Довольно долгое время налоговики усердно старались перевести фирмы на сдачу отчетности в электронном виде, используя при этом метод «кнута и пряника». Однако отказываться от традиционного способа представления отчетов фирмы не спешили. Причины у всех были разные – от нерентабельности установки программного обеспечения до элементарного «неудобства» работы с налоговым софтом. Тем не менее уже с начала этого года круг компаний, которые должны отчитываться электронно, значительно расширился, хотя на этом обязанности «счастливчиков» не закончились.
Н. Горшенина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»
С введением электронного порядка сдачи отчетности организации получили немало плюсов. Это прежде всего упрощает жизнь как инспекторам, так и самим бухгалтерам. Для последних, очевидно, уйдут в прошлое длинные очереди в налоговую, которые приходится отстаивать не один раз в течение каждого отчетного периода. Не будет и зависимости от продолжительности рабочего дня почты или той же ИФНС, поскольку отчетность можно отправить по Интернету круглосуточно и в любой день недели, даже в выходной.
Кроме того, сама программа формирования файлов с отчетностью позволяет проверять их на наличие арифметических и логических ошибок. Помимо этого компании смогут оперативно получать обновленные формы отчетности, информацию об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом. Кстати, уже сейчас многие инспекции рассылают по электронной почте «своим» фирмам новые разъяснения Минфина и ФНС.
Если у электронной отчетности столько «плюсов», почему же большинство компаний все еще отдает предпочтение традиционному способу представления деклараций? Многим бухгалтерам важно «почувствовать» печать ИФНС на декларации, так они себя ощущают гораздо спокойнее. Но это только одна из причин, по которой фирмы отказываются от «подарков» прогресса. Пугают и нередко происходящие сбои в интернет-системе, что в принципе оправданно. Если учесть, что в регионах эта проблема действительно довольно актуальна, то настроения бухгалтеров вполне понятны.
Однако последнее слово в вопросе, переходить или нет на электронное представление отчетности, остается за руководством компании. А оно, в свою очередь, считает такое новшество очень дорогим удовольствием для фирмы. Ведь у нее должен быть не только компьютер, удовлетворяющий определенным технологическим требованиям, но придется еще и оплачивать Интернет. Согласитесь, расходы немалые и иной директор, что греха таить, возмущенно спросит: за что тогда бухгалтеру деньги платят, если он отчетность сдать не может… Некоторые «переводят стрелки» на курьера – зря он, что ли, свой хлеб ест? Поэтому даже если главбух будет обеими руками «за», это вовсе не означает, что на фирме появится «электронный помощник».
Среди «минусов» электронной отчетности нельзя не отметить и то, что довольно часто инвесторы, учредители, аудиторы, банки, а иногда и контрагенты, просят представлять им отчетность только на бумаге со штампом налоговой инспекции. В этом случае компании все же придется ехать в инспекцию за бумажным вариантом отчетности. Да и в том случае, если в ходе камеральной проверки налоговики потребуют какие-либо дополнительные документы, их все же придется представить в инспекцию, как и прежде, в бумажном виде.
В общем-то каждый для себя может выделить еще немало «за и против» электронной отчетности, однако компаний, у которых есть право выбирать, в какой форме сдавать отчет, остается все меньше.
250 человек в помощь главбуху
Так, декларации уже за первый отчетный период 2007 года придется сдавать в электронном виде тем фирмам, среднесписочная численность которых за 2006 год превысила 250 человек. Такое уточнение внес Закон от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ в нормы Налогового кодекса. В общем-то само требование появилось в Кодексе несколько раньше (Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ), однако законодатели допустили небольшую промашку. Согласно Закону № 137-ФЗ перейти на сдачу отчетности в электронном виде были обязаны те организации, в которых на 1 января текущего года среднесписочная численность превысит 100 человек (в 2007 году – 250 человек). Фраза «на 1 января» вызвала у специалистов некоторое недоумение, поскольку среднесписочную численность считают за определенный отрезок времени. Теперь же все встало на свои места.
Помимо необходимости электронно отчитаться перед такими фирмами встала еще одна задача. Согласно все тому же Закону № 268-ФЗ, компании должны до 20 января представить в налоговую сведения о среднесписочной численности работников за 2006 год. Правда, поскольку сам Закон вступает в действие лишь 31 декабря 2007 года, то бухгалтерам дали месячную отсрочку, т.е. предложили сдать сведения о численности в этом году в течение февраля.
Что касается формы бланка отчета о среднесписочной численности, то в Законе № 268-ФЗ дословно сказано следующее: «…по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя)». Таким образом, форма очередного отчета должна будет скоро появиться в недрах Минфина, вопрос только в том, успеют ли они еще и зарегистрировать бланк в Минюсте? Ведь до конца февраля остается не так уж много времени.
Принципы «прогресса»
Отчитываясь в инспекции через Интернет, нет необходимости дополнительно представлять еще и бумажные экземпляры, как это было с дискетами. Напомним, что если фирма сдает документы на электронных носителях (дискеты, СD-диски), она должна направить проверяющим и их бумажные аналоги.
При отправке декларации по Интернету датой ее представления считается день отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи – интернет-провайдера. Контролеры, проверив оформление деклараций, должны выслать организации таким же образом «электронную» квитанцию о приеме документов. Фактически это означает, что отчетность вы уже сдали, буквально не отходя от рабочего места.
Начать дискуссию