Новогоднее законодательство

Регулирование. Правовые изменения с 1 января 2004 года облегчат налоговое бремя, упростят процедуры на таможне и при регистрации юридических лиц. Вместе с тем некоторые положения грозят обернуться путаницей. Как уладить проблемы, власти пока не придумали

Регулирование. Правовые изменения с 1 января 2004 года облегчат налоговое бремя, упростят процедуры на таможне и при регистрации юридических лиц. Вместе с тем некоторые положения грозят обернуться путаницей. Как уладить проблемы, власти пока не придумали.

Анастасия Иванова
Импэксбанка Владимира Филичева, Центробанку необходимо в ближайшее время разработать такие же четкие и детализированные правила подготовки отчетности по МСФО, какие существуют для отчетности по инструкции № 17. Между тем ЦБ еще не довел до сведения финансовых учреждений сертифицированный перевод на русский язык международных стандартов. Впрочем, зависит это не столько от Центробанка, сколько от Лондонского комитета по международным стандартам, в чьи обязанности входит утверждение русифицированной версии новых правил.

Несмотря на отсутствие утвержденных правил, большинство банков первой двадцатки уже готовит отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Причем некоторые обходятся силами собственных специалистов, другие прибегают к помощи крупных аудиторских фирм - как международных, так и российских. Отчетность по МСФО нужна крупным банкам, чтобы облегчить выход на рынок международного капитала, а также активно работать на российском и международном межбанковском рынке. Таким образом, решение ЦБ лишь сделало обязательным то, что некоторые крупные банки делали уже на протяжении нескольких лет в связи с собственной необходимостью.

Мелкие банки, которые не составляют отчетность и не проводят аудит по международным правилам, столкнутся с необходимостью дополнительных финансовых вложений, так как им придется составлять отчетность по РСБУ и МСФО параллельно. Это повлечет за собой затраты на обучение специалистов, приобретение или модернизацию программного обеспечения. При этом, как отмечает Владимир Филичев, отчетность мелких банков, составленная по МСФО, наверняка будет востребована только Центробанком и не будет представлять большого интереса для участников рынка.

Есть и проблемы, общие для всех банков. Как считает заместитель председателя правления Локо-банка Виктория Константинова, большинство российских аудиторских компаний не готово к подтверждению банковской отчетности, составленной по международным стандартам. Более того, на первых порах у банковских аналитиков будут возникать затруднения при трактовке данных отчетности, составленной по МСФО. К тому же данные за предыдущие периоды невозможно будет сравнить с отчетностью, составленной по новым правилам.

Мелких брокеров не жалуют. Вступающий в силу 1 января 2004 года Таможенный кодекс существенно изменяет отношения между участниками ВЭД и таможенными органами. Кодекс, принятие которого было продиктовано вступлением России в ВТО, упрощает таможенные процедуры и снижает количество административных барьеров. Государственный таможенный комитет (ГТК), похоже, не слишком доволен такими либеральными преобразованиями. Его опасения связаны с потерей административных рычагов воздействия на участников ВЭД. Чиновники утверждают, что утрата контроля чревата потерями для бюджета.

Одно из главных достоинств Таможенного кодекса в том, что он содержит в себе большое количество норм прямого действия, то есть изложенных непосредственно в тексте кодекса. Сейчас таможенные процедуры регулируются многочисленными инструкциями ГТК, что существенно осложняет жизнь участникам ВЭД. С введением кодекса более 3000 ведомственных приказов и инструкций утратят силу. Кроме того, кодекс жестко ограничил возможности ГТК для установления собственных "правил игры". Ведомственные нормативные акты не могут вводить дополнительные требования или ограничения.

Кодекс предусматривает упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью более трех лет, не нарушая таможенного законодательства. Также образцовые участники ВЭД смогут подавать одну таможенную декларацию по нескольким поставкам одного товара за период времени (до одного года). Им дается право оформлять товары непосредственно на принадлежащих им объектах. Можно будет ввозить и вывозить товары без подачи декларации с условием ее последующего представления.

По нормам кодекса максимальные сроки таможенного оформления и проведения общей таможенной ревизии сокращаются с десяти до трех дней. Как отмечает начальник отдела, эксперт по налогам юридического бюро "Родичев и партнеры" Игорь Рекец, участники внешнеэкономической деятельности не уверены, что таможенники смогут соблюдать эти условия.

Изменяется порядок регулирования деятельности таможенных брокеров. В частности, отменяется лицензирование таможенных брокеров и иных участников таможенной деятельности. Все лицензии, выданные до 1 января 2004 года, сохраняют свое действие на срок их выдачи.

С 1 января 2004 года для получения права на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера необходимо получить свидетельство о внесении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Ведение реестра поручено таможенникам, которые должны рассмотреть заявления претендентов в 15-дневный срок.

"Несмотря на заявительный характер, по своему содержанию новый порядок мало чем отличается от лицензирования", - высказывает свое мнение Игорь Рекец. Дело в том, что кодекс вводит три дополнительных обязательных условия для внесения в реестр. В штате таможенного брокера должны состоять не менее двух аттестованных специалистов. Риск гражданской ответственности необходимо застраховать на сумму не менее 20 млн рублей. Также таможенные брокеры должны будут гарантировать уплату таможенных платежей внесением на счета ГТК не менее 50 млн рублей. Схожая обязанность появится у таможенных перевозчиков. С 1 января 2004 года им придется обеспечить таможенные платежи на сумму не менее 20 млн рублей. По словам начальника кредитного управления банка "Визави" Дмитрия Шиляева, большинство таможенных брокеров не имеет возможности заморозить такие суммы в качестве обеспечения. "Средства, проходящие через счета брокеров, как правило, являются "транзитными" (от декларанта товара к ГТК) и направлены на уплату текущих обязательств перед таможенными органами. Таможенные брокеры не всегда обладают имуществом на такую сумму, чтобы внести его в качестве залога", - заявляет специалист.

По утверждению Дмитрия Шиляева, ограничения приведут к вытеснению с рынка таможенных услуг небольших специализированных компаний. Их место могут занять крупные организации, для которых оказание таможенных услуг является всего лишь одним из направлений деятельности.

Несмотря на вытеснение мелких брокеров, как говорит Игорь Рекец, изменения должны способствовать улучшению качества услуг, поскольку они направлены на создание гарантий для экспортеров и импортеров. "И потом, государство переходит от административных способов воздействия на участников таможенных отношений к реальным экономическим рычагам. Это положительный сдвиг", - утверждает Игорь Рекец.

Несмотря на положительные подвижки в таможенном законодательстве, ряд проблем был обойден вниманием. Изменения коснулись в основном процедурных вопросов, а перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, практически не претерпел изменений.

К тому же некоторые нормы кодекса не согласованы с законодательством, регулирующим остальные аспекты деятельности участников ВЭД. Например, формулировки Таможенного кодекса не всегда совпадают с формулировками, применяемыми в НК. Традиционные термины "экспорт" и "импорт" в Таможенном кодексе заменены на "вывоз" и "ввоз", а грузовая таможенная декларация получила новое наименование "таможенная декларация". Кроме того, кодексом вводятся понятия, не соответствующие налоговому законодательству, например "внутренние налоги". Вероятно, для устранения противоречий потребуется в ближайший год вносить изменения в законодательные акты.

Как считает Игорь Рекец, неопределенность формулировок чревата проблемами для экспортеров при обращении в суд за возмещением экспортного НДС. "К такому выводу можно прийти, анализируя судебно-арбитражную практику, - поясняет юрист. - Дело в том, что суды формально подходят к трактовке понятий "экспорт", "экспортные операции" и к списку документов, подтверждающих экспортные операции. Поэтому в случае возникновения противоречий в формулировках экспортеру наверняка откажут в возмещении НДС из бюджета".

Такой разный налог с продаж

США. Налог с продаж региональный, поступления остаются в штатах. Ставка - 5%. НДС отсутствует.

Австралия. Налог с продаж региональный. Поступления распределяются между штатами в соответствии с принципами горизонтального бюджетного выравнивания. НДС отсутствует.

Канада. Одна из немногих стран, где сосуществуют НДС и налог с продаж. Аналог НДС (Gross Sales Tax) составляет 7% (продовольствие, лекарства и транспортные услуги от этого налога освобождены). Ставка провинциального налога с продаж (Province Sales Tax) - от 6% в Британской Колумбии до 12% в провинции Ньюфаундленд.

Повременить с налогом на имущество

У предприятий появится ряд лазеек для ухода от налога на имущество. Если раньше налогом облагались как основные средства, так и капитальные вложения, то теперь только основные средства. То есть предприятие может повременить с переводом объекта из графы "Капитальные вложения" в "Основные средства" и таким образом оттянуть момент оплаты налога на имущество. Но в таком случае оно лишается возможности пользоваться преимуществами, связанными с амортизацией. Также организация не сможет принимать НДС по капитальным вложениям к вычету до момента сдачи объекта. Впрочем, по неофициальной информации из МНС, с 1 января 2005 года налогоплательщикам могут предоставить право принимать НДС к вычету по капитальным вложениям в обычном порядке, то есть в конце налогового периода. Такая мера призвана компенсировать потери налогоплательщиков от возможного введения НДС-счетов.

Начать дискуссию