Охрана труда

Охрана труда: просто о сложном

После вступления в силу новой редакции Трудового кодекса компаниям, в штате которых насчитывается более 50 человек, пришлось обзавестись службой охраны труда. Для остальных фирм возникновение такой обязанности зависит от вида их деятельности. В любом случае организация нового подразделения – довольно масштабный проект, если учесть, что необходимо уделить внимание и профессиональной подготовке самих «охранников». Однако, как показывает практика, расставить все по своим местам не так уж и сложно.

После вступления в силу новой редакции Трудового кодекса компаниям, в штате которых насчитывается более 50 человек, пришлось обзавестись службой охраны труда. Для остальных фирм возникновение такой обязанности зависит от вида их деятельности. В любом случае организация нового подразделения – довольно масштабный проект, если учесть, что необходимо уделить внимание и профессиональной подготовке самих «охранников». Однако, как показывает практика, расставить все по своим местам не так уж и сложно.

В. Андронова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

С чего начать?

Если на производственной фирме работает больше пятидесяти человек, нужно в обязательном порядке обзавестись службой охраны труда или хотя бы соответствующим специалистом. Только в одном случае у директора есть выбор при решении вопроса о том, создавать или нет службу охраны труда – если численность сотрудников фирмы не превышает 50 человек. Решение в этом вопросе принимается, как правило, с учетом специфики производственной деятельности компании. Если руководство предприятия останавливается на том, что служба или специалист по охране труда ей не нужны, то их функции должен выполнять руководитель организации (или работодатель – индивидуальный предприниматель).

При условии, что количество служащих вынуждает делать это, и фирма решила создать у себя именно службу, то нужно четко определить круг ее обязанностей. Например, на нее можно возложить такие основные задачи и функции, как:

  1. - контроль над тем, как работники выполняют законы, подзаконные акты, трудовой и коллективный договоры, соглашения по охране труда;
  2. - информирование и консультирование работников фирмы по вопросам охраны труда;
  3. - учет и анализ причин производственного травматизма;
  4. - методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда;
  5. - организация расследований несчастных случаев на производстве.

Кроме того, служба контролирует:

  1. - своевременное проведение испытаний и технического освидетельствования машин и механизмов;
  2. - эффективность работы вентиляции;
  3. - своевременное и правильное предоставление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.

Полный перечень функций службы охраны труда содержит раздел III «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (утв. постановлением Минсоцтруда от 8 февраля 2000 г. № 14; далее – Рекомендации).

Создание службы оформляется приказом руководителя фирмы, после чего данное подразделение попадает в полное подчинение к директору компании или к его заместителю (п. 2 Рекомендаций).

Плюс ко всему, в обязательном порядке составляется Положение «О службе охраны труда». Разработку этого документа организация полностью берет в свои руки, пользуясь пунктами, указанными в Рекомендациях. В Положении должны быть перечислены права и обязанности по охране труда служащего и работодателя, требования к оборудованию, машинам и механизмам фирмы и к выпускаемой ею продукции. Кроме того, в положении указывают:

  1. - кто отвечает за охрану труда на фирме;
  2. - общий порядок выдачи спецодежды;
  3. - общие правила санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
  4. - порядок расследования и учета несчастных случаев.

Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что если компания хочет избежать хлопот с организацией охраны труда, она может заключить гражданско-правовой договор со специалистами или предприятиями, которые оказывают услуги в этой области. Такое право предоставлено статьей 217 Трудового кодекса. Следует обратить внимание: выбирая «охранную» компанию, нужно убедиться, что она аккредитована.

Если вы решили пригласить специалистов, занимающихся оказанием таких услуг, то будьте готовы к тому, что налоговики могут высказать претензии. Например, инспекторы могут заявить, что заключение подобного договора экономически необоснованно. Нередко проверяющие заявляют, что расходы компании по этому контракту нельзя учитывать при расчете налога на прибыль. Однако чаще всего суд принимает сторону фирмы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. № А56-20964/03).

Рассчитываем масштабность службы

Штатная численность службы и ее структура зависят от характера условий труда, степени опасности производства и ряда других факторов. Они перечислены в «Межотраслевых нормативах численности работников служб охраны труда в организациях» (утв. постановлением Минсоцтруда от 22 января 2001 г. № 10). Указанные нормативы численности охватывают основные направления деятельности работников службы, например:

  1. - по организации работ, связанных с предупреждением травматизма;
  2. - проведению аттестации рабочих мест;
  3. - проведению инструктажей;
  4. - контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов по охране труда;
  5. - расследованию и учету несчастных случаев.

Норматив численности сотрудников службы устанавливается в зависимости от количества рабочих на фирме, при этом учитывается также вид работ, выполняемых сотрудниками компании. Данные нормы перечислены в таблицах Межотраслевых нормативов. Когда промежуточные расчеты проведены, подсчитывают общую нормативную численность (Чн) – она равна сумме промежуточных норм. Далее для расчета планируемой численности сотрудников службы применяют следующую формулу (п. 4 Межотраслевых нормативов):

Чсп = Чн x Кн,

где:

Чн – нормативная численность работников,

Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т. п.

Его рассчитывают по формуле:

Процент планируемых невыходов

Кн = 1 + --------------------------------------------- ,

100

где процент планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример

Среднесписочная численность сотрудников производственной фирмы – 1105 человек. Нормативная численность сотрудников службы охраны труда, рассчитанная по Межотраслевым нормативам, – 3,61. Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно) – 1,1.

Штатная численность службы охраны труда составит:

Чсп = 3,61 x 1,1 = 3,97 ~ 4 чел.

Рабочие моменты

Для того чтобы сотрудники службы охраны труда могли полноценно работать, необходимо составить и утвердить их должностные инструкции, распределить между ними функции в подразделениях фирмы (п. 10 Рекомендаций).

Работникам службы следует выделить отдельное помещение, в котором можно было бы проводить прием посетителей. Помещение надлежит оборудовать оргтехникой и техническими средствами связи (п. 11 Рекомендаций).

Также службе следует предоставить кабинет, в котором будут проходить инструктажи и учеба сотрудников фирмы. В выделенном помещении непременно должна иметься нормативная и справочная литература по охране труда (п. 12 Рекомендаций).

Сотрудники данного подразделения обязаны регулярно проходить переподготовку, направленную на повышение квалификации. В свою очередь директору фирмы необходимо проверять их знания в области охраны труда, основных требований и положений (п. 13 Рекомендаций).

Начать дискуссию

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги
Лучшие спикеры, новый каждый день

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.

Покайся-сознайся. Новый механизм амнистии бизнеса за дробление

Аппарат бизнес-омбудсмена предложил механизм проведения амнистии бизнеса за дробление.

Власти хотят увеличить НДФЛ для тех, кто зарабатывает 1 млн руб. в год. Мнение властей и бухгалтеров

В России хотят изменить прогрессивную шкалу налогообложения. Президент Владимир Путин предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Власти планируют поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом от 1 млн руб., или примерно от 83,3 тыс. в месяц.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

3