Налоговые проверки

Осторожно, сверка!

Проверить расчеты с налоговиками становится все труднее. В чем же причина? Может быть, виноваты переход столичных ИМНС на новую структуру, невнимательность бухгалтеров или неполадки налоговой программы «АИС “Налог-2”»? В этом решили разобраться наши корреспонденты Светлана РОМАШКИНА, Елена ОТРОШКО и Альбина ЩЕГЛОВА.

Проверить расчеты с налоговиками становится все труднее. В чем же причина? Может быть, виноваты переход столичных ИМНС на новую структуру, невнимательность бухгалтеров или неполадки налоговой программы «АИС “Налог-2”»? В этом решили разобраться наши корреспонденты Светлана РОМАШКИНА, Елена ОТРОШКО и Альбина ЩЕГЛОВА.

Помнится, еще совсем недавно столичные налоговики клялись и божились, что внедрение общей типовой структуры во всех без исключения ИМНС существенно упростит жизнь бухгалтерам. Взять хотя бы ту же сверку данных по начисленным и уплаченным фирмой налогам с информацией, которая содержится в компьютерной базе налоговых органов. Напомним, что проводится она как по собственной инициативе, так и по приглашению налогового инспектора. Так вот, обычно эта процедура ввергает всех в жуткое уныние. Оно и немудрено: бухгалтерам предстоит побывать у инспектора камерального отдела, в отделе учета и отчетности, в отделе проверки правильности исчисления подоходного налога у источника выплаты (там проверяют ЕСН) или в отделе принудительного взыскания недоимки. И везде нужно отстоять огромную очередь.

С июля этого года во всех инспекциях проводить сверку и выдавать справки об отсутствии задолженности должны были начать сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками. Суть их работы вроде бы проста: бухгалтер получает распечатку лицевого счета, сверяется с ней и, если находит какие-то неточности, сообщает об этом инспектору. Инспектор идет в нужный отдел: камеральный или отдел ввода – и устраняет выявленные расхождения, а затем выдает бухгалтеру акт сверки и на его основании справку об отсутствии задолженности.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЫ В ДЕЙСТВИИ

На деле же далеко не во всех налоговых инспекциях строго придерживаются этой схемы. В ИМНС № 1 распечатки лицевых счетов сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками начали выдавать только с середины сентября. До этого всеми сверочными вопросами занимались в отделе учета и отчетности. В ИМНС № 10, 14, 22 представители налогоплательщиков так и проходят сверку по старинке, в отделе учета и отчетности. Хотя налоговые инспекторы и уверяли наших корреспондентов в том, что отдел по работе с налогоплательщиками у них есть и скоро именно его сотрудники начнут заниматься сверкой. А вот в ИМНС № 18 признались, что никак не могут сформировать новый отдел, поэтому сейчас сверка проходит в этой инспекции без всяких изменений, тоже в отделе учета и отчетности.

Самыми исполнительными оказались ИМНС № 3, 5, 6, 7. Там сверка проходит почти по плану. В большинстве же налоговых по всем вопросам, касающимся сверки, бухгалтеров вначале направляют к сотрудникам нового отдела. Однако затем им приходится изрядно побегать по всей инспекции. Например, зайти к своему камеральному инспектору и поднять данные за прошлые годы или же внести уточнения в карточку лицевого счета в отделе ввода.

Есть и другие особенности. Так, в ИМНС № 4, 13, 20, 24, 26, 29, 33, 37, прежде чем начать сверку, бухгалтеры должны составить свой реестр начисленных и уплаченных в бюджет налогов. А потом просмотреть вместе с инспектором отдела по работе с налогоплательщиками, совпадают ли данные из их реестра с указанными в карточке лицевого счета.

НОВЫЕ СЛОЖНОСТИ

Объездив практически все ИМНС города, наши корреспонденты пришли к выводу: налоговой инспекции, где бухгалтеры были бы довольны тем, как проходит сверка, просто не существует. Впрочем, бухгалтеры не спешили обвинять во всех бедах лишь сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками. «В этом отделе всего три замученные девочки сидят. Вроде бы и работают, только от этого не лучше. Бардак во всей инспекции полный. Платежи-то наши в отделе ввода по лицевым счетам вовремя не разносятся, а когда разносятся, почему-то оказывается, что совсем не туда, куда надо. Поэтому приходится приносить все платежки и по ним отстаивать чуть ли не каждую вторую. Потом идти в этот их отдел ввода и вносить изменения. Думаешь, все – скоро уже закончим. Так нет, опять у них там что-то машина не посчитала», – пожаловалась нам бухгалтер (ИМНС № 3).

«Справку об отсутствии задолженности получала больше двух месяцев! А сверялись мы только по этому году! – эмоционально объясняла бухгалтер (ИМНС № 6). – Никаких изменений в лучшую сторону я не ощутила. Я вам даже больше скажу: раньше такого не было. Да это не только у меня, вот у кого хотите в очереди спросите, сейчас просто кошмар какой-то творится!»

«В мае нашей организации понадобилась справка об отсутствии задолженности. Чтобы ее получить, предложили пройти сверку. Так вот, с конца весны я так и езжу в налоговую, выверяю с инспектором данные. То одно расхождение находим, то другое. То какие-то астрономические пени нам насчитают, в то время как на деле у нас переплата. То говорят, что в отделе ввода еще не успели ввести данные по новым платежам в компьютерную программу. Приходится постоянно доказывать очевидные вещи и вечно кого-то или чего-то ждать», – рассказала Татьяна Пакина, бухгалтер небольшой столичной фирмы (ИМНС № 10).

ВЕЧНЫЙ ВОПРОС: КТО ВИНОВАТ?

А вот мнения налоговиков разделились. Большинство из них утверждали: основная часть затруднений, связанных со сверкой, возникает именно по вине бухгалтеров.

Заместитель руководителя ИМНС № 6 Константин Любкин:

«На сверку большинство налогоплательщиков соглашаются только в случае острой необходимости: справка фирме срочно понадобится, например, для участия в тендере или им инкассовое поручение инспекция выставила. Вот только тогда к нам перепуганные бухгалтеры и прибегают с вопросами, как да что. А потом оказывается, что у их организации сверка аж с 1997 года ни разу не проводилась! Как же ее быстро-то провести по такому периоду? Потом еще проблема: многие бухгалтеры платежные поручения небрежно заполняют. Указывают не те реквизиты или поле «Назначение платежа» заполняют не полностью, период, за который налог уплачивают, не пишут. В результате, в казначействе такие платежи относят к невыясненным. А фирме в то время пени идут, как будто они налог не заплатили».

Заместитель руководителя ИМНС № 2 Ирина Княжева:

«Из-за того что платежки заполнены неверно, машина не может их разнести по счетам. Поэтому приходится многие сведения забивать вручную. Сами понимаете, на это время нужно. Бывает так, что пришел бухгалтер сверяться, а мы ему не все налоги зачислили – не успели. Тут только один совет могу дать: сдавайте отчетность в электронном виде, тогда проблем таких не будет, а обо всех изменениях в банковских реквизитах своевременно узнавайте на сайте управления (www.mosnalog.ru». – Прим. ред.).

Руководитель ИМНС № 3 Татьяна Лужина:

«Признаться, основные проблемы по сверке связаны с мелкими налогоплательщиками. Перечисляют они сущую малость, а мороки с ними – море. Сейчас в камеральном отделе до сих пор разносят их начисления за период до 1 июля 2003 года. В отделе ввода данных вносят информацию по тем налогоплательщикам, что прошли после этой даты. С крупными налогоплательщиками все просто. Многие из них отчетность сдают по электронной почте, начисления по ним вводим в нашу программу в первую очередь, да и сверку с ними стараемся проводить раз в квартал. Ну и, наконец, в серьезных, больших фирмах, как правило, более квалифицированные бухгалтеры работают – сами меньше ошибок делают».

Впрочем, некоторые руководители инспекций готовы винить не только бухгалтеров.

Руководитель ИМНС № 4 Владимир Ермаков:

«Я бы сказал, что сейчас около 85–90 процентов ошибок происходит не по вине налогоплательщиков. Главная проблема – в нашей новой программе «АИС “Налог-2”». Она далеко не совершенна, инспекторам приходится до 80 процентов операций вводить вручную. Конечно, старая программа «СПРУТ» тоже была далека от совершенства. Но зато специалисты отдела информатизации сами доводили ее до ума. Поэтому проблем со сверкой практически не было. А вот усовершенствованием новой программы могут заниматься только в столичном управлении. В месяц присылают по несколько обновлений, но, к сожалению, ситуация не меняется. До сих пор программа не считает пеней, более того, начисляет пени даже при переплате, итоги по начислениям и перечислениям налогоплательщиков подводятся с арифметическими ошибкам. А сальдо переплаты за прошлый год на карточку лицевого счета за этот год переносится неправильно. Это лишь часть неполадок, есть и другие. Мы регулярно пишем запросы руководителю УМНС Виктору Мишину, в которых указываем на недочеты «АИС “Налог-2”», предлагаем способы, как их можно устранить. Увы, пока ничего не меняется».

Согласна с ним и заместитель руководителя ИМНС № 5 Валентина Федорова:

«Да, новая программа приносит и нам, и налогоплательщикам много проблем. Машина не считает пеней. При совсем небольших задолженностях в сотню рублей совершенно астрономические суммы получаются. А иногда случаются и вовсе загадочные ситуации: информация, которую мы вбиваем вручную, на лицевой счет налогоплательщика не поступает, а куда-то бесследно исчезает. И такие проблемы не только в нашей инспекции, но и во всех московских ИМНС».

Начать дискуссию