Отчетность в ФСС

"Больничный" в режиме онлайн

В сентябре текущего года на официальном портале ФСС РФ в открылся новый сервис, позволяющий бухгалтерам не только сверить взаиморасчеты c фондом не отстаивая в очередях и вообще не выходя из офиса, рассчитать выплаты по больничным в режиме он-лайн, но и узнать о грядущих проверках. О том, оправдала ли новая система возложенные на нее надежды, корреспонденту ИА "Клерк.Ру" рассказал заместитель председателя Фонда социального страхования Сергей Ковалевский.
"Больничный" в режиме онлайн

В сентябре текущего года на официальном портале ФСС РФ в открылся новый сервис, позволяющий бухгалтерам не только сверить взаиморасчеты c фондом не отстаивая в очередях и вообще не выходя из офиса, рассчитать выплаты по больничным в режиме он-лайн, но и узнать о грядущих проверках. О том, оправдала ли новая система возложенные на нее надежды, корреспонденту ИА "Клерк.Ру" рассказал заместитель председателя Фонда социального страхования Сергей Ковалевский.

Сергей Станиславович, как давно вынашивалась идея создания портала?

Как ни странно, но официальной датой его рождения можно считать 1 января 2000 года. Правда, тогда он носил другое название… Дело в том, что, начиная с 1997 года возникла острая необходимость обеспечения прозрачность финансовых потоков, очень модной темой стало   ведения не общего, а персонифицированного учета. Вот мы и создали систему финансового контроля, позволяющую проконтролировать поступления и расходование средств Фонда по каждому страхователю, то есть видеть из центра фактически любую платежку, хоть в Адыгее, хоть на Сахалине. Потом появилась задача мониторинга национальных проектов в режиме реального времени. Получилось удачно. Ну а   уже значительно позже были добавлены функции по обеспечению взаимодействия страхователя и Фонда. Теперь каждый зарегистрированный страхователь может, войдя в систему, получить полную информацию о своих взаиморасчетах с ФСС, рассчитать больничный лист и сформировать отчетность и, что немаловажно, посмотреть, не намечается ли ревизия.

Кстати, о последнем моменте. С чем связана такая беспрецедентная для контрольных органов открытость вашего ведомства по сравнению с теми же налоговиками?

Дело в том, что в отличие от большинства контролирующих инстанций, мы не ставим перед собой цели что называется поймать фирму за руку, уличить ее в нарушении, поймать, изъять. Наша главная задача – предупредить нарушение, сделать так, чтобы страхователи правильно расходовали свои средства. Пусть все знают о проверке, пусть фирма подготовится и все правильно рассчитает, а мы ей в этом поможем. Придем, проверим и, как говорится, все по нулям. И это не потому, что мы такие хорошие, а все остальные плохие… Просто карательный подход в такой сфере не является правильным, но осознают это пока не все. А открытость нам вовсе не вредит.

На портале предусмотрена возможность отправки электронной отчетности № 4 ФСС с обязательным дублированием в бумажном варианте. Не планируете ли по примеру ФНС вообще отказаться от бумаг?

Технически это вполне реально, но нам такой вариант не подходит. Главное налоговой инспекции, что это документ конкретной фирмы и прислала его именно она.  У нас же система зачетная, поэтому бухгалтерия любого страхователя – это фактически наша бухгалтерия. Отчет страхователя одновременно является частью баланса самого Фонда, который пока не может иметь электронного представления. Во взаиморасчетах могут возникнуть расхождения, поэтому правильность заполнения формы сразу проверяется нашими специалистами. Страхователь говорит: «Я перечислил столько-то». Мы отвечаем: «Нет, меньше». Сверяем. Вносятся коррективы. Так что мы пока не собираемся отменять бумажный носитель, заверенный подписью руководства и печатью учреждения. Вот когда заработает закон об электронной подписи (МЭРТ обещает внести его в правительство до конца года)– тогда, пожалуйста. Пока же его нет, на нашем портале мы облегчаем фирмам возможность заполнить отчетный документ. Об ошибке он может узнать сидя за экраном монитора, а не при сдаче. И ему не придется разбираться, какой платеж не прошел, какая пеня неправильно рассчитана. Все это можно выяснить заранее, и это конечно сокращает очереди. Взаимодействие подключившей к системе фирмы с Фондом строится по следующей схеме: уполномоченное лицо страхователя (чаще всего бухгалтер) готовит отчетность на нашем сервисном портале, а затем распечатывает. Далее он должен, как и при любом другом способе подготовки отчета, подписать его и заверить печатью и сдать в свое подразделение Фонда. Если же данные не будут сходиться, для выяснения причин придется, как и раньше, явиться и выяснить причины расхождения.  Таким образом, портал предназначен не для сдачи отчетности, а для помощи бухгалтеру в подготовке отчетности.

Сергей Станиславович, вопрос в порядке ликбеза для тех, кто еще не воспользовался электронными услугами…Какие конкретно действия должен произвести страхователь для подключения к системе?

Ну, прежде всего, зайти на информационный портал по адресу:  http://fz122.fss.ru и «осмотреться». Чтобы просто посмотреть, какие услуги предлагает фонд, бухгалтеру достаточно зайти под логином demo, потом ввести такой же пароль. Если заинтересовало – регистрируйтесь. Для этого нужно указать ФИО ответственного сотрудника фирмы-страхователя, наименование и остальные данные организации. Затем отправить официальное письмо на имя управляющего региональным отделением фонда, опять же с указанием инициалов, работника, регистрационного имени (логина) и адреса электронной почты. После этого фирму включат в число зарегистрированных пользователей портала и она сможет с нами полноценно работать.

– Может ли бухгалтер, ведущий сразу несколько фирм,  готовить отчетность на портале по каждой из них от имени одного пользователя?

Конечно. В "Профиле" Вы должны указать несколько организаций, которые Вы обслуживаете. И теперь можно переключаться с одной организации на другую, не выходя с портала и не меняя логин и пароль. При этом необходимо чтобы организации официально уполномочили бухгалтера представлять их интересы на портале, а также необходимо указать данные организаций и для каждой распечатать "заявление страхователя" и передать в соответствующие РО/филиалы Фонда.

–С момента запуска нового сервиса еще не прошло и двух месяцев, и подводить какие-то итоги конечно рановато. Тем не менее, можно ли уже говорить о том, что попытка удалась? Или не удалась?

Скорее первое: охвачены все регионы. Число пользователей приближается к 20 тысячам. Около шести тысяч рассчитывают больничные листки в режиме он-лайн. Наиболее продвинутые страхователи желающие работать с нашей системой регистрируются. Их число сейчас достигает до 600 заявок в сутки.

Сергей Станиславович, с нового года больничные листы придется рассчитывать по новым правилам, без учета стажа? Вы к этому готовы? Не приведет ли переход на новые рельсы к сбоям в системе?

Вполне готовы. И конечно же не приведет.

Где бухгалтеру искать клиентов?

Комментарии

4
  • Расчетчик
    Достаточно удобный сервис - все сразу можно проверить, жаль, что все равно приходится тащиться в ФСС с бумажными отчетами.
  • etukin
    Информация слегка устарела, теперь можно регистрировать любое количество фирм на одного пользователя.
  • Борис Мальцев
    [b]etukin[/b], Да, действительно попросили уточнить эту информацию. Нам ее уточнили и текст мы поправили :))