МНС России подготовило документы, требования которых коснутся большинства налогоплательщиков. Нас ждет новая форма декларации по налогу на прибыль, и не только. О новшествах рассказывает Карен Иосифович ОГАНЯН, руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России.
- О том, что форма декларации по налогу на прибыль изменилась, знают уже все бухгалтеры. Чем были вызваны эти изменения? В декларации появилось что-то принципиально новое для налогоплательщиков?
- Нет, ничего такого там нет и быть не может - ведь законодательная база не изменилась. Мы просто сократили декларацию на треть: уменьшилось количество показателей, а третий лист, который вызывал столько нареканий, исключен вовсе.
- Редакции стало известно, что сейчас ваш департамент работает и над Методическими рекомендациями по заполнению новой декларации. Когда их обнародуют?
- Надеюсь, что еще до конца года. В этом документе мы разъясним все, что изменили в декларации. А кроме того, уточним, как быть предприятию, если в течение налогового периода оно открыло или, наоборот, ликвидировало обособленное подразделение.
- И с какого момента нужно будет применять новую декларацию?
- С отчета за I квартал 2004 года. Так что у бухгалтеров еще достаточно времени, чтобы изучить и саму декларацию, и методичку. Отчитываться же за 2003 год надо будет по старой форме.
- Ваш департамент подготовил также изменения в Налоговый кодекс РФ. Каких проблем они коснутся?
- Ни для кого не секрет, что глава 25 Налогового кодекса усложнила работу организаций налоговым учетом. Мы предлагаем упростить его, сблизить с бухгалтерским. А то сейчас многим бухгалтерам приходится по два раза все пересчитывать, корректировать - для разных учетов.
- И что вы предлагаете?
- В частности, мы хотим "открыть" перечень прямых расходов, который приведен в статье 318 Налогового кодекса. Тогда бухгалтеры сами смогут решать, какие расходы для их предприятия являются прямыми, а какие нет.
Кроме того, планируем исправить статью 319 Налогового кодекса: убрать из нее весьма неудобный порядок, в соответствии с которым сейчас фирмы распределяют затраты на "незавершенку", готовую продукцию на складе и те товары, что уже отгружены, но еще не реализованы.
- Как же надо будет поступать налогоплательщикам?
- Самим разработать экономически обоснованный порядок распределения затрат и закрепить его в учетной политике. То есть организация сможет, например, использовать порядок, применяемый в бухучете, и для целей налогообложения.
- А каким образом определить, насколько расходы экономически обоснованны?
- Налогоплательщик должен четко ответить на три вопроса. Первый: не поименован ли рассматриваемый расход в статье 270 Налогового кодекса? Второй: направлены ли расходы на получение дохода? И наконец, насколько размер расходов соответствует рыночным ценам? Если все ответы положительные и очевидно, что с ними согласятся работники налоговых инспекций, проблем не возникнет.
- Насколько я знаю, вы хотите также изменить правила, по которым надо начислять амортизацию по имуществу, находящемуся в лизинге?
- Да. А все потому, что на сегодняшний день складывается такая ситуация. Если имущество находится на балансе лизингополучателя, то он этот объект и амортизирует. Лизингодатель же получает только доходы (оговоренные платежи), а расходов у него нет, так как амортизацию он не начисляет. В результате лизингодатель, пока действует договор, платит налог с доходов, а потом, после реализации имущества, у него образуется огромный убыток.
- И как вы решили выйти из этого положения?
- Прописать в 25-й главе Налогового кодекса, что для целей налогообложения амортизацию должен начислять лизингодатель.
- Когда же все эти поправки увидят свет?
- Наш департамент уже подготовил и передал все материалы в департамент налоговой политики МНС России. Думаю, поправки будут вынесены на обсуждение Госдумы в начале 2004 года.
- Насколько я вижу, поправки носят достаточно либеральный характер...
- Я совершенно убежден, что российским законодателям нужно не закручивать гайки, а улучшать налоговое администрирование. Любой жесткий закон даст краткосрочный эффект, а потом найдутся вполне легальные способы его обойти. Так что законодательство должно быть четким и либеральным.
- Хотелось бы узнать еще о тех документах, над которыми ваш департамент только начал работу...
- Сейчас мы детально изучаем ПБУ 18/02. Результатом этого "исследования" уже стали проекты документов, которые будут исходить от МНС России.
- Что это будут за документы?
- Их несколько. Один из них адресован налоговым инспекторам. В нем будут детально прописаны подходы, которые могут применяться при проведении контрольных проверок по налогу на прибыль. С учетом положений ПБУ 18/02.
- На что же проверяющие станут обращать особое внимание?
- Например, если у налогоплательщика значительное расхождение в суммах амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Или большая разница в суммах начисленного налога на прибыль. Кроме того, при анализе документов инспекторы должны будут обязательно обращать внимание на информацию из "внешних источников".
- То есть связываться с поставщиками, таможенниками, изучать счета за электроэнергию?
- Да. Но не думайте, что налоговый инспектор станет придираться к мелочам и штрафовать за каждый, по его мнению, перерасход бумаги или энергии. Да и права у него такого нет. Если налогоплательщик может обосновать свои затраты - значит, все в порядке. А когда, по мнению бухгалтера, все верно, но инспектор с ним не согласен, предприятие может подать в суд.
- А для бухгалтеров появятся ли какие-то документы "по мотивам" ПБУ 18/02?
- Да. Методические рекомендации для налогоплательщиков по ведению бухгалтерского учета.
Беседовала Лариса ГОРБУНОВА
Начать дискуссию