Сдам квартиру. Недорого.

Что выбрать: простую отчетность, низкие налоги или не платить вообще? Письмо в редакцию: Я хочу сдать свою квартиру в аренду. Нужно ли сообщать об этом в налоговую инспекцию и платить с арендной платы налоги? Михаил РЯБОВ

Что выбрать: простую отчетность, низкие налоги или не платить вообще? Письмо в редакцию: Я хочу сдать свою квартиру в аренду. Нужно ли сообщать об этом в налоговую инспекцию и платить с арендной платы налоги? Михаил РЯБОВ

Согласно статье 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и уплачивать установленные налоги. Деньги, которые человек получает от аренды квартиры, являются его доходом (подп. 4 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Стоит заметить, что в столице многие сдают квартиры и вообще ни перед кем не отчитываются. Ведь если человек сам не проявит инициативу и не придет в налоговую инспекцию с повинной, никто и не узнает, что он квартиросдатчик.

Естественно, это противозаконно. Но если арендодатель сдает квартиру друзьям, знакомым или родственникам, то узнать о его нетрудовых доходах инспектору будет крайне сложно. Точнее - практически невозможно. А вот если в качестве арендатора выступает человек иногородний или даже иностранец, то утаить факт сдачи квартиры гораздо сложнее. Дело в том, что в Москве все приезжие должны регистрироваться в милиции, а иностранцы еще и в ОВИРе. Для регистрации они должны иметь, в том числе, и договор аренды квартиры, в которой они проживают. Естественно, когда какой-то факт становится известным одному государственному органу, то другой непременно этим воспользуется.

Как нам рассказали в одной из ИМНС, чаще всего информация о том, что квартира сдается, поступает из милиции. Инспектор сверяет эти данные с компьютерной базой по налогоплательщикам и проверяет, предоставлял ли сдатчик декларацию. Когда налоговики узнают, что человек сдавал квартиру, но при этом не отчитывался, они направляют ему вызов. Если человек не является, то может последовать еще два-три вызова. Потом все, как правило, затихает. Продолжение имеет место лишь тогда, когда арендная плата очень большая и делом могут заинтересоваться сотрудники ФСЭНП. Иначе говоря - когда неуплата налога подпадает под уголовное преступление, но такое бывает крайне редко. Сами же налоговики не бегают за налогоплательщиками, которые игнорируют их приглашения. Всплыть вопрос может лишь тогда, когда гражданин придет в инспекцию за какой-нибудь справкой или совершенно по иному поводу.

Тот, кто все-таки явится по вызову, будет вынужден заполнить декларацию (см. первый вариант). Естественно, налоговики оштрафуют человека, но только за то, что он не вовремя представил отчет. За такое нарушение полагается штраф по статье 119 Налогового кодекса.

Сумма штрафа будет зависеть от того, насколько вы опоздали с подачей декларации. Если этот срок меньше 181 дня, то сумма штрафа составит 5-30 процентов от суммы налога по декларации, но не менее 100 рублей. Если же с момента истечения срока подачи декларации прошло более полугода, то за первые шесть месяцев с вас возьмут 30 процентов, а за каждый последующий - еще по 10 процентов от суммы налога по данной декларации.

Вообще, как нам сообщили в одной из ИМНС, подобные ситуации встречаются крайне редко.

Как бы то ни было, напомним, что скрывать доходы незаконно. Если вы решили платить налоги, то у вас есть несколько вариантов.

ВАРИАНТ 1: ПРОЩЕ, НО ДОРОЖЕ

Первый вариант предполагает, что вы будете сдавать квартиру в аренду "как физическое лицо". В этом случае все оформление заканчивается заключением договора аренды. Кстати, если договор заключается на срок более одного года, его нужно зарегистрировать в департаменте муниципального жилья (тел. 925-18-78).

Уведомлять налоговую инспекцию о том, что квартира сдается, не нужно. Однако в некоторых ИМНС по старинке просят принести копию договора аренды - для статистики. Тем не менее, подобные требования ничем не подкреплены.

Вся отчетность сводится к подаче годовой декларации по налогу на доходы физических лиц (Форма 3-НДФЛ). Сдать декларацию нужно с 1 января по 30 апреля, рассчитаться с бюджетом - не позднее 15 июля.

Итак, что в итоге? Один раз в год нужно сдать декларацию и один раз за весь год заплатить 13 процентов. Но 13 процентов - это не так уж и мало, и этот - хоть и самый простой - путь является и самым дорогим.

ВАРИАНТ 2: ДЛЯ ЭКОНОМНЫХ

Законодательство не обязывает сдатчиков жилплощади регистрироваться в качестве предпринимателей. Однако, став индивидуалом, вы получаете возможность сэкономить. А точнее платить не 13%, а 6%.

Правда, это таит в себе несколько сложностей. Прежде всего - регистрация. Стать предпринимателем не так просто. На сегодняшний день для этого придется посетить Московскую регистрационную палату, налоговую инспекцию, фонды пенсионного и обязательного медицинского страхования. Если бегать самому, то регистрация обойдется примерно в 200-300 рублей. Если поручить фирме - 150-200 долларов, но зато никуда бегать уже не придется. Фирма сделает все сама. Отметим, что с будущего года порядок регистрации предпринимателей кардинально изменится.

Не стоит забывать, что при постановке на учет необходимо подать заявление на "упрощенку". Только этот режим дает возможность платить 6 процентов. При этом в качестве объекта налогообложения нужно выбирать доходы. Второй вариант - доходы за минусом расходов - здесь вряд ли подойдет. Ведь расходов у сдатчиков жилплощади практически нет. Коммунальные платежи налоговики никогда не принимали в качестве расходов, а, к примеру, ремонт случается не каждый год.

Отчетность у предпринимателя, естественно, гораздо сложнее, чем у обычного гражданина. Помимо того что нужно вести книгу учета доходов и расходов, каждый квартал придется сдавать декларацию.

Кстати, шестипроцентным налогом все не ограничивается. Арендодателям-предпринимателям также придется платить взносы в пенсионный фонд. Они составляют 150 рублей в месяц, то есть еще 1200 рублей в год.

Кроме этого, с предпринимателя спрос в инспекции побольше. Налоговики могут даже провести выездную налоговую проверку - например, поговорить с квартиросъемщиком.

Кстати, регистрация в качестве предпринимателя может помочь тем, кто не имеет постоянного места работы. Ведь период, когда человек был ПБОЮЛ, включается в трудовой стаж (при этом не важно, торговал он или сдавал свою квартиру), а взносы в ПФР пойдут на накопительный пенсионный счет.

Таким образом, обладателям свободных квартир есть над чем задуматься...

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию