально-ордерной форме учета запись “сторно” вносят красной ручкой, при автоматизированной – в программу вносят цифры со знаком “минус”);

– добавляют недостающую запись на сумму, отраженную в учете неверно.

Если в текущем году до сдачи бухотчетности бухгалтер обнаружит ошибки прошлых лет, то:

– заниженную сумму дохода (расхода) учитывают как прибыль (убыток) прошлых лет;

– завышенную сумму дохода (расхода) отражают как убыток (прибыль) прошлых лет.

В налоговом учете такие доходы или расходы относят к внереализационным.

Рассмотрим, как исправлять такие ошибки, на примере.

Пример 1

В ходе проверки бухгалтер ООО “Старт-К” в декабре 2006 года обнаружил, что фирмой ошибочно были включены в налоговую себестоимость затраты на личные телефонные переговоры сотрудников в сумме 1500 руб. Кроме того, была выявлена недостача от порчи материалов в пределах норм естественной убыли на сумму 2100 руб.

Для того чтобы исправить ошибки, бухгалтер компании сделал записи:

Дебет 26 Кредит 60

– 1500 руб. – сторнированы расходы на оплату личных переговоров;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 1500 руб. – затраты на оплату переговоров списаны за счет средств фирмы;

Дебет 94 Кредит 10

– 2100 руб. – списаны недостающие материалы;

Дебет 91-2 Кредит 10

– 2100 руб. – отражен убыток от недостач.

Проводим реформацию

Реформация баланса – это списание прибыли или убытка, полученного фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозоперация.

Реформация состоит из двух этапов:

– закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности компании: 90 “Продажи”, 91 “Прочие доходы и расходы”;

– включают финансовый результат, полученный за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Финансовый результат по обычным видам деятельности определяют на счете 90. К нему открывают субсчета: 90-1 “Выручка”; 90-2 “Себестоимость продаж”; 90-3 “Налог на добавленную стоимость”; 90-4 “Акцизы”; 90-9 “Прибыль (убыток) от продаж”.

31 декабря субсчета, открытые к счету 90 “Продажи”, закрывают внутренними записями на субсчет 90-9. Для этого делают записи:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

– по окончании года закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4...)

– по окончании года закрыт субсчет 90-2 (90-3, 90-4...).

В результате сделанных записей дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 сравняются. Поэтому по состоянию на 1 января 2007 года счет 90 в целом и все открытые к нему субсчета сальдо иметь не будут. Далее в аналогичном порядке закрываем счет 91. То есть сальдо по субсчетам счета 91 списывают в дебет или кредит счета 91-9 “Сальдо прочих доходов и расходов”.

Каждый месяц сопоставлением оборотов по счетам 90 и 91 определялся финансовый результат от основной и прочей деятельности. Затем он списывался на счет 99 “Прибыли и убытки”.

Проводки были такие:

Дебет 90-9 (91-9) Кредит 99

– отражена прибыль от обычных (прочих) видов деятельности;

Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9)

– отражен убыток от обычных (прочих) видов деятельности.

По итогам года на счете 99 образуется кредитовое (прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Его списывают последней записью отчетного года так:

Дебет 99 Кредит 84

– списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;

Дебет 84 Кредит 99

– отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

На этом реформация баланса завершена. Несколько слов о последних нововведениях. А именно об учете чрезвычайных доходов и расходов в составе прочих. Напомним, что ранее такие доходы (расходы) отражали на счете 99 “Прибыли и убытки”. Теперь их учитывают на счете 91 “Прочие доходы и расходы”. Нужно ли переносить чрезвычайные доходы (расходы), учтенные на счете 99 в этом году, на счет 91? На наш взгляд так делать необязательно. Ведь в любом случае при закрытии счета 91 эти доходы (расходы) в конце года попадут на счет 99. Но, если вы желаете выполнить все требования бухгалтерского законодательства, то такой перенос можно и провести. Для этого достаточно сделать проводку:

Дебет 99 (91-2) Кредит 91-1 (99)

– чрезвычайные доходы (расходы) отражены в составе прочих.

А теперь покажем, как проводят реформацию баланса, на условном примере.

Пример 2

ООО “Старт-К” занимается оптовой торговлей. В 2006 году компания получила выручку от продажи товаров в сумме 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.). Себестоимость проданных товаров – 1 300 000 руб. Расходы на продажу товаров – 250 000 руб. Кроме того, фирма реализовала основное средство на сумму 165 200 руб. (в т. ч. НДС – 25 200 руб.), остаточная стоимость которого – 100 000 руб.

Бухгалтер ООО “Старт-К” сделал записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 2 360 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 1 300 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 250 000 руб. – списаны расходы на продажу;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”

– 360 000 руб. – начислен НДС со стоимости проданных товаров;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 450 000 руб. (2 360 000 – 1 300 000 – 250 000 – – 360 000) – отражена прибыль от реализации;

Дебет 62 Кредит 91-1

– 165 200 руб. – учтен доход от продажи основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет “Расчеты по НДС”

– 25 200 руб. – начислен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет “Выбытие основных средств”

– 100 000 руб. – списана остаточная стоимость основного средства;

Дебет 91-9 Кредит 99

– 40 000 руб. (165 200 – 25 200 – 100 000) – отражена прибыль.

31 декабря 2006 года бухгалтер ООО “Старт-К” должен закрыть все субсчета к счету 90. Для этого он сделает записи:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

– 2 360 000 руб. – по окончании года закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2

– 1 550 000 руб. (1 300 000 + 250 000) – списано сальдо субсчета 90-2 на конец года;

Дебет 90-9 Кредит 90-3

– 360 000 руб. – по окончании года закрыт субсчет 90-3;

Дебет 91-1 Кредит 91-9

– 165 200 руб. – списано сальдо субсчета 91-1;

Дебет 91-9 Кредит 91-2

– 125 200 руб. (25 200 + 100 000) – по окончании года закрыт субсчет 91-2.

В результате этих записей счета 90 и 91 не имеют остатков. Затем бухгалтер должен списать со счета 99 полученный финансовый результат. Для этого нужно сделать проводку:

Дебет 99 Кредит 84

– 490 000 руб. (450 000 + 40 000) – списана чистая прибыль 2006 года.

На этом реформация баланса завершена.

Эксперт "НА" Е.Н. Тарасова

Начать дискуссию