С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года (далее Соглашение), подписанное Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. Несмотря на «льготный» порядок налогообложения российско-белорусских торговых отношений, затруднительные ситуации у налогоплательщиков возникают довольно часто. В данной статье помимо общего описания порядка налогообложения данных операций мы попытаемся осветить некоторые аспекты, напрямую не поименованные в Положении.
Эксперты "Алинга Консалтинг Груп", специально для Клерк.Ру
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее Положение), которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ определено, что Российская Федерация исходит из того, что в Соглашении под термином "товары" понимаются товары, происходящие из территории Российской Федерации или Республики Беларусь, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 года.
Таким образом, под товарами, происходящими из территории Российской Федерации или Республики Беларусь, понимаются товары:
а) полностью произведенные на территории Российской Федерации или Республики Беларусь;
б) подвергшиеся обработке на территории Российской Федерации или Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран, и изменившие в связи с этим принадлежность по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров хотя бы по одному из четырех первых знаков;
в) произведенные с использованием указанных в пункте "б" сырья, материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.
Таким образом, нормы Соглашения, предусматривающие право налогоплательщиков на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость на операции по экспорту в Республику Беларусь товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, не распространяются.
Учитывая изложенное, налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации на территорию Республики Беларусь товаров, происходящих из третьих стран, должно производиться по налоговой ставке как для товаров вывезенных в обычном режиме экспорта в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
Порядок налогообложения при импорте
Взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь регулирует Раздел I Положения, в соответствии с которым осуществляется налоговыми органами Российской Федерации по месту постановки на учет налогоплательщиков импортеров, включая импортеров, применяющих специальные режимы налогообложения.
Для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров; подлежащих уплате акцизов. В том случае, если затраты на перевозку и доставку включают в себя НДС, то в налоговую базу включается стоимость данных услуг без НДС. При этом суммы налога, уплаченные налогоплательщику Российской Федерации (перевозчику), подлежат вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
При возврате продавцу товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, если они не соответствуют контракту, до момента принятия на учет ввезенных товаров покупателем, налоговая база для целей уплаты НДС определяется налогоплательщиком в порядке, установленном Разделом I Положения, только в отношении ввезенных товаров, которые будут покупателем приняты на учет. Если впоследствии продавец поставляет товары, удовлетворяющие условию договора, взамен товаров, не соответствующих договору, налогоплательщик - покупатель для целей уплаты НДС определяет налоговую базу на дату принятия на учет ввезенных товаров
Налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В данном случае зачет переплаты налога и (или) направление подлежащей возмещению суммы налога по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по налогу, подлежащему уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не осуществляются (письмо ФНС России от 21.06.2006 N 03-2-03/1160). Правда, инспекторы не возражают против зачета переплаты по «белорусскому» НДС в счет будущих платежей. При этом налоговая поставит отметку об уплате на заявлении о ввозе в отношении последующих поставок после такого зачета (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450).
В этот же срок налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации (Приложение №3 к приказу Министерства Финансов РФ от 28 декабря 2005 г. №163н). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию налоговыми органами Российской Федерации и Республики Беларусь, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;
- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
При этом, если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится посредством пересылки почтовым отправлением, налогоплательщику в составе документов, которые он обязан предоставить в налоговый орган (соответствии с пунктом 6 раздела I Положения), в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена. В случае перевозки товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации грузобагажом на железнодорожном транспорте, налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, предоставляет грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию).
- товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
Обращаем внимание, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в соответствии со статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (информацию), подтверждающие страну происхождения ввозимого товара (сертификат о происхождении товара) (письмо ФНС России от 01.06.2006 N 03-4-03/1064).
На экземплярах Заявления в течение десяти рабочих дней с даты подачи налоговой декларации и сопроводительных документов производится отметка налогового органа об уплате косвенных налогов. Указанная отметка производится в случае уплаты налогоплательщиком косвенных налогов в полном объеме и соответствии сведений, указанных налогоплательщиком в Заявлении подтверждающим документам. При этом в случае установления налоговым органом несоответствия заполненных налогоплательщиком реквизитов заявления требованиям Положения налоговый орган производит отметку об уплате косвенных налогов после устранения выявленных несоответствий. В таком случае налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
При обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее представленном в налоговый орган Заявлении, налогоплательщик вправе представить новое Заявление. При этом указанное Заявление может быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой декларацией и иными документами, предусмотренными пунктом 6 раздела 1 Положения (в случае, если налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения), так и без представления налоговой декларации (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения).
Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 171 Налогового Кодекса РФ.
Порядок налогообложения при экспорте
При реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
Налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы предоставляется налоговая декларация по налоговой ставке 0 процентов (Приложение №2 к приказу Министерства Финансов РФ от 28 декабря 2005 г. №163н). С учетом уже принятых решений с 2007 года данная форма налоговой декларации отменяется, а операции по экспортному НДС будут отражаться в общей декларации по НДС. Одновременно с налоговой декларацией в налоговые органы представляются следующие документы:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика.
В случае, если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров.
В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию государств Сторон и их принятие на учет;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, с отметкой налогового органа Республики Беларусь, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь не подлежат налогообложению при ввозе на её таможенную территорию);
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Указанные документы перечислены в пункте 2 раздела II Положения и предоставляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов суммы налога подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров в общеустановленном порядке.
В случае представления подтверждающих документов по истечении срока, установленного настоящим пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов в соответствии с настоящим пунктом), уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон. Суммы пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
В соответствии с порядком, предусмотренным Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, по операциям реализации товаров с территории Российской Федерации в Республику Беларусь, в книге продаж должны отражаться счета-фактуры, выставленные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
Надеемся, что данная статья будет полезна при оформлении документов и отражении хозяйственных операций на предприятиях, занимающихся торговлей с Республикой Беларусь.
Начать дискуссию