Как безопасно осуществить налоговую оптимизацию?

Несмотря на жесткую фискальную политику государства, многих руководителей организаций по-прежнему привлекает тема «налоговых схем». Однако прямое копирование разрекламированных «налоговых схем» часто приводит либо к неэффективному ведению бизнеса, либо к использованию незаконных способов ухода от уплаты налогов. Последнее связано со значительными рисками, начиная со штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса, привлечением бухгалтеров, руководителей и собственников к уголовной ответственности.

Несмотря на жесткую фискальную политику государства, многих руководителей организаций по-прежнему привлекает тема «налоговых схем». Однако прямое копирование разрекламированных «налоговых схем» часто приводит либо к неэффективному ведению бизнеса, либо к использованию незаконных способов ухода от уплаты налогов. Последнее связано со значительными рисками, начиная со штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса, привлечением бухгалтеров, руководителей и собственников к уголовной ответственности.

Рустем Амиров

В отличие от применения «налоговых схем», налоговое планирование, как метод законной оптимизации налоговой нагрузки организации - это весьма полезный инструмент.

Реальное налоговое планирование – это непрерывный, сложный и кропотливый процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и действующего налогового законодательства, который имеет мало общего с «налоговыми схемами». Налоговое планирование состоит из несколько этапов:

  • Определение текущей налоговой нагрузки организации. Прежде чем использовать «налоговые схемы», необходимо провести анализ текущей налоговой нагрузки и понять, а надо ли что-то оптимизировать?
  • Формирование налоговой учетной политики организации. Грамотная учетная политика организации помогает оптимизировать налоговые платежи, используя методы, предлагаемые самим государством. Обратите внимание, что с 1 января 2007 года формирование налоговой учетной политики становится обязанностью организации.
  • Экономико-правовой анализ договоров, заключенных/заключаемых организацией.
  • Применение специальных методов налогового планирования (схем). Обратите внимание, что это последний этап. Выбор специальных методов налогового планирования ведется, прежде всего, с точки зрения безопасности и разумности. Кроме того, следует помнить, что главным признаком «схемы» с точки зрения государства является минимизация налогового бремени при отсутствии явной предпринимательской цели применяемых методов.
    В последнее время одним из популярных вариантов оптимизации – стал отказ от схем, так как их применение может обойтись организации и руководству дороже. В этом случае налоговое планирование заключается в том, как с наименьшими издержками отказаться от применения схемы.

На каждом из этих этапов необходимо руководствоваться действующим законодательством и намечающимися тенденциями в судебной практике.

Экономико-правовой анализ договоров

Как мы уже сказали выше, налоговое планирование – это сложный и многоступенчатый процесс. Одной из ступеней налогового планирования является анализ договоров, заключаемых организацией, и замена их на более экономичные.

Например, вместо покупки основного средства, можно оформить его в лизинг. При покупке ОС его амортизация растянется на несколько лет, а при лизинге будет принята в расходы сразу. Однако стоимость ОС при лизинге будет, естественно, дороже, чем при приобретении. Какой вариант выгоднее, можно сказать, только имея цифры на руках.

Еще один вариантов замены договора – разделение его несколько. Например, организация приобретает ОС, в стоимость которого входит его обслуживание, обучение персонала и т.д. Целесообразно выделить стоимость услуг в отдельный договор, а уже оставшуюся стоимость ОС амортизировать. От подобной операции может быть достигнут следующий эффект:

  • - уменьшается стоимость имущества и, соответственно, налог на имущество;
  • - в части услуг расходы уменьшаются единовременно, а не через амортизацию в течение ряда лет;
  • - если имущество приобретается для капитального строительства и учитывается на счете 08 «Капитальные вложения», то суммы НДС (в части услуг) также будут списаны сразу, а не после введения объекта в эксплуатацию.

Разделение договора также целесообразно также при заключении подряда с физическим лицом, например, на выполнение работ из материалов исполнителя (ремонт техники, строительные работы и т.д.). Заключается два договора: купли-продажи материалов и подряда на выполнение работ из материалов заказчика. В этом случае базой для исчисления единого социального налога будет являться только сумма вознаграждения по договору подряда (фактически только оплата труда исполнителя).

Планирование налога на добавленную стоимость

У налога на добавленную стоимость две составляющих: НДС к возмещению из бюджета и НДС к уплате. Грамотная балансировка между этими двумя составляющими и является сутью оптимизации. Прямая попытка применить схему и заработать, получив вычет из бюджета, сегодня вряд ли будет успешной, но точно привлечет внимание налоговых органов, поэтому к оптимизации надо подходить здраво.

Приведем пример: организация приобрела автомобиль, например, за 236 000 руб., и возместила из бюджета НДС в сумме 36 000 руб. Через некоторое время автомобиль попал в аварию и не подлежит восстановлению. В этой ситуации налоговые органы требуют восстановить НДС, т.е. мало того, что организация лишилась автомобиля, но еще и государству нужно заплатить (вернуть) 36 000 руб. Аналогичная ситуация складывается при угоне автомобиля. Однако, в данной ситуации требования налоговой не совсем законны и организация может оспорить решение в суде.

Однако если спорить с налоговым органом в суде не хочется, есть совсем простой и надежный выход – нужно продать то, что осталось от автомобиля, за любую сумму, допустим, за 10 рублей. Тогда с суммы продажи нужно заплатить НДС 1 руб. 53 коп., но все 36 000 руб. ранее возмещенного налога останутся у организации.

Планирование налога на прибыль

У налога на прибыль две составляющих: Доходы и Расходы. Кажется, что проще - свести налог «в ноль» либо за счет одного, либо за счет другого. Однако в этом случае у организации не будет резерва на развитие, а налоговые органы точно проявят к ней повышенный интерес.

налог на прибыль сложен еще и в том плане, что на него влияют другие налоги. Например, уменьшение (оптимизация) ЕСН ведет к увеличению налога на прибыль, поэтому к налоговой оптимизации необходимо подходить системно.

Рассмотрим пример. Есть перечень фактических расходов, которые налоговая считает неправомерным включать в расходы для целей налогообложения. Например, это оплата проживания сотрудников и оплата чистой бутилированной воды. Однако в последнее время наметились положительные для налогоплательщика изменения. Письмом №03-03-04/2/72 Минфин разъяснил, что расходы на оплату проживания сотрудников можно включить в расходы, если условие проживания является условием трудового договора.

Что касается включения в расходы для целей налогообложения оплаты чистой бутилированной воды, то здесь есть два варианта решения:

1. Сослаться на необходимость обеспечения нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) и отстаивать свою точку зрения в суде. Следует обратить внимание, что суды в данном вопросе встают на сторону налогоплательщика;

2. Включить обязанность по обеспечению чистой бутилированной водой сотрудников в коллективный трудовой договор.

Для отражения в налоговом учете затрат на приобретение чистой воды, необходимо указать в коллективном договоре, что работодатель обязан дополнительно обеспечить сотрудников питьевой водой глубокой очистки. При этом следует обязательно включить в Трудовой договор сотрудника ссылку о том, что на данного сотрудника распространяются положения коллективного договора. Обратите внимание, что статьей 50 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Планирование ЕСН и НДФЛ

В связи с целенаправленной работой государства в направлении повышения «белой» заработной платы, оптимизация ЕСН и НДФЛ сегодня связана с большими рисками. Тем не менее, государство само часто предлагает методы оптимизации.

Например, компенсация транспортных расходов сотрудникам, чья работа носит разъездной характер, которая стала возможна с октября 2006 года в связи с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ. Важно отметить, что собирать «билетики» для списания расходов не нужно, главное, чтобы подвижный и разъездной характер работы был закреплен в трудовом договоре с сотрудником, а сумма компенсации утверждена внутренним правовым актом организации.

Еще один пример безопасных методов оптимизации, предлагаемый государственными органами – возмещение расходов при использовании личного мобильного телефона сотрудника в служебных целях. Данная позиция изложена, в частности, в письме Минфина РФ от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43.

Заметим, что налоговая оптимизация отличается от схемы «аппетитами». Естественно, если организация начнет выводить, например, половину зарплату через компенсацию за подвижный и разъездной характер работы, налоговые органы сочтут это схемой.

Налоговая оптимизация – это непрерывный процесс

В условиях постоянно меняющегося законодательства налоговое планирование становится непрерывным процессом. Важно не пропустить изменения законодательства или трактовку положения закона официальными органами, которые чтобы своевременно внести изменения в правила учета, в схему начисления налогов; оформление отдельных льгот или, наоборот, отказ от них. Приведем показательный пример:

Налог на прибыль рассчитывается либо по кассовому методу (налог платится после прихода денег), либо по методу начисления (налог платится, когда сделка состоялась). Большинство организаций используют метод начисления.

Положительной стороной метода начисления является то, что доходы фирмы уменьшают как оплаченные, так и неоплаченные расходы.

Минус же этого метода состоит в том, что в состав доходов включается вся выручка, независимо от того, расплатился покупатель за проданный ему товар или нет. Из-за этого фирме иногда приходится платить налог на прибыль даже тогда, когда деньги за поставку товара ей не поступили вообще. А так как по НДС тоже применяется метод начисления (причем обязательно), суммарные налоговые платежи получаются значительные.

Минфин РФ письмом от 20.07.2006 № 03-03-04/1/598 (Почитать что пишут про этот документ БухСМИ) разъяснил, что при применении в целом по организации по налогу на прибыль метода начисления, по отдельным договорам возможно применять кассовый метод. Чтобы избежать недостатков метода начисления, организация, реализующая товары, может заключить с покупателем договор с особым переходом права собственности. Для этого в обычном договоре купли-продажи или поставки нужно указать, что право собственности на реализуемый товар переходит не в момент его отгрузки или поставки на склад покупателя, а в момент полной оплаты покупателем.

Применение данного письма позволит перечислить налоги только после того, как покупка будет оплачена.

Спустя ровно 2 месяца Минфин РФ в письме от 20.09.2006 № 03-03-04/1/667 изменил свое мнение на прямо противоположное, и метод оптимизации стал незаконным.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию